Пн, 20 Января, 2020
Липецк: $ 63.71 70.52

А Мастер жил без суеты

Исаак Розенфельд | 17.12.2019 07:34:02
— Да у вас прямо-таки культ личности Сорокина! — то ли с удивлением, то ли с осуждением сказал мне однажды заехавший в наши места московский газетчик. — Дом Мастера Сорокина, премия имени Сорокина, конкурс-фестиваль имени Сорокина, художественная школа имени Сорокина.

Я уточнил: — Не культ личности, а культ творчества большого художника. Может быть, культ творцов — единственное лекарство от культа денег, шопинга и попсы.

Но я напрасно начал заметки о Викторе Семеновиче Сорокине с этого спора. О таком художнике надо говорить не прозой, а стихами. Когда-то памяти Сорокина посвятили стихотворение:

Казалось, чем он рисковал?
Нет безобиднее свободы:
Всю жизнь художник рисовал
Четыре времени природы.
Но озабочен этим страж,
Пусть в приговоре и не стоек:
Пейзаж — он наш или не наш
Без труб, заводов, новостроек?
А Мастер жил без суеты,
Скучал от долгих церемоний,
Писал деревья и цветы
С улыбкой тайно-посторонней.
Он небо, речку и мостки,
Мир Божий, милый и знакомый,
Умел, рассыпав на мазки,
Собрать по собственным законам.


От разных людей доводилось мне слышать: народный художник России, один из лучших живописцев второй половины ХХ века по-особому оценивал работу товарищей по цеху. Он не просто всматривался в покрытый красками холст. Ему случалось поднести к картине ладонь и в прямом, физическом смысле слова определить: излучают пейзаж, портрет, натюрморт тепло или нет. Не излучают? Тогда он молча уходил. Формальное умение его уже не могло заинтересовать.

Не терпевший суе­словия, о самом главном он говорил лишь среди  близких: «Бывает, кто-то пишет мастерски, но это холостой ход, если нет состояния, чувства. Композиция, колорит — это вопрос техники. Любой обученный художник должен этим владеть. В картине всегда должен ощущаться человек, иначе — пустое».

Я вспомнил эти слова Виктора Семеновича на минувшей неделе, на вернисаже, подытожившем шестнадцатый региональный фестиваль-конкурс художественного творчества для детей и юношества, который носит имя Сорокина. В областном выставочном зале сейчас демонстрируются сотни лучших работ его участников от пяти до семнадцати лет. Окажись здесь сам Сорокин, он накидал бы авторам острых, точных замечаний и о колорите, и о композиции — они ведь еще не волшебники, они только учатся. Зато наверняка бы уловил даже не тепло, а жар, что исходит от каждой картины, рисунка, гравюры, фигурки из пластилина или глины.

Конкурс-фестиваль традиционно закрывается незадолго до Дня художника. Нет, правильнее будет сказать: его финал с награждением победителей и лауреатов становится прологом скорого праздника. Во всероссийском календаре этого дня пока нет. Он учрежден только в Липецкой области и связан, опять-таки, с Виктором Семеновичем: 25 декабря Сорокин родился.

Впрочем, какое крупное событие в художественной жизни нашего края не освящено его авторитетом, его аурой! И столичные, и все прочие художники почитают за честь привести в Липецк свои произведения. Они приезжают на липецкие пленэры. Да, их пленяют окрестности Красивой Мечи или Матыры. Но разве в Подмосковье, под Рязанью, под Смоленском природа хуже? А вот то, что по этим тропинкам бродил с мольбертом невысокий, простоватый на вид старичок с седой шкиперской бородкой, придает нашим пленэрам особую притягательность.

Меня давно не удивляет, если кто-то, вдали от Липецка, говорит о нем не как о центре металлургии или городе-курорте, а как о «малой родине» уже бесспорного классика Виктора Сорокина. И так ли уж важно, что Виктор Семенович появился на свет не здесь, а в Москве? Подобно Василию Розанову, он считал древний Елец родиной своей души. «Я почувствовал себя в Ельце свободным, — сказал мастер уже на излете дней. — Его я полюбил на всю жизнь». А потом был Липецк.

И он сполна заплатил краю, к которому так был привязан. Не перечислить всех его учеников и последователей. Сегодня в Задонске и Грязях, Измалково и Хлевном, Красном и Тербунах, в том же Ельце и Липецке работают десятки школ искусств, студий, кружков. И у региональной власти, и у местного самоуправления находятся на это средства. Раз уж такой Мастер жил среди нас, надо же соответствовать.

В разгар споров о специальных уроках патриотизма в школах умный педагог спросил: а зачем они, если есть уроки великой русской патриотической литературы? Такими же уроками любви к Родине стали полотна народного художника России Виктора Сорокина.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных