Чт, 09 Июля, 2020
Липецк: +22° $ 72.24 80.41

Увидеть в туристе гостя

Александр Косякин | 10.12.2019 03:27:50
Всех путешественников нашей страны поделили на две категории: паломников и туристов. Из соответствующего федерального закона (№ 170) убрали паломничество как направление туризма, теперь это самостоятельная сфера деятельности. И это честный подход, потому что бабушка со свечкой у алтаря даже не догадывалась, что она заядлая туристка. Ее никак нельзя было «ставить в отчетность». А ведь ставили. Каждый год цифры в докладах ползли вверх, их подгоняли по стародавней традиции — «от достигнутого».

Лукавые это были цифры. Во-первых, потому что считали не «по головам», а по «потолочному»: что-то брали из статистики гостиниц, что-то от… журавлиного клина в небесах. Особенно удавалась отчетность Задонску — три действующих монастыря, святые источники веками собирают тысячи паломников. Но на простой вопрос: сколько денег в бюджет от этих «туристов» попало в текущем году — никто не ответит. Зачастую паломник дальше монастырского двора никуда и не ходит, он даже о городе мало что знает.

Разумеется, при грамотной политике нескончаемый поток паломников (как историческую данность) можно постараться обратить на пользу светской туристической зоне. Однако для этого много чего придется предложить гостю уже за церковной оградой. Один только пример. Самое крупное календарное событие в Липецком крае — День памяти святителя Тихона Задонского. Тысячи крестоходцев и паломников собирает этот день. Так почему накануне, за день-два, или сразу после праздника не проводить мирские мероприятия — тематические «круглые столы» с приглашением известных писателей, краеведов, а также выставки, галереи, флешмобы, состязание хоров, конкурсы и прочая, используя два ресурса — большое скопление народа и интересную тему. Это хлопотно, это непросто, поэтому никто и не берется.

Но оставим православный народ монастырям, у них уже есть и свои гостиницы (в том числе и частные), и экскурсоводы, и контакты с турагентствами, и сетевые ресурсы. Давайте учиться у них, давайте подпевать той ноте, которая звучит давно. Вот выйдет, отстояв службу, паломник за монастырскую ограду и спросит первого встречного: скажи, мил человек, а что в городе посмотреть можно? Прохожий кроме краеведческого музея (кстати, расположенного рядом), вряд что-то вспомнит.

В общем, надо сказать горькую, но правду: кроме монастырей Задонску предъявить гостю особенно нечего. И с этим нужно как минимум считаться, как максимум — затевать маленькую революцию в тур­индустрии. Тема туризма сегодня попала в тренд, но есть масса проблем, о которых пока вообще не говорят и даже не думают. А обсуждать есть что, начиная с концепции креативного развития территории до стимулирования музейного творчества. Потенциал города не востребован, а ведь у него прекрасная экология, он с трех сторон окружен лесами, при этом находясь в самом центре России, да еще у главной федеральной трассы.


Есть ли свежие идеи в этом сегменте экономики? Есть. Разработана программа, которая предполагает создание уже в будущем году в Задонске сразу пяти музеев и одного событийного фестиваля федерального звучания. Прожектерство? Нет. Сформированный год назад при мэрии Общественный совет «Задонск: взгляд в будущее» уже строит три музея, причем пока без бюджетного финансирования.


Общественностью же разработан план развития центральных улиц города «Туристический квартал», и теперь с помощью архитектора (которого не было долгие годы) можно переходить к деталям. Глава администрации района Алексей Щедров не раз встречался с членами совета, и какие-то его предложения взял в свой портфель. Согласен он и с тем, что пока мы не освоили науку принимать ГОСТЯ.

Много теперь говорят о событийном туризме, причем всегда с таким же придыханием, как раньше о сверхплановых надоях и вспашке зяби. Этому есть объяснение. Событийный туризм, к примеру, задонского розлива, все эти клубничные и сахарные фестивали — это реинкарнация советского агитпропа, повторение праздников первого снопа (борозды, каравая…). Дело знакомое, нужное, для души полезное, но не добывающее казне ни копейки. Нужны новые идеи, прорывные технологии в туристическом сегменте экономики и, конечно, инвестиции.

В свое время по глупости чиновников из района буквально выставили «Русборг» (он начинался на Кургане), самый раскрученный в области фестиваль. Кусаем локти. Но и сегодня в районе есть примеры масштабной креативной политики в области туризма. Я о «Скорняково-Архангельском». Вот где день на день не похож, творчество бьет ключом, но при главной мотивации — во что бы то ни стало услужить ГОСТЮ. Джазовые фестивали, цыганские хоры, псовая охота, чтение классики у камина — обычные будни усадьбы. Конечно, мне возразят: мол, там деньги, там частный бизнес, сплошной капитализм. Отвечу: там работают фантазеры, любящие свое дело, — вот в чем штука.

В последние годы наша мечта об инвесторе с голубыми глазами и толстым кошельком заменила идею капитализма недоделанного. Не верим мы больше в капитализм и не заламываем руки у плетня: где ты бродишь, мистер Твистер, со своими миллионами? Понимаем — мистеру подавай и инфраструктуру, и преференции, и гарантии, и думающих творческих исполнителей. Но ясно уже одно: инвесторов, как новогодних пряников, на всех не хватит. А нам самим-то — желания изменить свою жизнь, засучить рукава — хватит?

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных