Вс, 28 Ноября, 2021
Липецк: -2° $ 72.60 82.26

«Кроткие» против «шустрых»

Юрий Бакланов | 19.12.2018 00:00:00

В этом году в Липецке отремонтировали около двух десятков дорог и провели бордюрную модернизацию, что обеспечивает большую безопасность пешеходов. А последних, как писали Ильф и Петров, «надо любить». Именно они изобрели автомобиль, но их, «кротких и умных», стали давить на улицах, которые тоже они создали.


В ряде стран давно озаботились таким положением вещей: строят развязки, велосипедные и пешеходные дорожки, которые не пересекаются с автомобильными. Или создают пешеходные зоны, постепенно вытесняя автомобилистов из них. К примеру, в Германии это сделано в 380 городах.


О том, что такое настоящие автомобильные пробки, липчане узнали с началом реконструкции Петровского моста. Одну остановку с левого берега до моста можно тащиться 40-50 минут. Все на нервах, все пытаются проскочить, сталкиваются, увеличивая статистику мелких аварий. Но с этим ничего не поделаешь, надо только ждать окончания ремонта.


От пробок на других направлениях, особенно на проспекте Победы, на улице Космонавтов, без их реконструкции не избавиться. Количество авто в городе растет, стоянок не хватает, машины начинают вытеснять «кротких» пешеходов даже со дворов.


Тем временем в Европе радуются уменьшению количества машин на центральных улицах городов и уже на законодательном уровне запрещен въезд туда транспорта с дизельными двигателями в Лейпциге, Гамбурге и Франкфурте-на-Майне. В Париже ограничено присутствие личных авто в центре на 20 процентов, в Мадриде планируют закрыть для авто более 30 улиц. А вот трамваи приветствуются. Мэры итальянской туристической Флоренции и французского Гавра выразили благодарность ЕС за финансирование строительства трамвайных путей, что облегчило транспортную связь растущих районов и улучшило экологию.


Надеюсь, когда-нибудь этот удобный, быстрый и экологичный транспорт уже на современном уровне снова появится в Липецке. И надземному метро на левый берег почему бы не быть. Но, как я убедился в Дюссельдорфе, одно другому совершенно не мешает. Инженерная мысль позволила совместить городскую электричку, подземное и надземное метро.


Все зависит от того, какую цель поставят перед собой липецкие градостроители вместе с активной общественностью: сделать городскую территорию удобной для проезда и стоянок авто или для комфортного и удобного проживания населения в более экологичной среде. К этому как раз и призывает временно исполняющий обязанности губернатора области Игорь Артамонов. Он уже обратил внимание на общественный транспорт, наметив в будущем году обновить автобусный парк за счет государственно-частного партнерства.


В разных странах пытаются решить всеобщую проблему по-разному. Жители Гамбурга на референдуме отказались от проведения Олимпийских игр, решили сэкономить средства для превращения центра в пешеходно-прогулочные зоны с парками и скверами, куда въезд личных авто будет запрещен. В крупнейшем городе мира — Шанхае — центр для этого насытили парковками арендных велосипедов. В США создали автотранспортные конторы специально для обслуживания компаний, возят сотрудников на работу и с работы на автобусах. В Германии, как и в Нидерландах, в небольших городах ставят машины на прикол и ездят на велосипедах.


Вряд ли в Липецке такое пока возможно. Велодорожки построены главным образом для прогулок, они ведут… в никуда. Если кто поедет, скажут: баловство, время человек не ценит. Один чиновник живет на Интернациональной, здесь и работает. Ездит один километр на престижной иномарке. Иначе утвердившийся в России имидж не позволяет, авторитет можешь потерять. Уверен: пока не появится в городах, не только в Липецке, комфортный и ходящий точно по расписанию общественный транспорт, такой тренд оценки престижа не переломить.


Одним из мейнстримов в транспортном обслуживании эксперты видят электробусы и электромобили. Эксперт «Газпромбанка» на одном из форумов предсказал, что автомобилизация на электротяге прои­зойдет нескоро, к 2025 году в мире появятся 180 миллионов таких авто. Но, кажется, он ошибается. Крупнейший в мире автоконцерн «Фольксваген» собирается только на двух заводах в Ганновере и Эмдене производить 50 миллионов электрокаров. Лет десять назад я видел у штаб-квартиры в Вольфсбурге первые электромобили. Заряжались они медленно, пока специалисты и рабочие были на смене, расстояние поездки после зарядки составляло 140—160 километров. Новые модели легкового и коммерческого транспорта имеют запас хода уже от 330 до 550 километров.


В России, по данным «Автостата», электромобили официально не продаются, поскольку практически нет зарядных станций. Их всего 200. Электропарк составляет 1,8 тысячи автомашин, в основном марки «Ниссан», завезенных из Японии частниками. В салонах надо ставить газовые печки или керамические нагреватели, о чем, кстати, предупреждали специалисты Минэнерго. В Москве решили закупить первые 100 электробусов и испытать, в Липецке — несколько штук. Может, я неправ, но если дело касается бюджетных денег, пусть небольших, вряд ли стоит торопиться, пусть техиспытания и техобслуживание проведут в Москве. Лучше учиться на чужом опыте и чужих ошибках, чтобы своих не совершать.


Президент страны Владимир Путин поставил четкую задачу на заседании Госсовета: «Нужно проработать стимулы к повсеместному обновлению автобусов, троллейбусов, трамваев, другого общественного транспорта, найти эффективные механизмы государственной поддержки модернизации транспортного парка». В Санкт-Петербурге уже приступили к реализации этого указания, создают завод по производству трамваев в партнерстве со швейцарской компанией Stadler.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных