Пт, 28 Февраля, 2020
Липецк: $ 63.45 68.77

Репортажи для верующих и неверующих

Исаак Розенфельд | 08.02.2020 16:13:59

Не каждый готов говорить о своей вере публично. Люди оберегают сокровенное от равнодушия, непонимания и даже насмешек. Но вот журналисту, что пишет о жизни воцерковленных, деваться некуда. Надо находить нужные слова, делиться заветными наблюдениями, чувствами, мыслями.


Автор нескольких прозаических книг Татьяна Щеглова вела передачи на телеканале «Свет миру» Липецкой епархии, публиковала репортажи и очерки о паломниках, подвижниках и хранителях веры. В конце минувшего года она объединила их в сборнике «Дорога к храму», изданном по благословению митропо­лита Никона.

Судьбы героев книги очень разные. Отец Илия Азарин поддерживал пастырским попечением российских летчиков на сирийской авиабазе «Хмеймим». Мария Петровна Зарецких работала дояркой, удостоилась ордена Ленина, всегда жила с молитвой и даже в 87 лет бодро и радостно отправлялась в нелегкий путь по святым местам. Художник Алексей Сорокин в одиночку расписал старинную церковь в грязинском селе Плеханово. Предприниматель Алексей Шкрапкин, взявшись за возрождение усадьбы Муравьева-Карского близ Задонска, первым делом восстановил Михайло-Архангельский храм. Да, судьбы разные, характеры и профессии разные, но роднит этих людей то, что они — верующие.

Я не пишу рецензию. И не буду отмечать литературные достоинства книги или какие-то просчеты. Тут важно другое. Татьяна Щеглова отказалась от позиции отстраненного репортера-наблюдателя. Она не наблюдает, а живет жизнью своих спутников и собеседников. Общение с ними ее меняет, открывая мир самозабвенного служения Богу.

А сейчас рискну предположить: «Дорога к храму» интересна и полезна, прежде всего, читателям неверующим. Верующие и так все про себя знают. А вот если вам не доводилось участвовать в Крестном ходе, стоять в многочасовой очереди, чтобы поклониться мощам святого, если вы считаете, что это эхо Средневековья, а то и «мракобесие», вам стоит вчитаться в истории, рассказанные в книге. Нет, не затем, чтобы немедля пополнить ряды новообращенных, вызубрить «Символ веры» и запомнить, в какой руке держать свечу во время церковной службы. Но осознать, какое место занимает Православие в душах русских людей и в судьбе России, вы можете. В конце концов, разве самые упорные богоборцы не испытали на себе мудрость евангельских заповедей? Достаточно вспомнить хотя бы «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Есть у меня надежда, что кто-нибудь поймет, отчего православные так остро и болезненно воспринимают издевательские, затеваемые в погоне за дешевым хайпом «наезды» на то, что стало смыслом их жизни. И услышит объяснение недавно умершего проповедника и публициста протоиерея Всеволода Чаплина: «Для кого-то главное — человек, собственное выживание, комфорт и материальное благополучие. А для кого-то — имя Бога или пророка, священные книги, храм, икона, статуя… Приоритеты тех и других должны одинаково уважаться — в том числе и на уровне закона. В этом смысле осквернение святыни ничуть не лучше убийства».

Будь ты хоть трижды атеистом, но демонстрировать на выставке карикатуры на Христа и вкрапливать богохульные мотивы в театральную постановку нельзя. Как, впрочем, нельзя и слишком рьяным, не по уму, ревнителям веры втолковывать прихожанам, почему некрещеному запрещено быть крестным отцом новорожденного: чему хорошему может научить ребеночка тип без креста? Как ни странно, эту «мудрость» изрек на днях на канале «Спас» один батюшка.

Все-таки пришла пора и верующим, и неверующим избавляться от крайностей и агрессивности. Но без желания слушать и слышать ничего не получится. И в книге Татьяны Щегловой звучат голоса, которые побуждают об этом задуматься.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных