Пн, 27 Сентября, 2021
Липецк: +10° $ 72.56 85.49

Кино без попкорна

Исаак Розенфельд | 27.08.2021 07:37:42

Не знаю, остается ли и сегодня кино из всех искусств для нас важнейшим. Посмотрев с десяток современных фильмов, уже задумываешься: а вообще-то оно еще остается искусством?

Как-то включил я телеканал «Наше новое кино». И наткнулся, прямо-таки напоролся на уморительную комедию. В ней некий миллионер, необъятная туша, словно бы один из трех толстяков Юрия Олеши, объявляет конкурс самцов. А ну, кто за считанные дни уложит в постель женщин больше, чем конкуренты?

Сексуально озабоченного миллионера играет Дмитрий Нагиев. Ему как всегда все равно, в какой лабуде сниматься. А вот за талантливую Равшан Куркову (помните ее в роли узбечки-гастарбайтерши в симпатичном мини-сериале «А у нас во дворе»?) я обиделся. Но еще обиднее было за зрителей. Ведь придумавшие эту историю авторы не сомневались: публика мыльных опер, «Дома-2» и «Комеди Клаб» будет довольна.

Тем не менее, господа, и хорошие фильмы, пусть нечасто, снимаются. И режиссеры первоклассные в России пока не перевелись.  Недавно отмечался юбилей Александра Сокурова. Может, вы пусть мельком слышали это имя? Но почти наверняка вам не довелось увидеть хотя бы одну- единственную из полусотни сокуровских картин. Они не добираются до кинотеа­тров. А их создателя, по-моему, гораздо больше ценят за рубежом, чем на Родине. Его прославленный американский коллега Мартин Скорсезе написал: «Мировому кино необыкновенно повезло, что есть Александр Сокуров. Он и философ-гуманист, и изобретатель новых возможностей кинематографа. Остается лишь удивляться тому мужеству, с которым режиссер продолжает работать в новых для России условиях рынка».

Кстати, советские киноначальники Сокурова тоже не жаловали. Сейчас чиновников тех вроде нет и в помине, но произведениям крупного художника по-прежнему нет места в прокате.

Попробовал я отыскать в Ютубе сокуровского «Фауста». Отыскал. Но то была версия на итальянском. Даже без закадрового перевода, без русских титров.

Правда, и «Фауст», и «Солнце», и «Русский ковчег» в телеящике, на ноутбуке, планшете, мобильнике то же, что репродукция «Явления Христа народу» на спичечном коробке. Сокурова, как, впрочем, и «Калину красную» Шукшина, и «Заставу Ильича» и «Послесловие» Марлена Хуциева, нельзя оценить, тем более полюбить в подобном, с позволения сказать, формате. Большое кино предназначено для большого экрана. По словам Юрия Тютина, энтузиаста, настойчиво продвигающего российские шедевры в народ, такова естественная среда их обитания. Но достойные фильмы от нее изолированы. Это участь и авторского кинематографа, именуемого по-модному артхаусным, и кино для широкой аудитории, если угодно, народного. Последнее не надо путать с масскультом и шоу-бизнесом.

Тут четкая граница. Все, что потребляется под хруст попкорна, — масскульт. Сокуров, понятно, с попкорном не совместим. Как, впрочем, и советские картины «Летят журавли», «Судьба человека», «В огне брода нет». Немыслимо что-то жевать, запивая колой, когда на экране мальчонка-сирота, дитя войны, бросается на шею тоже одинокому, осиротевшему солдату-фронтовику с рвущим душу криком: «Папка, родненький!».

Как будто бы миры Сокурова и недавно ушедшего из жизни Владимира Меньшова во всем противоположны друг другу. Но тот и другой пребывают на территории искусства.

Да, когда-то кино смотрели самозабвенно, на полтора часа все происходившее за пределами темного зала словно исчезало. И это не пропагандистский миф, что после «Девяти дней одного года» подростки мечтали посвятить себя науке. А реплика из «Офицеров»: «Есть такая профессия — Родину защищать!» воспринималась многими как жизненный ориентир.

Возможно ли возродить это трепетное отношение к настоящему кино? Послушаем еще раз Юрия Тютина. Он причастен к повторной демонстрации отреставрированных фильмов Элема Климова, Георгия Данелии, Карена Шахназарова. Все они с успехом шли на множестве площадок и по сборам опережали американский «Форсаж». А вот совсем уж чудо-чудное, диво-дивное: не где-нибудь, а во Франции взахлеб смотрели, не поверите, «Карнавальную ночь». Тютин говорит, он и сам увидел другое кино, не то, что бессчетно часто крутят по новогоднему ТВ. Красивое, освежающее яркими красками, деталями, глубиной.

А у наших соседей в Воронеже по весне впервые встретились владельцы кинотеатров и обсуждали, как лучше знакомить россиян со сложными авторскими произведениями, того же Сокурова, к примеру.

Так что в День российского кино есть сдержанный оптимизм на предмет воссоединения большого кино с большим экраном. Точнее — со зрителем. И, может, прозвучавший сто лет назад тезис о важнейшем из искусств обретет новую актуальность.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных