Сб, 06 Марта, 2021
Липецк: $ 74.44 90.37
Исаак Розенфельд

Исаак Розенфельд

Обозреватель "Липецкой газеты"
Публикаций: 217
Исаак Розенфельд  |  11.12.2020 09:14:00

Главный закон для России

27 лет назад, когда еще не стихло эхо обстрелов «Белого дома», в декабре 93-го была принята Конституция РФ. Тогда ее называли «ельцинской». ..
array(62) { ["ID"]=> string(3) "804" ["~ID"]=> string(3) "804" ["BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["~BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["TITLE"]=> string(45) "Главный закон для России" ["~TITLE"]=> string(45) "Главный закон для России" ["DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-12-11 09:14:00" ["~DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-12-11 09:14:00" ["DATE_PUBLISH"]=> string(19) "11.12.2020 09:14:00" ["~DATE_PUBLISH"]=> string(19) "11.12.2020 09:14:00" ["AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["~AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["DETAIL_TEXT"]=> string(8085) "[JUSTIFY]
[B]27 лет назад, когда еще не стихло эхо обстрелов «Белого дома», в декабре 93-го была принята Конституция РФ. Тогда ее называли «ельцинской». Сегодня, однако, такое название ей вряд ли подходит.[/B]


В этом году по инициативе Владимира Путина после общенародного обсуждения в Основной закон внесены поправки и дополнения, изменившие суть, смысл и дух ряда ключевых статей.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Например, провозглашен приоритет российского законодательства над международным. Или еще: исключена возможность отчуждения любой части нашей территории в пользу кого угодно — японцев, немцев, финнов. Эту идею выдвинул известный актер Владимир Машков. Вообразите, как бы его заклеймила, заклевала, объявила нерукопожатным либеральная публика в 90-е! А как бы отнеслись деятели типа Козырева или Коха к запрету на иностранное гражданство для министров и губернаторов? Они же, предавая, продавая, обирая страну, собирались тратить украденное в Лондоне, Париже или где-нибудь в Лас-Вегасе.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Да и само упоминание о тысячелетней истории государства российского, об идеалах и вере, завещанных нам предками, наверняка бы сочли неуместным. Гордиться своим прошлым тогда было не комильфо, не в тренде. Вон, Соединенным Штатам всего-то лет двести, а они такие богатые и могущественные.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Ельцинская элита, торопясь закрепить свою победу над разогнанным Верховным Советом, сочиняла текст с оглядкой на заграницу: мы все правильно пишем, господа наставники? Она тешилась иллюзией: если хорошо себя вести, Запад простит Россию за то, что она была Советским Союзом, полюбит и примет в цивилизованную европейскую семью. Но нас не простили. Не полюбили. Не приняли.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]И вот сейчас у страны обновленная Конституция, которую в большей степени можно назвать Конституцией именно России, для России, в интересах России. Урок 90-х усвоен. Мы гораздо меньше прислушиваемся, что говорит «княгиня Марья Алексеевна», обитающая на Капитолийском холме, в бундестаге, выступающая в Европарламенте или на саммите «двадцатки». Напрасно «партнеры» так уверены, что они лучше русских понимают, как мы должны жить. Зря требуют, чтобы мы брали с них пример. А за непослушание грозят отправить в угол, стращают новыми санкциями.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Что нам следует у них перенимать? Поменявший окраску новый расизм под лозунгом «Жизни черных имеют значение» или мультикультурализм по-французски и по-немецки? В России без вашего мультикультурализма века жили и живут рядом вместе десятки народов. И нам не тесно. Никто никому не мешает петь и молиться на своем языке. А русский всюду учат и знают не хуже родного, чтобы понимать друг друга. К тому же он шире открывает двери в мир науки, техники, культуры. Что, кстати, также отражено в тексте отредактированной Конституции.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Мы перестали стесняться быть самими собой. В наших ЗАГСах не регистрируются, а в православных храмах, мечетях, синагогах не освящаются однополые браки. В российском Основном законе черным по белому записано: брак — это союз мужчины и женщины. Уж извиняйте. А с ума сходите без нас, господа.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Конституция, разумеется, опирается на опыт минувшего. Но при том это и проект на завтра и послезавтра. Контур будущего, какое мы желаем детям, внукам и правнукам. Потому в конституционном акте столько внимания уделено укреплению доверия, солидарности в обществе, уважению к человеку труда.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Остро спорили о так называемой «поправке Валентины Терешковой», о проблеме, для краткости обозначаемой как «обнуление». Западники негодовали. Они жаждут регулярной и обязательной сменяемости власти. Это, мол, великое благо. Ну да, конечно. Вот сменит семидесятичетырехлетнего скандального Трампа семидесятивосьмилетний склеротик Байден, и наступит в Штатах эпоха всеобщего процветания и счастья.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]А россиянам здравый смысл подсказывает: стоит у руля надежный человек, ведет корабль верным курсом — и слава Богу. А дальше видно будет. Кому народ поверит, того и выберет. А сколько раз подряд, не играет роли. Кстати, по данным социологов, стабильность, как и справедливость, в России особенно востребованы.[/JUSTIFY]
[P]Кто-то полагал: проголосуем, обновим Конституцию, и дело сделано. В действительности это лишь первый этап. Чтобы Конституция была эффективной, необходимо развернуть и конкретизировать ее лаконичные положения в новых законах. И сегодня они разрабатываются и принимаются.[/P]" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(7970) "[JUSTIFY] [B]27 лет назад, когда еще не стихло эхо обстрелов «Белого дома», в декабре 93-го была принята Конституция РФ. Тогда ее называли «ельцинской». Сегодня, однако, такое название ей вряд ли подходит.[/B] В этом году по инициативе Владимира Путина после общенародного обсуждения в Основной закон внесены поправки и дополнения, изменившие суть, смысл и дух ряда ключевых статей. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Например, провозглашен приоритет российского законодательства над международным. Или еще: исключена возможность отчуждения любой части нашей территории в пользу кого угодно — японцев, немцев, финнов. Эту идею выдвинул известный актер Владимир Машков. Вообразите, как бы его заклеймила, заклевала, объявила нерукопожатным либеральная публика в 90-е! А как бы отнеслись деятели типа Козырева или Коха к запрету на иностранное гражданство для министров и губернаторов? Они же, предавая, продавая, обирая страну, собирались тратить украденное в Лондоне, Париже или где-нибудь в Лас-Вегасе. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Да и само упоминание о тысячелетней истории государства российского, об идеалах и вере, завещанных нам предками, наверняка бы сочли неуместным. Гордиться своим прошлым тогда было не комильфо, не в тренде. Вон, Соединенным Штатам всего-то лет двести, а они такие богатые и могущественные. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Ельцинская элита, торопясь закрепить свою победу над разогнанным Верховным Советом, сочиняла текст с оглядкой на заграницу: мы все правильно пишем, господа наставники? Она тешилась иллюзией: если хорошо себя вести, Запад простит Россию за то, что она была Советским Союзом, полюбит и примет в цивилизованную европейскую семью. Но нас не простили. Не полюбили. Не приняли. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]И вот сейчас у страны обновленная Конституция, которую в большей степени можно назвать Конституцией именно России, для России, в интересах России. Урок 90-х усвоен. Мы гораздо меньше прислушиваемся, что говорит «княгиня Марья Алексеевна», обитающая на Капитолийском холме, в бундестаге, выступающая в Европарламенте или на саммите «двадцатки». Напрасно «партнеры» так уверены, что они лучше русских понимают, как мы должны жить. Зря требуют, чтобы мы брали с них пример. А за непослушание грозят отправить в угол, стращают новыми санкциями. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Что нам следует у них перенимать? Поменявший окраску новый расизм под лозунгом «Жизни черных имеют значение» или мультикультурализм по-французски и по-немецки? В России без вашего мультикультурализма века жили и живут рядом вместе десятки народов. И нам не тесно. Никто никому не мешает петь и молиться на своем языке. А русский всюду учат и знают не хуже родного, чтобы понимать друг друга. К тому же он шире открывает двери в мир науки, техники, культуры. Что, кстати, также отражено в тексте отредактированной Конституции. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Мы перестали стесняться быть самими собой. В наших ЗАГСах не регистрируются, а в православных храмах, мечетях, синагогах не освящаются однополые браки. В российском Основном законе черным по белому записано: брак — это союз мужчины и женщины. Уж извиняйте. А с ума сходите без нас, господа. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Конституция, разумеется, опирается на опыт минувшего. Но при том это и проект на завтра и послезавтра. Контур будущего, какое мы желаем детям, внукам и правнукам. Потому в конституционном акте столько внимания уделено укреплению доверия, солидарности в обществе, уважению к человеку труда. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Остро спорили о так называемой «поправке Валентины Терешковой», о проблеме, для краткости обозначаемой как «обнуление». Западники негодовали. Они жаждут регулярной и обязательной сменяемости власти. Это, мол, великое благо. Ну да, конечно. Вот сменит семидесятичетырехлетнего скандального Трампа семидесятивосьмилетний склеротик Байден, и наступит в Штатах эпоха всеобщего процветания и счастья. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]А россиянам здравый смысл подсказывает: стоит у руля надежный человек, ведет корабль верным курсом — и слава Богу. А дальше видно будет. Кому народ поверит, того и выберет. А сколько раз подряд, не играет роли. Кстати, по данным социологов, стабильность, как и справедливость, в России особенно востребованы.[/JUSTIFY] [P]Кто-то полагал: проголосуем, обновим Конституцию, и дело сделано. В действительности это лишь первый этап. Чтобы Конституция была эффективной, необходимо развернуть и конкретизировать ее лаконичные положения в новых законах. И сегодня они разрабатываются и принимаются.[/P]" ["BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["~BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["~BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["~BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["~AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["~BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["VIEWS"]=> string(3) "932" ["~VIEWS"]=> string(3) "932" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["~NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["ATTACH_IMG"]=> NULL ["~ATTACH_IMG"]=> NULL ["BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["~CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["CODE"]=> string(25) "glavnyy-zakon-dlya-rossii" ["~CODE"]=> string(25) "glavnyy-zakon-dlya-rossii" ["urlToBlog"]=> string(38) "/blog/autors/16/?page=blog&blog=16" ["urlToPost"]=> string(71) "/blog/autors/16/?page=post&blog=16&id=glavnyy-zakon-dlya-rossii" ["urlToAuthor"]=> string(36) "/blog/autors/16/?page=user&id=17" ["AuthorName"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["TEXT_FORMATED"]=> string(8081) "

27 лет назад, когда еще не стихло эхо обстрелов «Белого дома», в декабре 93-го была принята Конституция РФ. Тогда ее называли «ельцинской». Сегодня, однако, такое название ей вряд ли подходит.


В этом году по инициативе Владимира Путина после общенародного обсуждения в Основной закон внесены поправки и дополнения, изменившие суть, смысл и дух ряда ключевых статей.
Например, провозглашен приоритет российского законодательства над международным. Или еще: исключена возможность отчуждения любой части нашей территории в пользу кого угодно — японцев, немцев, финнов. Эту идею выдвинул известный актер Владимир Машков. Вообразите, как бы его заклеймила, заклевала, объявила нерукопожатным либеральная публика в 90-е! А как бы отнеслись деятели типа Козырева или Коха к запрету на иностранное гражданство для министров и губернаторов? Они же, предавая, продавая, обирая страну, собирались тратить украденное в Лондоне, Париже или где-нибудь в Лас-Вегасе.
Да и само упоминание о тысячелетней истории государства российского, об идеалах и вере, завещанных нам предками, наверняка бы сочли неуместным. Гордиться своим прошлым тогда было не комильфо, не в тренде. Вон, Соединенным Штатам всего-то лет двести, а они такие богатые и могущественные.
Ельцинская элита, торопясь закрепить свою победу над разогнанным Верховным Советом, сочиняла текст с оглядкой на заграницу: мы все правильно пишем, господа наставники? Она тешилась иллюзией: если хорошо себя вести, Запад простит Россию за то, что она была Советским Союзом, полюбит и примет в цивилизованную европейскую семью. Но нас не простили. Не полюбили. Не приняли.
И вот сейчас у страны обновленная Конституция, которую в большей степени можно назвать Конституцией именно России, для России, в интересах России. Урок 90-х усвоен. Мы гораздо меньше прислушиваемся, что говорит «княгиня Марья Алексеевна», обитающая на Капитолийском холме, в бундестаге, выступающая в Европарламенте или на саммите «двадцатки». Напрасно «партнеры» так уверены, что они лучше русских понимают, как мы должны жить. Зря требуют, чтобы мы брали с них пример. А за непослушание грозят отправить в угол, стращают новыми санкциями.
Что нам следует у них перенимать? Поменявший окраску новый расизм под лозунгом «Жизни черных имеют значение» или мультикультурализм по-французски и по-немецки? В России без вашего мультикультурализма века жили и живут рядом вместе десятки народов. И нам не тесно. Никто никому не мешает петь и молиться на своем языке. А русский всюду учат и знают не хуже родного, чтобы понимать друг друга. К тому же он шире открывает двери в мир науки, техники, культуры. Что, кстати, также отражено в тексте отредактированной Конституции.
Мы перестали стесняться быть самими собой. В наших ЗАГСах не регистрируются, а в православных храмах, мечетях, синагогах не освящаются однополые браки. В российском Основном законе черным по белому записано: брак — это союз мужчины и женщины. Уж извиняйте. А с ума сходите без нас, господа.
Конституция, разумеется, опирается на опыт минувшего. Но при том это и проект на завтра и послезавтра. Контур будущего, какое мы желаем детям, внукам и правнукам. Потому в конституционном акте столько внимания уделено укреплению доверия, солидарности в обществе, уважению к человеку труда.
Остро спорили о так называемой «поправке Валентины Терешковой», о проблеме, для краткости обозначаемой как «обнуление». Западники негодовали. Они жаждут регулярной и обязательной сменяемости власти. Это, мол, великое благо. Ну да, конечно. Вот сменит семидесятичетырехлетнего скандального Трампа семидесятивосьмилетний склеротик Байден, и наступит в Штатах эпоха всеобщего процветания и счастья.
А россиянам здравый смысл подсказывает: стоит у руля надежный человек, ведет корабль верным курсом — и слава Богу. А дальше видно будет. Кому народ поверит, того и выберет. А сколько раз подряд, не играет роли. Кстати, по данным социологов, стабильность, как и справедливость, в России особенно востребованы.

Кто-то полагал: проголосуем, обновим Конституцию, и дело сделано. В действительности это лишь первый этап. Чтобы Конституция была эффективной, необходимо развернуть и конкретизировать ее лаконичные положения в новых законах. И сегодня они разрабатываются и принимаются.

" ["IMAGES"]=> array(0) { } ["DATE_PUBLISH_FORMATED"]=> string(17) "11.12.2020, 09:14" ["DATE_PUBLISH_DATE"]=> string(10) "11.12.2020" ["DATE_PUBLISH_TIME"]=> string(5) "09:14" ["DATE_PUBLISH_D"]=> string(2) "11" ["DATE_PUBLISH_M"]=> string(2) "12" ["DATE_PUBLISH_Y"]=> string(4) "2020" ["POST_PROPERTIES"]=> array(2) { ["SHOW"]=> string(1) "Y" ["DATA"]=> array(1) { ["UF_BLOG_POST_DOC"]=> array(22) { ["ID"]=> string(1) "1" ["ENTITY_ID"]=> string(9) "BLOG_POST" ["FIELD_NAME"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["XML_ID"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["SORT"]=> string(3) "100" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["MANDATORY"]=> string(1) "N" ["SHOW_FILTER"]=> string(1) "N" ["SHOW_IN_LIST"]=> string(1) "N" ["EDIT_IN_LIST"]=> string(1) "Y" ["IS_SEARCHABLE"]=> string(1) "Y" ["SETTINGS"]=> array(7) { ["SIZE"]=> int(20) ["LIST_WIDTH"]=> int(0) ["LIST_HEIGHT"]=> int(0) ["MAX_SHOW_SIZE"]=> int(0) ["MAX_ALLOWED_SIZE"]=> int(0) ["EXTENSIONS"]=> array(0) { } ["TARGET_BLANK"]=> string(1) "Y" } ["EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["LIST_COLUMN_LABEL"]=> NULL ["LIST_FILTER_LABEL"]=> NULL ["ERROR_MESSAGE"]=> NULL ["HELP_MESSAGE"]=> NULL ["USER_TYPE"]=> array(7) { ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["CLASS_NAME"]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" ["EDIT_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderEdit" } ["VIEW_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderView" } ["USE_FIELD_COMPONENT"]=> bool(true) ["DESCRIPTION"]=> string(8) "Файл" ["BASE_TYPE"]=> string(4) "file" } ["VALUE"]=> bool(false) ["ENTITY_VALUE_ID"]=> int(804) ["~EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" } } } ["BlogUser"]=> array(3) { ["AVATAR_file"]=> array(15) { ["ID"]=> string(3) "134" ["TIMESTAMP_X"]=> object(Bitrix\Main\Type\DateTime)#196 (1) { ["value":protected]=> object(DateTime)#197 (3) { ["date"]=> string(26) "2019-01-11 07:03:24.000000" ["timezone_type"]=> int(3) ["timezone"]=> string(13) "Europe/Moscow" } } ["MODULE_ID"]=> string(4) "blog" ["HEIGHT"]=> string(3) "240" ["WIDTH"]=> string(3) "240" ["FILE_SIZE"]=> string(5) "22095" ["CONTENT_TYPE"]=> string(10) "image/jpeg" ["SUBDIR"]=> string(15) "blog/avatar/0cc" ["FILE_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["ORIGINAL_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["HANDLER_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> string(32) "84edb160fdb62984d206ea2771e0c930" ["~src"]=> bool(false) ["SRC"]=> string(30) "/upload/blog/avatar/0cc/16.jpg" } ["Avatar_resized"]=> array(4) { ["src"]=> string(53) "/upload/resize_cache/blog/avatar/0cc/100_100_2/16.jpg" ["width"]=> int(0) ["height"]=> int(0) ["size"]=> NULL } ["AVATAR_img"]=> string(122) "" } }
Исаак Розенфельд  |  20.11.2020 09:07:12

Семь дней в ноябре

Сто десять лет назад сумрачным ноябрьским днем на маленькой станции Астапово сошел тяжело занедуживший в дороге старик.  Мало кто узн..
array(62) { ["ID"]=> string(3) "803" ["~ID"]=> string(3) "803" ["BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["~BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["TITLE"]=> string(33) "Семь дней в ноябре" ["~TITLE"]=> string(33) "Семь дней в ноябре" ["DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-11-20 09:07:12" ["~DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-11-20 09:07:12" ["DATE_PUBLISH"]=> string(19) "20.11.2020 09:07:12" ["~DATE_PUBLISH"]=> string(19) "20.11.2020 09:07:12" ["AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["~AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["DETAIL_TEXT"]=> string(7022) "[JUSTIFY]
[CENTER][B]Сто десять лет назад сумрачным [/B][B]ноябрьским днем на маленькой [/B][B]станции Астапово сошел тяжело [/B][B]занедуживший в дороге старик.  [/B][B]Мало кто узнал бы в пассажире [/B][B]вагона третьего класса поезда № 12 [/B][B]прославленного писателя [/B][B]графа Льва Толстого.[/B][/CENTER]



В этих местах он оказался не в первый раз. Неподалеку отсюда, под Данковом, в страшный неурожайный год Лев Николаевич спасал крестьян от голода, открывая бесплатные столовые. Мог ли он тогда предположить, что ему суждено на той же земле в доме скромного железнодорожного служащего провести семь последних дней жизни?

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Современники воспринимали Толстого по-разному. Одни видели в нем нового пророка. Другие — еретика, путаника, опасного вольнодумца. Однако, как ни парадоксально, монархистов и революционеров, дворян и мещан, интеллигентов и фабричных рабочих, верующих и неверующих объединяло ощущение небывалого масштаба его личности, его дара.

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]У интернационалиста Владимира Ленина он пробуждал великорусскую гордость. «Какая глыба, какой матерый человечище!.. — восклицал Владимир Ильич. — Кого в Европе поставишь рядом с ним? — и сам же отвечал: — Некого». Удивительно, но почти то же писал, например, тонкий эстет Юлий Айхенвальд, который после семнадцатого года навсегда покинул ставшую ему чужой большевистскую Россию: «Жутко приближаться к Толстому — так он огромен и могуч; и в робком изумлении стоишь у подножия этой человеческой горы».

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]И вот этот человек, чье слово звучало весомее царских манифестов, проповедей отцов церкви, лозунгов из подпольных брошюр и листовок, тихо умирал на забытой Богом станции. Семь дней Россия, да и весь мир, следили за сообщениями заполонивших Астапово журналистов о перепадах температуры, беспокойном сне больного писателя, о случайных фразах, произнесенных им в бреду или в минуту просветления.

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Задолго до этого насмешливый, не склонный к восторженным преувеличениям Чехов сказал нашему земляку Бунину: «Вот умрет Толстой, все к черту пойдет!» «Литература?» — уточнил Бунин. «И литература». Иначе говоря, не только литература, а само существование народа, страны. И такое почти апокалиптическое предчувствие испытывали многие.

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Странствие Толстого завершилось 13-го ноября. А двадцатого из Астапово полетели телеграммы в основном совсем короткие: «Умер». Но кто-то из репортеров телеграфировал: «На груди покойного сложены руки, написавшие «Войну и мир».

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Десятки лет Толстой пытался изменить свою жизнь, подчинив ее своей вере и убеждениям. В дневниках отчаянно признавался, что стыдится своей принадлежности к сытым, богатым и праздным. Но из жалости к близким, к жене, детям никак не решался порвать с этим, как считал он, греховным сословием.

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Толстой надеялся: мир станет справедливее и добрее, если каждый пожелает изменить себя. И сам до последнего вздоха старался творить тихий подвиг духовного самосовершенствования.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Атмосфера тех дней в Астапово, ныне поселке Лев Толстой, воссоздана в стенах здешнего музея Льва Николаевича. В комнате, где он умирал, за век с лишним ничего не переменилось. Не по приказу сверху долгие годы ее хранили все начальники станции.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]А десять лет назад был создан мемориал памяти писателя. В него входят, кроме музея и культурно-образовательного центра, здания станции и близлежащие дома. Сюда отовсюду практически каждый день едут читатели и почитатели величайшего мастера слова и мыслителя, считая его гением.[/JUSTIFY]
[P]И, возможно, не следует считать перебором прозвучавшее однажды утверждение: сколь бы ни были тяжелы грехи России, прежде всего, перед самой собой, если положить на весы последней мировой оценки тома Толстого, то чаша ее прегрешений резко поднимется вверх.[/P]" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(6867) "[JUSTIFY] [CENTER][B]Сто десять лет назад сумрачным [/B][B]ноябрьским днем на маленькой [/B][B]станции Астапово сошел тяжело [/B][B]занедуживший в дороге старик.  [/B][B]Мало кто узнал бы в пассажире [/B][B]вагона третьего класса поезда № 12 [/B][B]прославленного писателя [/B][B]графа Льва Толстого.[/B][/CENTER] В этих местах он оказался не в первый раз. Неподалеку отсюда, под Данковом, в страшный неурожайный год Лев Николаевич спасал крестьян от голода, открывая бесплатные столовые. Мог ли он тогда предположить, что ему суждено на той же земле в доме скромного железнодорожного служащего провести семь последних дней жизни? [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Современники воспринимали Толстого по-разному. Одни видели в нем нового пророка. Другие — еретика, путаника, опасного вольнодумца. Однако, как ни парадоксально, монархистов и революционеров, дворян и мещан, интеллигентов и фабричных рабочих, верующих и неверующих объединяло ощущение небывалого масштаба его личности, его дара. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]У интернационалиста Владимира Ленина он пробуждал великорусскую гордость. «Какая глыба, какой матерый человечище!.. — восклицал Владимир Ильич. — Кого в Европе поставишь рядом с ним? — и сам же отвечал: — Некого». Удивительно, но почти то же писал, например, тонкий эстет Юлий Айхенвальд, который после семнадцатого года навсегда покинул ставшую ему чужой большевистскую Россию: «Жутко приближаться к Толстому — так он огромен и могуч; и в робком изумлении стоишь у подножия этой человеческой горы». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]И вот этот человек, чье слово звучало весомее царских манифестов, проповедей отцов церкви, лозунгов из подпольных брошюр и листовок, тихо умирал на забытой Богом станции. Семь дней Россия, да и весь мир, следили за сообщениями заполонивших Астапово журналистов о перепадах температуры, беспокойном сне больного писателя, о случайных фразах, произнесенных им в бреду или в минуту просветления. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Задолго до этого насмешливый, не склонный к восторженным преувеличениям Чехов сказал нашему земляку Бунину: «Вот умрет Толстой, все к черту пойдет!» «Литература?» — уточнил Бунин. «И литература». Иначе говоря, не только литература, а само существование народа, страны. И такое почти апокалиптическое предчувствие испытывали многие. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Странствие Толстого завершилось 13-го ноября. А двадцатого из Астапово полетели телеграммы в основном совсем короткие: «Умер». Но кто-то из репортеров телеграфировал: «На груди покойного сложены руки, написавшие «Войну и мир». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Десятки лет Толстой пытался изменить свою жизнь, подчинив ее своей вере и убеждениям. В дневниках отчаянно признавался, что стыдится своей принадлежности к сытым, богатым и праздным. Но из жалости к близким, к жене, детям никак не решался порвать с этим, как считал он, греховным сословием. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Толстой надеялся: мир станет справедливее и добрее, если каждый пожелает изменить себя. И сам до последнего вздоха старался творить тихий подвиг духовного самосовершенствования. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Атмосфера тех дней в Астапово, ныне поселке Лев Толстой, воссоздана в стенах здешнего музея Льва Николаевича. В комнате, где он умирал, за век с лишним ничего не переменилось. Не по приказу сверху долгие годы ее хранили все начальники станции. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]А десять лет назад был создан мемориал памяти писателя. В него входят, кроме музея и культурно-образовательного центра, здания станции и близлежащие дома. Сюда отовсюду практически каждый день едут читатели и почитатели величайшего мастера слова и мыслителя, считая его гением.[/JUSTIFY] [P]И, возможно, не следует считать перебором прозвучавшее однажды утверждение: сколь бы ни были тяжелы грехи России, прежде всего, перед самой собой, если положить на весы последней мировой оценки тома Толстого, то чаша ее прегрешений резко поднимется вверх.[/P]" ["BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["~BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["~BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["~BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["~AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["~BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["VIEWS"]=> string(4) "1185" ["~VIEWS"]=> string(4) "1185" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["~NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["ATTACH_IMG"]=> NULL ["~ATTACH_IMG"]=> NULL ["BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["~CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["CODE"]=> string(18) "sem-dney-v-noyabre" ["~CODE"]=> string(18) "sem-dney-v-noyabre" ["urlToBlog"]=> string(38) "/blog/autors/16/?page=blog&blog=16" ["urlToPost"]=> string(64) "/blog/autors/16/?page=post&blog=16&id=sem-dney-v-noyabre" ["urlToAuthor"]=> string(36) "/blog/autors/16/?page=user&id=17" ["AuthorName"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["TEXT_FORMATED"]=> string(7016) "

Сто десять лет назад сумрачным ноябрьским днем на маленькой станции Астапово сошел тяжело занедуживший в дороге старик.  Мало кто узнал бы в пассажире вагона третьего класса поезда № 12 прославленного писателя графа Льва Толстого.



В этих местах он оказался не в первый раз. Неподалеку отсюда, под Данковом, в страшный неурожайный год Лев Николаевич спасал крестьян от голода, открывая бесплатные столовые. Мог ли он тогда предположить, что ему суждено на той же земле в доме скромного железнодорожного служащего провести семь последних дней жизни?

Современники воспринимали Толстого по-разному. Одни видели в нем нового пророка. Другие — еретика, путаника, опасного вольнодумца. Однако, как ни парадоксально, монархистов и революционеров, дворян и мещан, интеллигентов и фабричных рабочих, верующих и неверующих объединяло ощущение небывалого масштаба его личности, его дара.

У интернационалиста Владимира Ленина он пробуждал великорусскую гордость. «Какая глыба, какой матерый человечище!.. — восклицал Владимир Ильич. — Кого в Европе поставишь рядом с ним? — и сам же отвечал: — Некого». Удивительно, но почти то же писал, например, тонкий эстет Юлий Айхенвальд, который после семнадцатого года навсегда покинул ставшую ему чужой большевистскую Россию: «Жутко приближаться к Толстому — так он огромен и могуч; и в робком изумлении стоишь у подножия этой человеческой горы».

И вот этот человек, чье слово звучало весомее царских манифестов, проповедей отцов церкви, лозунгов из подпольных брошюр и листовок, тихо умирал на забытой Богом станции. Семь дней Россия, да и весь мир, следили за сообщениями заполонивших Астапово журналистов о перепадах температуры, беспокойном сне больного писателя, о случайных фразах, произнесенных им в бреду или в минуту просветления.

Задолго до этого насмешливый, не склонный к восторженным преувеличениям Чехов сказал нашему земляку Бунину: «Вот умрет Толстой, все к черту пойдет!» «Литература?» — уточнил Бунин. «И литература». Иначе говоря, не только литература, а само существование народа, страны. И такое почти апокалиптическое предчувствие испытывали многие.

Странствие Толстого завершилось 13-го ноября. А двадцатого из Астапово полетели телеграммы в основном совсем короткие: «Умер». Но кто-то из репортеров телеграфировал: «На груди покойного сложены руки, написавшие «Войну и мир».

Десятки лет Толстой пытался изменить свою жизнь, подчинив ее своей вере и убеждениям. В дневниках отчаянно признавался, что стыдится своей принадлежности к сытым, богатым и праздным. Но из жалости к близким, к жене, детям никак не решался порвать с этим, как считал он, греховным сословием.

Толстой надеялся: мир станет справедливее и добрее, если каждый пожелает изменить себя. И сам до последнего вздоха старался творить тихий подвиг духовного самосовершенствования.
Атмосфера тех дней в Астапово, ныне поселке Лев Толстой, воссоздана в стенах здешнего музея Льва Николаевича. В комнате, где он умирал, за век с лишним ничего не переменилось. Не по приказу сверху долгие годы ее хранили все начальники станции.
А десять лет назад был создан мемориал памяти писателя. В него входят, кроме музея и культурно-образовательного центра, здания станции и близлежащие дома. Сюда отовсюду практически каждый день едут читатели и почитатели величайшего мастера слова и мыслителя, считая его гением.

И, возможно, не следует считать перебором прозвучавшее однажды утверждение: сколь бы ни были тяжелы грехи России, прежде всего, перед самой собой, если положить на весы последней мировой оценки тома Толстого, то чаша ее прегрешений резко поднимется вверх.

" ["IMAGES"]=> array(0) { } ["DATE_PUBLISH_FORMATED"]=> string(17) "20.11.2020, 09:07" ["DATE_PUBLISH_DATE"]=> string(10) "20.11.2020" ["DATE_PUBLISH_TIME"]=> string(5) "09:07" ["DATE_PUBLISH_D"]=> string(2) "20" ["DATE_PUBLISH_M"]=> string(2) "11" ["DATE_PUBLISH_Y"]=> string(4) "2020" ["POST_PROPERTIES"]=> array(2) { ["SHOW"]=> string(1) "Y" ["DATA"]=> array(1) { ["UF_BLOG_POST_DOC"]=> array(22) { ["ID"]=> string(1) "1" ["ENTITY_ID"]=> string(9) "BLOG_POST" ["FIELD_NAME"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["XML_ID"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["SORT"]=> string(3) "100" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["MANDATORY"]=> string(1) "N" ["SHOW_FILTER"]=> string(1) "N" ["SHOW_IN_LIST"]=> string(1) "N" ["EDIT_IN_LIST"]=> string(1) "Y" ["IS_SEARCHABLE"]=> string(1) "Y" ["SETTINGS"]=> array(7) { ["SIZE"]=> int(20) ["LIST_WIDTH"]=> int(0) ["LIST_HEIGHT"]=> int(0) ["MAX_SHOW_SIZE"]=> int(0) ["MAX_ALLOWED_SIZE"]=> int(0) ["EXTENSIONS"]=> array(0) { } ["TARGET_BLANK"]=> string(1) "Y" } ["EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["LIST_COLUMN_LABEL"]=> NULL ["LIST_FILTER_LABEL"]=> NULL ["ERROR_MESSAGE"]=> NULL ["HELP_MESSAGE"]=> NULL ["USER_TYPE"]=> array(7) { ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["CLASS_NAME"]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" ["EDIT_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderEdit" } ["VIEW_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderView" } ["USE_FIELD_COMPONENT"]=> bool(true) ["DESCRIPTION"]=> string(8) "Файл" ["BASE_TYPE"]=> string(4) "file" } ["VALUE"]=> bool(false) ["ENTITY_VALUE_ID"]=> int(803) ["~EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" } } } ["BlogUser"]=> array(3) { ["AVATAR_file"]=> array(15) { ["ID"]=> string(3) "134" ["TIMESTAMP_X"]=> object(Bitrix\Main\Type\DateTime)#196 (1) { ["value":protected]=> object(DateTime)#197 (3) { ["date"]=> string(26) "2019-01-11 07:03:24.000000" ["timezone_type"]=> int(3) ["timezone"]=> string(13) "Europe/Moscow" } } ["MODULE_ID"]=> string(4) "blog" ["HEIGHT"]=> string(3) "240" ["WIDTH"]=> string(3) "240" ["FILE_SIZE"]=> string(5) "22095" ["CONTENT_TYPE"]=> string(10) "image/jpeg" ["SUBDIR"]=> string(15) "blog/avatar/0cc" ["FILE_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["ORIGINAL_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["HANDLER_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> string(32) "84edb160fdb62984d206ea2771e0c930" ["~src"]=> bool(false) ["SRC"]=> string(30) "/upload/blog/avatar/0cc/16.jpg" } ["Avatar_resized"]=> array(4) { ["src"]=> string(53) "/upload/resize_cache/blog/avatar/0cc/100_100_2/16.jpg" ["width"]=> int(0) ["height"]=> int(0) ["size"]=> NULL } ["AVATAR_img"]=> string(122) "" } }
Исаак Розенфельд  |  03.11.2020 08:56:08

Грозам истории вопреки

День народного единства — общенациональный праздник. Но смысл его не в торжественных шествиях и гуляниях.Историк Константин Николаеви..
array(62) { ["ID"]=> string(3) "800" ["~ID"]=> string(3) "800" ["BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["~BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["TITLE"]=> string(42) "Грозам истории вопреки" ["~TITLE"]=> string(42) "Грозам истории вопреки" ["DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-11-03 08:56:08" ["~DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-11-03 08:56:08" ["DATE_PUBLISH"]=> string(19) "03.11.2020 08:56:08" ["~DATE_PUBLISH"]=> string(19) "03.11.2020 08:56:08" ["AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["~AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["DETAIL_TEXT"]=> string(7289) "[JUSTIFY]

[CENTER][B]День народного [/B][B]единства — [/B][B]общенациональный[/B][B] [/B][B]праздник. [/B][B]Но смысл его [/B][B]не в торжественных [/B][B]шествиях [/B][B]и гуляниях.[/B][/CENTER]

Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, напомнив о русском единстве, скрепленном великими событиями 1612 и 1812 годов, писал: «Заря новой исторической эры занимается... Но мы верим, что как грозы минувшего не только не повредили Русской земле, но еще послужили ей в пользу, так и в будущем после каждой грозы славянство будет вставать еще могущественнее и сильнее».
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Согласитесь, строчки 150-летней давности звучат остро современно и в начале XXI века. Вновь грохочут над Россией грозы, похожие на военную канонаду, вновь не счесть охотников напророчить нашей стране, нашему народу близкий конец. И неслучайно на Валдайском форуме президент Владимир Путин неагрессивно, но с жесткой иронией ответил тем, кто бубнит о «затухании России»: нам, главное, не простудиться на ваших похоронах, господа.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]День народного единст­ва — это повод оглянуться на события далекого и близкого прошлого и подумать, как и почему сгущались над нами тучи и что позволяло выжить и жить, вопреки желанию недругов и на Западе, и на Востоке.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Страшные беды грозили стране, если она разделялась внутри самой себя. Так было в эпоху Смуты. Тогда боярские роды сцепились между собой за власть, предавали страну — кто полякам, кто шведам. Казалось, уже нет ни вождей, ни сил для спасения России. Но «дошло дело до последних людей, и встали последние люди, как один человек». Последние, то есть незнатные, не приближенные к сменявшим друг друга слабым, лукавым царям и самозванцам. Они поверили своим — нижегородскому старосте Минину, служилому человеку князю Пожарскому, пошли за ними, изгнали из Московского Кремля оккупантов, остановили распад, не допустили иноземного владычества.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]А спустя ровно два века на россиян опять двинулась Европа во главе с непобедимым Наполеоном. Полыхала Москва. Сокрушительное поражение мнилось неизбежным. Но поднялась, по выражению Толстого, «дубина народной войны». Мужицкая Россия простила «верхам» все несправедливости, крепостнические порядки. И вскоре русские казаки были уже в Париже. В первые десятилетия минувшего века — новое тяжелейшее испытание. Как ни парадоксально, но многими ныне осуждаемые, если не проклинаемые большевики, подобно Минину и Пожарскому, не дали государству развалиться и погибнуть.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Потом был сорок первый год. За рубежом, кто злорадно, кто с сожалением, ждали окончания победоносного немецкого «блицкрига». Ну  а о развязке великой войны могут подробно рассказать еще живые ветераны, бравшие Берлин, и их потомки, идущие в рядах «Бессмертного полка».
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]В очередной раз державу потрясли, поставили у края «лихие девяностые». Горбачевская перестройка обернулась новой смутой. И элита вела себя не лучше, чем ее предшественники в 1612-м. Она проявила преступную слабость, а то и попросту обманывала соотечественников. Мы до сих пор расплачиваемся по ее счетам. Потери были огромные. Но те, кто думал не о собственной шкуре, а о тысячелетней России, исполняли и исполняют свой долг. И прав президент: пророчества о затухании России никогда не сбудутся. Вопреки всему сохранено прочное ядро веры, культуры, одаренности и трудолюбия народа.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Жизнь нередко сталкивает, сравнивает как будто бы не связанные между собой события. И вдруг выясняется: столкновение это содержит урок, который нельзя прогулять, не выучить. У нас — День народного единства. В Штатах — выборы президента, что могут, весьма вероятно, еще больше расколоть эту сильную страну. Причина — разгул стихии неравенства, разлада и эгоизма. Как они выдержат свои грозы, дожди и град, предсказать трудно. [/JUSTIFY]
[P]А мы выдерживаем. У нас уникальный опыт самоспасения в любых сложнейших обстоятельствах. Оттого и появился в России День единства — праздник, которого нет в календарях иных стран и народов.[/P]" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(7184) "[JUSTIFY] [CENTER][B]День народного [/B][B]единства — [/B][B]общенациональный[/B][B] [/B][B]праздник. [/B][B]Но смысл его [/B][B]не в торжественных [/B][B]шествиях [/B][B]и гуляниях.[/B][/CENTER] Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, напомнив о русском единстве, скрепленном великими событиями 1612 и 1812 годов, писал: «Заря новой исторической эры занимается... Но мы верим, что как грозы минувшего не только не повредили Русской земле, но еще послужили ей в пользу, так и в будущем после каждой грозы славянство будет вставать еще могущественнее и сильнее». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Согласитесь, строчки 150-летней давности звучат остро современно и в начале XXI века. Вновь грохочут над Россией грозы, похожие на военную канонаду, вновь не счесть охотников напророчить нашей стране, нашему народу близкий конец. И неслучайно на Валдайском форуме президент Владимир Путин неагрессивно, но с жесткой иронией ответил тем, кто бубнит о «затухании России»: нам, главное, не простудиться на ваших похоронах, господа. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]День народного единст­ва — это повод оглянуться на события далекого и близкого прошлого и подумать, как и почему сгущались над нами тучи и что позволяло выжить и жить, вопреки желанию недругов и на Западе, и на Востоке. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Страшные беды грозили стране, если она разделялась внутри самой себя. Так было в эпоху Смуты. Тогда боярские роды сцепились между собой за власть, предавали страну — кто полякам, кто шведам. Казалось, уже нет ни вождей, ни сил для спасения России. Но «дошло дело до последних людей, и встали последние люди, как один человек». Последние, то есть незнатные, не приближенные к сменявшим друг друга слабым, лукавым царям и самозванцам. Они поверили своим — нижегородскому старосте Минину, служилому человеку князю Пожарскому, пошли за ними, изгнали из Московского Кремля оккупантов, остановили распад, не допустили иноземного владычества. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]А спустя ровно два века на россиян опять двинулась Европа во главе с непобедимым Наполеоном. Полыхала Москва. Сокрушительное поражение мнилось неизбежным. Но поднялась, по выражению Толстого, «дубина народной войны». Мужицкая Россия простила «верхам» все несправедливости, крепостнические порядки. И вскоре русские казаки были уже в Париже. В первые десятилетия минувшего века — новое тяжелейшее испытание. Как ни парадоксально, но многими ныне осуждаемые, если не проклинаемые большевики, подобно Минину и Пожарскому, не дали государству развалиться и погибнуть. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Потом был сорок первый год. За рубежом, кто злорадно, кто с сожалением, ждали окончания победоносного немецкого «блицкрига». Ну а о развязке великой войны могут подробно рассказать еще живые ветераны, бравшие Берлин, и их потомки, идущие в рядах «Бессмертного полка». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]В очередной раз державу потрясли, поставили у края «лихие девяностые». Горбачевская перестройка обернулась новой смутой. И элита вела себя не лучше, чем ее предшественники в 1612-м. Она проявила преступную слабость, а то и попросту обманывала соотечественников. Мы до сих пор расплачиваемся по ее счетам. Потери были огромные. Но те, кто думал не о собственной шкуре, а о тысячелетней России, исполняли и исполняют свой долг. И прав президент: пророчества о затухании России никогда не сбудутся. Вопреки всему сохранено прочное ядро веры, культуры, одаренности и трудолюбия народа. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Жизнь нередко сталкивает, сравнивает как будто бы не связанные между собой события. И вдруг выясняется: столкновение это содержит урок, который нельзя прогулять, не выучить. У нас — День народного единства. В Штатах — выборы президента, что могут, весьма вероятно, еще больше расколоть эту сильную страну. Причина — разгул стихии неравенства, разлада и эгоизма. Как они выдержат свои грозы, дожди и град, предсказать трудно. [/JUSTIFY] [P]А мы выдерживаем. У нас уникальный опыт самоспасения в любых сложнейших обстоятельствах. Оттого и появился в России День единства — праздник, которого нет в календарях иных стран и народов.[/P]" ["BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["~BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["~BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["~BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["~AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["~BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["VIEWS"]=> string(4) "1068" ["~VIEWS"]=> string(4) "1068" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["~NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["ATTACH_IMG"]=> NULL ["~ATTACH_IMG"]=> NULL ["BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["~CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["CODE"]=> string(22) "grozam-istorii-vopreki" ["~CODE"]=> string(22) "grozam-istorii-vopreki" ["urlToBlog"]=> string(38) "/blog/autors/16/?page=blog&blog=16" ["urlToPost"]=> string(68) "/blog/autors/16/?page=post&blog=16&id=grozam-istorii-vopreki" ["urlToAuthor"]=> string(36) "/blog/autors/16/?page=user&id=17" ["AuthorName"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["TEXT_FORMATED"]=> string(7284) "


День народного единства — общенациональный праздник. Но смысл его не в торжественных шествиях и гуляниях.

Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, напомнив о русском единстве, скрепленном великими событиями 1612 и 1812 годов, писал: «Заря новой исторической эры занимается... Но мы верим, что как грозы минувшего не только не повредили Русской земле, но еще послужили ей в пользу, так и в будущем после каждой грозы славянство будет вставать еще могущественнее и сильнее».
Согласитесь, строчки 150-летней давности звучат остро современно и в начале XXI века. Вновь грохочут над Россией грозы, похожие на военную канонаду, вновь не счесть охотников напророчить нашей стране, нашему народу близкий конец. И неслучайно на Валдайском форуме президент Владимир Путин неагрессивно, но с жесткой иронией ответил тем, кто бубнит о «затухании России»: нам, главное, не простудиться на ваших похоронах, господа.
День народного единст­ва — это повод оглянуться на события далекого и близкого прошлого и подумать, как и почему сгущались над нами тучи и что позволяло выжить и жить, вопреки желанию недругов и на Западе, и на Востоке.
Страшные беды грозили стране, если она разделялась внутри самой себя. Так было в эпоху Смуты. Тогда боярские роды сцепились между собой за власть, предавали страну — кто полякам, кто шведам. Казалось, уже нет ни вождей, ни сил для спасения России. Но «дошло дело до последних людей, и встали последние люди, как один человек». Последние, то есть незнатные, не приближенные к сменявшим друг друга слабым, лукавым царям и самозванцам. Они поверили своим — нижегородскому старосте Минину, служилому человеку князю Пожарскому, пошли за ними, изгнали из Московского Кремля оккупантов, остановили распад, не допустили иноземного владычества.
А спустя ровно два века на россиян опять двинулась Европа во главе с непобедимым Наполеоном. Полыхала Москва. Сокрушительное поражение мнилось неизбежным. Но поднялась, по выражению Толстого, «дубина народной войны». Мужицкая Россия простила «верхам» все несправедливости, крепостнические порядки. И вскоре русские казаки были уже в Париже. В первые десятилетия минувшего века — новое тяжелейшее испытание. Как ни парадоксально, но многими ныне осуждаемые, если не проклинаемые большевики, подобно Минину и Пожарскому, не дали государству развалиться и погибнуть.
Потом был сорок первый год. За рубежом, кто злорадно, кто с сожалением, ждали окончания победоносного немецкого «блицкрига». Ну  а о развязке великой войны могут подробно рассказать еще живые ветераны, бравшие Берлин, и их потомки, идущие в рядах «Бессмертного полка».
В очередной раз державу потрясли, поставили у края «лихие девяностые». Горбачевская перестройка обернулась новой смутой. И элита вела себя не лучше, чем ее предшественники в 1612-м. Она проявила преступную слабость, а то и попросту обманывала соотечественников. Мы до сих пор расплачиваемся по ее счетам. Потери были огромные. Но те, кто думал не о собственной шкуре, а о тысячелетней России, исполняли и исполняют свой долг. И прав президент: пророчества о затухании России никогда не сбудутся. Вопреки всему сохранено прочное ядро веры, культуры, одаренности и трудолюбия народа.
Жизнь нередко сталкивает, сравнивает как будто бы не связанные между собой события. И вдруг выясняется: столкновение это содержит урок, который нельзя прогулять, не выучить. У нас — День народного единства. В Штатах — выборы президента, что могут, весьма вероятно, еще больше расколоть эту сильную страну. Причина — разгул стихии неравенства, разлада и эгоизма. Как они выдержат свои грозы, дожди и град, предсказать трудно.

А мы выдерживаем. У нас уникальный опыт самоспасения в любых сложнейших обстоятельствах. Оттого и появился в России День единства — праздник, которого нет в календарях иных стран и народов.

" ["IMAGES"]=> array(0) { } ["DATE_PUBLISH_FORMATED"]=> string(17) "03.11.2020, 08:56" ["DATE_PUBLISH_DATE"]=> string(10) "03.11.2020" ["DATE_PUBLISH_TIME"]=> string(5) "08:56" ["DATE_PUBLISH_D"]=> string(2) "03" ["DATE_PUBLISH_M"]=> string(2) "11" ["DATE_PUBLISH_Y"]=> string(4) "2020" ["POST_PROPERTIES"]=> array(2) { ["SHOW"]=> string(1) "Y" ["DATA"]=> array(1) { ["UF_BLOG_POST_DOC"]=> array(22) { ["ID"]=> string(1) "1" ["ENTITY_ID"]=> string(9) "BLOG_POST" ["FIELD_NAME"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["XML_ID"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["SORT"]=> string(3) "100" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["MANDATORY"]=> string(1) "N" ["SHOW_FILTER"]=> string(1) "N" ["SHOW_IN_LIST"]=> string(1) "N" ["EDIT_IN_LIST"]=> string(1) "Y" ["IS_SEARCHABLE"]=> string(1) "Y" ["SETTINGS"]=> array(7) { ["SIZE"]=> int(20) ["LIST_WIDTH"]=> int(0) ["LIST_HEIGHT"]=> int(0) ["MAX_SHOW_SIZE"]=> int(0) ["MAX_ALLOWED_SIZE"]=> int(0) ["EXTENSIONS"]=> array(0) { } ["TARGET_BLANK"]=> string(1) "Y" } ["EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["LIST_COLUMN_LABEL"]=> NULL ["LIST_FILTER_LABEL"]=> NULL ["ERROR_MESSAGE"]=> NULL ["HELP_MESSAGE"]=> NULL ["USER_TYPE"]=> array(7) { ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["CLASS_NAME"]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" ["EDIT_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderEdit" } ["VIEW_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderView" } ["USE_FIELD_COMPONENT"]=> bool(true) ["DESCRIPTION"]=> string(8) "Файл" ["BASE_TYPE"]=> string(4) "file" } ["VALUE"]=> bool(false) ["ENTITY_VALUE_ID"]=> int(800) ["~EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" } } } ["BlogUser"]=> array(3) { ["AVATAR_file"]=> array(15) { ["ID"]=> string(3) "134" ["TIMESTAMP_X"]=> object(Bitrix\Main\Type\DateTime)#196 (1) { ["value":protected]=> object(DateTime)#197 (3) { ["date"]=> string(26) "2019-01-11 07:03:24.000000" ["timezone_type"]=> int(3) ["timezone"]=> string(13) "Europe/Moscow" } } ["MODULE_ID"]=> string(4) "blog" ["HEIGHT"]=> string(3) "240" ["WIDTH"]=> string(3) "240" ["FILE_SIZE"]=> string(5) "22095" ["CONTENT_TYPE"]=> string(10) "image/jpeg" ["SUBDIR"]=> string(15) "blog/avatar/0cc" ["FILE_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["ORIGINAL_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["HANDLER_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> string(32) "84edb160fdb62984d206ea2771e0c930" ["~src"]=> bool(false) ["SRC"]=> string(30) "/upload/blog/avatar/0cc/16.jpg" } ["Avatar_resized"]=> array(4) { ["src"]=> string(53) "/upload/resize_cache/blog/avatar/0cc/100_100_2/16.jpg" ["width"]=> int(0) ["height"]=> int(0) ["size"]=> NULL } ["AVATAR_img"]=> string(122) "" } }
Исаак Розенфельд  |  16.10.2020 10:59:19

Поклониться любви и кресту

Ни в Липецке, ни в его окрестностях Есенин никогда не бывал даже проездом.  Но сегодня у нас есть школа имени Есенина, бульвар Есенина, ..
array(62) { ["ID"]=> string(3) "797" ["~ID"]=> string(3) "797" ["BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["~BLOG_ID"]=> string(2) "15" ["TITLE"]=> string(49) "Поклониться любви и кресту" ["~TITLE"]=> string(49) "Поклониться любви и кресту" ["DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-10-16 10:59:19" ["~DATE_PUBLISH_X1"]=> string(19) "2020-10-16 10:59:19" ["DATE_PUBLISH"]=> string(19) "16.10.2020 10:59:19" ["~DATE_PUBLISH"]=> string(19) "16.10.2020 10:59:19" ["AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["~AUTHOR_ID"]=> string(2) "17" ["DETAIL_TEXT"]=> string(7732) "[JUSTIFY][CENTER][B]Ни в Липецке, [/B][B]ни в его [/B][B]окрестностях [/B][B]Есенин никогда [/B][B]не бывал даже [/B][B]проездом.  [/B][/CENTER]

Но сегодня у нас есть школа имени Есенина, бульвар Есенина, музей Есенина. И создание его —заслуга Валентина Ивановича Синельникова. Он преклонялся перед этим поэтом. Есенинские строчки жили в его сердце и на фронте, и на острове Итуруп, комендантом которого он был назначен после окончания Второй мировой. А когда Синельников снял офицерские погоны и вернулся в город своего детства, он экономил каждый рубль военной пенсии на приобретение редких есенинских изданий, автографов, снимков, кинопленки, запечатлевших автора «Анны Снегиной» и «Пугачева».

[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Кого-то это удивляло. Добро бы речь шла о литераторе-земляке. А Сергей Александрович все-таки уроженец рязанских краев. Синельников же, в свой черед, удивлялся, как русский человек может не понимать, что Есенин свой в любом уголке России.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Давно сказано: большой поэт наделен даром ясновидения. Он с отрочества знает о собственной неизбежно трагической судьбе. Задолго до роковой ночи в гостинице «Англетер» Есенин написал страшные строчки: «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь… А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, а Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора».
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Не угадал он лишь одного. Да, русские и после него будут петь и плакать, тосковать и молиться, объясняться в любви и прощаться с любимыми навеки. Но теперь нередко его, есенинскими, словами. Ведь о любви и смерти, о тихой прелести осени или весны, о боли, грехе, искуплении все равно лучше не скажешь. Мало кто из стихотворцев так естественно вошел в повседневность народной жизни. Есенин стал родным для людей некнижных, занятых насущными земными трудами.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Но сейчас у меня возникло впечатление, что отнюдь не все поклонники Есенина в курсе, что 3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения их кумира. Уж больно скромно, почти не слышно отметила страна эту дату.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Ну да, где-то там, в стенах Государственного литературного музея открылась интересная выставка «Есенин. «Живите так, как вас ведет звезда». Однако на ТВ о ней помянули вскользь. Разве же это событие на фоне актуальных новостей о «звездных» семействах Примадонны, Киркорова, Плющенко? А чего нет в телевизоре, того, считай, нет для многих наших сограждан. Зато вся страна с неослабевающим вниманием следила и следит за разладом между Наташей Королевой и Тарзаном, за судом над Михаилом Ефремовым, за авантюрами Алибасова-старшего и Алибасова-младшего.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]В сущности, главным юбилейным сюжетом на ТВ оказалось появление во дворе другого столичного музея скульптуры, изображающей Есенина в виде падшего ангела с переломанными крыльями. Ваятель явно подражал врубелевскому «Демону». Но корявая, раскоряченная фигура многих возмутила. Этого, извините, «Есенина» одни окрестили крабом, другие — ластоногим.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Не стоит, пожалуй, сильно бранить художника Григория Потоцкого. Что делать, он так видит. Прочие его произведения не менее экстравагантны. К примеру, Чехов напомнил мне увеличенное в тысячу раз насекомое — богомола. Творец свободен. Он в своем праве. Но и у народа есть право защитить то, что для него дорого и свято, не соглашаться с превращением любимого поэта в монстра.
[/JUSTIFY]
[JUSTIFY]Но вот грустный парадокс: не случись скандала с памятником, юбилей Сергея Александровича на большинстве телеканалов вообще прозевали бы. Как практически прозевали и недавний юбилей Лермонтова. Как не обратили внимание на почти совпавшие с есенинской юбилейную годовщину поэта-декабриста Рылеева и 150-летие Александра Куприна. А много ли видели вы передач, посвященных нашему земляку нобелевскому лауреату Ивану Алексеевичу Бунину? А у него ведь нынешней осенью тоже круглая дата. [/JUSTIFY]
[P]Нам не до классиков? У нас пандемия, кризис, Белоруссия, Киргизия, выборы американского президента и т.д. и т.п.? Только раньше или позже закончатся любые «оранжевые революции», бодание Трампа с Байденом. И даже коронавирус отступит. А Есенин и Бунин останутся. Должны остаться. Без них Россия обеднеет, оскудеет. Не вняв есенинскому «поклониться любви и кресту», она уже не будет Россией.[/P]" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(7632) "[JUSTIFY][CENTER][B]Ни в Липецке, [/B][B]ни в его [/B][B]окрестностях [/B][B]Есенин никогда [/B][B]не бывал даже [/B][B]проездом.  [/B][/CENTER] Но сегодня у нас есть школа имени Есенина, бульвар Есенина, музей Есенина. И создание его —заслуга Валентина Ивановича Синельникова. Он преклонялся перед этим поэтом. Есенинские строчки жили в его сердце и на фронте, и на острове Итуруп, комендантом которого он был назначен после окончания Второй мировой. А когда Синельников снял офицерские погоны и вернулся в город своего детства, он экономил каждый рубль военной пенсии на приобретение редких есенинских изданий, автографов, снимков, кинопленки, запечатлевших автора «Анны Снегиной» и «Пугачева». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Кого-то это удивляло. Добро бы речь шла о литераторе-земляке. А Сергей Александрович все-таки уроженец рязанских краев. Синельников же, в свой черед, удивлялся, как русский человек может не понимать, что Есенин свой в любом уголке России. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Давно сказано: большой поэт наделен даром ясновидения. Он с отрочества знает о собственной неизбежно трагической судьбе. Задолго до роковой ночи в гостинице «Англетер» Есенин написал страшные строчки: «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь… А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, а Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора». [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Не угадал он лишь одного. Да, русские и после него будут петь и плакать, тосковать и молиться, объясняться в любви и прощаться с любимыми навеки. Но теперь нередко его, есенинскими, словами. Ведь о любви и смерти, о тихой прелести осени или весны, о боли, грехе, искуплении все равно лучше не скажешь. Мало кто из стихотворцев так естественно вошел в повседневность народной жизни. Есенин стал родным для людей некнижных, занятых насущными земными трудами. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Но сейчас у меня возникло впечатление, что отнюдь не все поклонники Есенина в курсе, что 3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения их кумира. Уж больно скромно, почти не слышно отметила страна эту дату. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Ну да, где-то там, в стенах Государственного литературного музея открылась интересная выставка «Есенин. «Живите так, как вас ведет звезда». Однако на ТВ о ней помянули вскользь. Разве же это событие на фоне актуальных новостей о «звездных» семействах Примадонны, Киркорова, Плющенко? А чего нет в телевизоре, того, считай, нет для многих наших сограждан. Зато вся страна с неослабевающим вниманием следила и следит за разладом между Наташей Королевой и Тарзаном, за судом над Михаилом Ефремовым, за авантюрами Алибасова-старшего и Алибасова-младшего. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]В сущности, главным юбилейным сюжетом на ТВ оказалось появление во дворе другого столичного музея скульптуры, изображающей Есенина в виде падшего ангела с переломанными крыльями. Ваятель явно подражал врубелевскому «Демону». Но корявая, раскоряченная фигура многих возмутила. Этого, извините, «Есенина» одни окрестили крабом, другие — ластоногим. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Не стоит, пожалуй, сильно бранить художника Григория Потоцкого. Что делать, он так видит. Прочие его произведения не менее экстравагантны. К примеру, Чехов напомнил мне увеличенное в тысячу раз насекомое — богомола. Творец свободен. Он в своем праве. Но и у народа есть право защитить то, что для него дорого и свято, не соглашаться с превращением любимого поэта в монстра. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Но вот грустный парадокс: не случись скандала с памятником, юбилей Сергея Александровича на большинстве телеканалов вообще прозевали бы. Как практически прозевали и недавний юбилей Лермонтова. Как не обратили внимание на почти совпавшие с есенинской юбилейную годовщину поэта-декабриста Рылеева и 150-летие Александра Куприна. А много ли видели вы передач, посвященных нашему земляку нобелевскому лауреату Ивану Алексеевичу Бунину? А у него ведь нынешней осенью тоже круглая дата. [/JUSTIFY] [P]Нам не до классиков? У нас пандемия, кризис, Белоруссия, Киргизия, выборы американского президента и т.д. и т.п.? Только раньше или позже закончатся любые «оранжевые революции», бодание Трампа с Байденом. И даже коронавирус отступит. А Есенин и Бунин останутся. Должны остаться. Без них Россия обеднеет, оскудеет. Не вняв есенинскому «поклониться любви и кресту», она уже не будет Россией.[/P]" ["BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~BLOG_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["~BLOG_URL"]=> string(2) "16" ["BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["~BLOG_GROUP_ID"]=> string(1) "1" ["BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["~BLOG_GROUP_SITE_ID"]=> string(2) "s1" ["AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["~AUTHOR_LOGIN"]=> string(7) "neverov" ["AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~AUTHOR_NAME"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_LAST_NAME"]=> string(0) "" ["AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["~AUTHOR_SECOND_NAME"]=> string(0) "" ["BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["~BLOG_USER_ALIAS"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["~BLOG_OWNER_ID"]=> string(2) "17" ["VIEWS"]=> string(3) "896" ["~VIEWS"]=> string(3) "896" ["NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["~NUM_COMMENTS"]=> string(1) "0" ["ATTACH_IMG"]=> NULL ["~ATTACH_IMG"]=> NULL ["BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~BLOG_SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "text" ["CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["~CATEGORY_ID"]=> string(0) "" ["CODE"]=> string(27) "poklonitsya-lyubvi-i-krestu" ["~CODE"]=> string(27) "poklonitsya-lyubvi-i-krestu" ["urlToBlog"]=> string(38) "/blog/autors/16/?page=blog&blog=16" ["urlToPost"]=> string(73) "/blog/autors/16/?page=post&blog=16&id=poklonitsya-lyubvi-i-krestu" ["urlToAuthor"]=> string(36) "/blog/autors/16/?page=user&id=17" ["AuthorName"]=> string(31) "Исаак Розенфельд" ["TEXT_FORMATED"]=> string(7735) "
Ни в Липецке, ни в его окрестностях Есенин никогда не бывал даже проездом.  

Но сегодня у нас есть школа имени Есенина, бульвар Есенина, музей Есенина. И создание его —заслуга Валентина Ивановича Синельникова. Он преклонялся перед этим поэтом. Есенинские строчки жили в его сердце и на фронте, и на острове Итуруп, комендантом которого он был назначен после окончания Второй мировой. А когда Синельников снял офицерские погоны и вернулся в город своего детства, он экономил каждый рубль военной пенсии на приобретение редких есенинских изданий, автографов, снимков, кинопленки, запечатлевших автора «Анны Снегиной» и «Пугачева».

Кого-то это удивляло. Добро бы речь шла о литераторе-земляке. А Сергей Александрович все-таки уроженец рязанских краев. Синельников же, в свой черед, удивлялся, как русский человек может не понимать, что Есенин свой в любом уголке России.
Давно сказано: большой поэт наделен даром ясновидения. Он с отрочества знает о собственной неизбежно трагической судьбе. Задолго до роковой ночи в гостинице «Англетер» Есенин написал страшные строчки: «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь… А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, а Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора».
Не угадал он лишь одного. Да, русские и после него будут петь и плакать, тосковать и молиться, объясняться в любви и прощаться с любимыми навеки. Но теперь нередко его, есенинскими, словами. Ведь о любви и смерти, о тихой прелести осени или весны, о боли, грехе, искуплении все равно лучше не скажешь. Мало кто из стихотворцев так естественно вошел в повседневность народной жизни. Есенин стал родным для людей некнижных, занятых насущными земными трудами.
Но сейчас у меня возникло впечатление, что отнюдь не все поклонники Есенина в курсе, что 3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения их кумира. Уж больно скромно, почти не слышно отметила страна эту дату.
Ну да, где-то там, в стенах Государственного литературного музея открылась интересная выставка «Есенин. «Живите так, как вас ведет звезда». Однако на ТВ о ней помянули вскользь. Разве же это событие на фоне актуальных новостей о «звездных» семействах Примадонны, Киркорова, Плющенко? А чего нет в телевизоре, того, считай, нет для многих наших сограждан. Зато вся страна с неослабевающим вниманием следила и следит за разладом между Наташей Королевой и Тарзаном, за судом над Михаилом Ефремовым, за авантюрами Алибасова-старшего и Алибасова-младшего.
В сущности, главным юбилейным сюжетом на ТВ оказалось появление во дворе другого столичного музея скульптуры, изображающей Есенина в виде падшего ангела с переломанными крыльями. Ваятель явно подражал врубелевскому «Демону». Но корявая, раскоряченная фигура многих возмутила. Этого, извините, «Есенина» одни окрестили крабом, другие — ластоногим.
Не стоит, пожалуй, сильно бранить художника Григория Потоцкого. Что делать, он так видит. Прочие его произведения не менее экстравагантны. К примеру, Чехов напомнил мне увеличенное в тысячу раз насекомое — богомола. Творец свободен. Он в своем праве. Но и у народа есть право защитить то, что для него дорого и свято, не соглашаться с превращением любимого поэта в монстра.
Но вот грустный парадокс: не случись скандала с памятником, юбилей Сергея Александровича на большинстве телеканалов вообще прозевали бы. Как практически прозевали и недавний юбилей Лермонтова. Как не обратили внимание на почти совпавшие с есенинской юбилейную годовщину поэта-декабриста Рылеева и 150-летие Александра Куприна. А много ли видели вы передач, посвященных нашему земляку нобелевскому лауреату Ивану Алексеевичу Бунину? А у него ведь нынешней осенью тоже круглая дата.

Нам не до классиков? У нас пандемия, кризис, Белоруссия, Киргизия, выборы американского президента и т.д. и т.п.? Только раньше или позже закончатся любые «оранжевые революции», бодание Трампа с Байденом. И даже коронавирус отступит. А Есенин и Бунин останутся. Должны остаться. Без них Россия обеднеет, оскудеет. Не вняв есенинскому «поклониться любви и кресту», она уже не будет Россией.

" ["IMAGES"]=> array(0) { } ["DATE_PUBLISH_FORMATED"]=> string(17) "16.10.2020, 10:59" ["DATE_PUBLISH_DATE"]=> string(10) "16.10.2020" ["DATE_PUBLISH_TIME"]=> string(5) "10:59" ["DATE_PUBLISH_D"]=> string(2) "16" ["DATE_PUBLISH_M"]=> string(2) "10" ["DATE_PUBLISH_Y"]=> string(4) "2020" ["POST_PROPERTIES"]=> array(2) { ["SHOW"]=> string(1) "Y" ["DATA"]=> array(1) { ["UF_BLOG_POST_DOC"]=> array(22) { ["ID"]=> string(1) "1" ["ENTITY_ID"]=> string(9) "BLOG_POST" ["FIELD_NAME"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["XML_ID"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["SORT"]=> string(3) "100" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["MANDATORY"]=> string(1) "N" ["SHOW_FILTER"]=> string(1) "N" ["SHOW_IN_LIST"]=> string(1) "N" ["EDIT_IN_LIST"]=> string(1) "Y" ["IS_SEARCHABLE"]=> string(1) "Y" ["SETTINGS"]=> array(7) { ["SIZE"]=> int(20) ["LIST_WIDTH"]=> int(0) ["LIST_HEIGHT"]=> int(0) ["MAX_SHOW_SIZE"]=> int(0) ["MAX_ALLOWED_SIZE"]=> int(0) ["EXTENSIONS"]=> array(0) { } ["TARGET_BLANK"]=> string(1) "Y" } ["EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" ["LIST_COLUMN_LABEL"]=> NULL ["LIST_FILTER_LABEL"]=> NULL ["ERROR_MESSAGE"]=> NULL ["HELP_MESSAGE"]=> NULL ["USER_TYPE"]=> array(7) { ["USER_TYPE_ID"]=> string(4) "file" ["CLASS_NAME"]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" ["EDIT_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderEdit" } ["VIEW_CALLBACK"]=> array(2) { [0]=> string(36) "Bitrix\Main\UserField\Types\FileType" [1]=> string(10) "renderView" } ["USE_FIELD_COMPONENT"]=> bool(true) ["DESCRIPTION"]=> string(8) "Файл" ["BASE_TYPE"]=> string(4) "file" } ["VALUE"]=> bool(false) ["ENTITY_VALUE_ID"]=> int(797) ["~EDIT_FORM_LABEL"]=> string(16) "UF_BLOG_POST_DOC" } } } ["BlogUser"]=> array(3) { ["AVATAR_file"]=> array(15) { ["ID"]=> string(3) "134" ["TIMESTAMP_X"]=> object(Bitrix\Main\Type\DateTime)#196 (1) { ["value":protected]=> object(DateTime)#197 (3) { ["date"]=> string(26) "2019-01-11 07:03:24.000000" ["timezone_type"]=> int(3) ["timezone"]=> string(13) "Europe/Moscow" } } ["MODULE_ID"]=> string(4) "blog" ["HEIGHT"]=> string(3) "240" ["WIDTH"]=> string(3) "240" ["FILE_SIZE"]=> string(5) "22095" ["CONTENT_TYPE"]=> string(10) "image/jpeg" ["SUBDIR"]=> string(15) "blog/avatar/0cc" ["FILE_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["ORIGINAL_NAME"]=> string(6) "16.jpg" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["HANDLER_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> string(32) "84edb160fdb62984d206ea2771e0c930" ["~src"]=> bool(false) ["SRC"]=> string(30) "/upload/blog/avatar/0cc/16.jpg" } ["Avatar_resized"]=> array(4) { ["src"]=> string(53) "/upload/resize_cache/blog/avatar/0cc/100_100_2/16.jpg" ["width"]=> int(0) ["height"]=> int(0) ["size"]=> NULL } ["AVATAR_img"]=> string(122) "" } }
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных