Пн, 25 Мая, 2020
Липецк: +18° $ 74.57 80.77

«Жизнь за Отечество» (фото)

Роман Хомутский | 06.04.2015

5 мая в ознаменование 70-й годовщины Великой Победы в Областном центре культуры и народного творчества состоится премьера музыкального спектакля «Жизнь за Отечество»

В преддверии большой теат­рально-музыкальной премьеры Липецкая областная филармония пригласила на одну из репетиций журналиста и фотографа «Итогов недели». О том, как происходит подготовка к одной из самых ожидаемых постановок сезона, читайте в нашем репортаже.


ФОТО

От идеи – к воплощению

– Уважаемый и всеми любимый Анатолий Дмитриевич Безденежный, царствие ему Небесное, как-то рассказывал один эпизод из своей биографии, который навсегда врезался мне в память, – говорит директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева. – Маленьким мальчиком Анатолий Дмитриевич пережил войну, а ведь мог бы и не пережить: однажды он в буквальном смысле оказался под дулом пистолета немецкого офицера и чудом спасся. Мы решили перенести этот случай в спектакль «Жизнь за Отечество». Под прицелом – внук Василия Яковлевича Вобликова, нашего земляка, который в годы Великой Отечественной повторил подвиг Ивана Сусанина, заведя вражеский батальон в овраг на верную погибель.

Напомним читателю, что содержательная часть спектакля представляет собой совокупность трёх сюжетных линий: историю Ивана Сусанина, подвиг нашего земляка Василия Вобликова в годы Великой Отечественной и повествование о журналистах, снимающих документальный фильм о Василии Вобликове и погибших на Донбассе. Перед всеми героями встаёт дилемма: сохранить совесть либо жизнь. Эти люди выбирают совесть и идут на смерть: Сусанин – за царя, Вобликов – за Родину, журналист – за истину. Музыкальной основой для спектакля избрали нетленную классику – оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», впоследствии получившую широкую известность под названием «Иван Сусанин». Впрочем, «Жизнь за Отечество» – не просто переосмысленное произведение Глинки, дополненное историческими костюмами и декорациями, это квинтэссенция сразу нескольких жанров: музыки, театра и кино. Идея такого необычного симбиоза появилась у Мекаевой давно. Но вот какой же режиссёр отважится взяться за столь комплексную постановку?

– Определиться с кандидатурой постановщика оказалось совсем несложно: филармония продолжает сотрудничество со столичным режиссёром Радомирой Ползуновой, – объясняет Наталия Николаевна. – Она уже участвовала в создании двух грандиозных проектов Липецкой филармонии, писала либретто для оперы «Легенда о граде Ельце» и оратории «Возрождение России». Режиссёр по образованию, Ползунова работает со многими первыми оперными величинами, хорошо разбирается в искусстве оперы. Мы очень высокого мнения о профессиональных способностях Радомиры, поэтому «Жизнь за Отечество» доверили ей без колебаний.

Правда, на сей раз авторство либретто принадлежит не Ползуновой. Часть позаимствована непосредственно из «Ивана Сусанина», а остальной текст вышел из-под пера представителя знаменитой липецкой театральной династии, полковника МВД в запасе, участника боевых действий Александра Пономарёва. За плечами драматурга уже восемнадцать пьес. Вместе мы до сих пор «подчищаем» некоторые сцены, что-то, наоборот, добавляем – в этом смысле сотворчество с Пономарёвым даётся чрезвычайно легко, он удивительно гибкий и интеллигентный человек.

Исходный формат спектакля простым назвать никак не получится, здесь сочетаются сразу три жанра: опера, драматургия и документальное кино. Так, некоторым вокалистам филармонии пришлось даже попробовать себя в амплуа драматических артистов: партий баритона в опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») нет, поэтому Сергей Блинков исполняет роль немецкого офицера, а Игорь Пронин – переводчика в части пьесы о Василии Яковлевиче Вобликове. На сцене им помогают «настоящие» актёры из академического театра драмы и муниципального драматического театра. Что касается распределения основных ролей, то они достались исключительно народным артистам России: партию Ивана Сусанина поёт Валерий Радченко, Виталий Пономарёв (Липецкий драматический театр) появится в образе Василия Вобликова, а его жену сыграет Зинаида Чередниченко (Румянцева) из академического театра драмы имени Толстого.

Есть и совсем юные персонажи: внуков Вобликова мы «одолжили» с театрального отделения детской академии искусств при Областном колледже имени Игумнова. Также в постановке зритель услышит голоса Елены Баранчук и Зинаиды Карандаковой, которые по очереди будут петь партию Антониды. Арию её жениха репетируют Михаил Вербицкий и Александр Крузо. В спектакле на экране в кадрах документальной хроники появляются персонажи оператора и журналиста – их играют члены труппы академического театра драмы Сергей Бельский и Евгений Азманов. Также на сцене в эпизодах появятся Максим Дмитроченков и Хурам Касымов.

Ключевую роль в буквальном смысле слова играет муниципальный камерный хор. Артисты впервые выступают в необычном для себя качестве: помимо собственно пения, хористы участвуют в массовке. В оперном театре хор постоянно трансформируется, мы пошли по такому же пути: на разных этапах рассказа тридцать вокалистов выступают в роли советских солдат, поляков… Участники хора приятно удивляют меня своими драматическими способностями. Думаю, это не предел их возможностей. Сложность заключается в том, что требуется одновременно петь, видеть дирижёра в оркестровой яме и перемещаться по сцене. Приходится идти на уловки: прячем за декорации специальные мониторы, на которые могли бы ориентироваться артисты.

Взгляд режиссёра

Постановщик Радомира Ползунова – настоящий профи. Но ничто человеческое ей не чуждо, и наша московская гостья честно признаётся: в работе над спектаклем трудностей избежать не удалось. Радомира более всего волнуется за сочетаемость жанров и эпох на сцене: уместить пять веков, оперу, драму и кино в компактный театральный формат не так-то и просто.

– Для меня, как для постановщика, главная задача – органично использовать все краски, которыми мы пользуемся, – рассуждает Радомира Ползунова. – Ведь подобное сочетание жанров встречается отнюдь не часто. В то же время нельзя забывать: основа спектак­ля – опера Глинки, пусть и в купированном виде. Таким образом, это уже третий вариант всемирно известного произведения: первый – «Жизнь за царя», посвящённый Михаилу Фёдоровичу Романову, и второй – «Иван Сусанин» с либретто поэта Сергея Городецкого. Мне кажется, что нынешнее воплощение оперы учитывает и вбирает в себя предшествующие версии, но развивает и собственную линию, открывает новую страницу в её истории.

Драматические фрагменты, привнесённые нами, удивительным образом вписываются в материал, придавая повествованию абсолютно неожиданное звучание. Через эпизоды, связанные с героическим поступком Василия Вобликова в роковые 40-е годы прошлого столетия, мы имеем возможность заглянуть в день нынешний. Естественно, взгляд этот – через призму духовных ценностей, которые мы полагаем за основную, самую высокую ноту в спектакле.

В постановке речь идёт не столько о конкретных подвигах, сколько о людях, на протяжении веков отдававших жизнь за Россию. Мы рассказываем о моральном выборе героев, избирающих путь Христа: страдание и гибель во имя спасения других. Главное преимущество избранной формы – в её честности и доступности абсолютно для любого возраста, в особенности – для подрастающего поколения. Сегодня наш посыл звучит особенно актуально: отталкиваясь от написанных кровью эпизодов в летописи нашего Отечества, мы рассуждаем о проблемах и событиях, близких нам. Между прочим, путём Сусанина в годы Великой Отечественной войны отправилось, если не ошибаюсь, около семнадцати граждан. Способность русского человека в одночасье оставить всё – семью, дом – и пожертвовать собой во имя высших идеалов подобна уделу святых апостолов. Такой народ непобедим. Никогда!

«Жизнь за Отечество» – многослойный спектакль, поэтому особенно важно объединить повествовательную канву в последовательный визуально-смысловой ряд. Все три части прочно держатся друг за друга. Нерушимая конструкция возникает и благодаря реквизиту, переходящему из сцены в сцену. Получается удивительный эффект «перетекания», некого зеркального отражения. Три разных сюжета, разворачивающиеся в XVII, XX и XXI веках, сплетаются в один мощный клубок. Таким образом, воплощается наш изначальный замысел: в пространстве и во времени величие нашего народа только приумножается, а не проявляется эпизодическими всполохами в то или иное столетие.

Сегодня нам выпала потрясающая возможность безвременную классику композитора Михаила Глинки вынести на липецкую сцену – причём в нетривиальном прочтении. Считаю, что «Жизнь за Отечество» надо показать как можно большему количеству людей – и не только в дни празднования 70-летия со дня Великой Победы. Во-первых, музыка интересна и актуальна для современного слушателя. А во-вторых, даже сегодня в ней мы можем отыскать не­ожиданные грани. Шанс пересмотреть классику в подобном ключе поистине уникален, и за этот необычный проект, за его идею я глубоко признательна творческому коллективу филармонии и лично Наталии Мекаевой.

Декорация – не просто декор

Интереснее всего на репетиции было увидеть материал уже в формирующемся сценическом пространстве. Проекты сценографии уже готовы – оформлением музыкального спектакля занималась молодая художница из Москвы Мария Высоцкая. Ей удалось придумать очень яркий образ, концентрирующий вокруг себя все смысловые пласты повествования, значение которых передаётся через систему символов.

– Я долго подыскивала талантливого художника, ведь от визуального воплощения в драматической или оперной постановке зависит многое, – признаётся руководитель проекта Наталия Мекаева. – Мы устраивали конкурс, пробовали нескольких специалистов. Поиски увенчались успехом: коллеги посоветовали Марию. Она получила образование у лучших педагогов в ведущих художественных вузах страны. Сначала защитила диплом Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года, в настоящее время оканчивает Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова. Мы обсуждали с режиссёром Радомирой Ползуновой разные варианты и эскизы, но видение Высоцкой показалось нам наиболее созвучным материалу. Мы исключили лишние детали, почти полностью отказались от мультимедийной составляющей, сосредоточившись на главном. Ведь технические новшества могут и навредить, оттянув на себя внимание от стержневой идеи. Мне кажется, что мы приняли верное решение, и уже сейчас на этапе подготовки декораций и костюмов визуально начинает складываться эпичное полотно.

Центральное место занимает хризма – древняя монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени Х (хи) и Р (ро), скрещённых между собой. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. К знаку хризмы тянется колючая проволока – метафора тернистого пути, дороги. Также присутствуют элементы кольчуги: они появляются в костюмах, оформлении и символизируют извечную готовность русских защищать свою землю на поле брани.

– Пока готовы не все декорации, но кое-какое представление, как будет выглядеть сцена, можно составить уже сейчас, – объясняет Мария Высоцкая, художник-постановщик спектакля. – Мы решили нестандартно подойти к делу, чему свидетельство – необычные элементы: кольчуга, мешковина с напечатанными дорожными картами, канаты, цепи, колючая проволока. Одна из удачных находок – колесо от телеги в виде хризмы, важного атрибута христианской символики. Колесо – многозначный образ, символизирующий движение жизни, путь, солнце как источник света и тепла. Язык декорации – условный. И мы пользуемся его формальными характеристиками, чтобы увязать XVII столетие, 40-е годы прошлого века и нынешний день. Радомира много говорит о символике, то же самое я попыталась повторить в декорациях и костюмах.

За основу одеяний героев взяты фасоны эпохи царя Михаила Фёдоровича, однако в них интегрируются детали сценографии: та же кольчуга, кожа. То есть строгого соответствия историческим реалиям я не преследовала. Непреложное условие и главная задача художника-постановщика – создать комфорт для исполнителя, облачённого в костюм. Очень сложно выдержать всю оперу в тяжёлой шубе, а ведь ещё приходится петь, играть и передвигаться! Мы нашли функциональные решения и лёгкие ткани. Притом не хочется уходить в пестроту. Палитру выбрали довольно сдержанную. Как-никак одеяния в XVII веке были яркие, красные. Мы же остановились на пастельных, охристых тонах. Тем не менее пришлось перелопатить огромное количество томов специальной литературы, пересмотреть массу военных фотоматериалов. Откровенно говоря, почерпнула лично для себя много интересного.

Хотя работа в оперной постановке – новый опыт для меня, к сцене я привязана, сколько себя помню. В детстве бегала в театр по пять раз на неделе, сама делала костюмы для кукольных представлений. В школе уже придумывала ученические театральные афиши. Считаю, что главная задача театрального художника – создание образа. Одна-единственная деталь способна визуально «решить» постановку. Всевозможные проекции, современные технологии – лишь инструменты, как кисть. Без понимания, какой образ лежит в основе, ничего не выйдет.

– Мы вкладываем всю душу в «Жизнь за Отечество», не хочется формально «под козырёк» отчитаться к круглой дате, – подводит итог репетиции Наталия Николаевна Мекаева. – Надеюсь, постановку ждёт долгая репертуарная жизнь. С другой стороны, если вещь получится сильная, то успех ей гарантирован в любом случае, достаточно и одного показа. Мне кажется, всё зависит от того, насколько ты отдаёшься работе – эмоционально, профессионально, творчески. Вспоминая оперу «Легенду о граде Ельце», никто и не предполагал, что проекту суждено стать ежегодным. Огромный коллектив, серьёзные финансовые вложения, открытая площадка – дать ход такой махине отнюдь не просто. Но у нас получилось, и зритель оценил старания, «Легенду» раз за разом ждут всё сильнее. Так что мы ничего не загадываем. Впрочем, кое-какими планами поделюсь. Мы обязательно представим музыкальный спектакль в Москве, залы на примете имеются. Вероятнее всего, наиболее выигрышно постановка будет выглядеть на сцене какого-нибудь театра, нежели в концертном зале. Кто не попадёт на премьеру в сентябре, не расстраивайтесь – артисты и музыканты ещё раз соберутся в Областном центре культуры и народного творчества – спектаклем филармония рассчитывает открыть сезон. А пока – с нетерпением ждём премьеру!

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных