Ср, 26 Января, 2022
Липецк: -9° $ 78.64 88.93

Дети и изобретательство

Маринга Кудаева | 19.02.2015

У Альберта Эйнштейна как-то спросили, как делаются изобретения. Очень просто, ответил ученый, все знают, что этого сделать нельзя, но находится человек, который думает, что можно. Вот он-то и делает изобретение. Примерно так же поступают и дети. У них мало жизненного опыта, их пытливый ум подталкивает к нестандартным решениям. Благодаря своему незакомплексованному мышлению дети выдают невероятные на первый взгляд, фантастические идеи, в которых часто, тем не менее, есть очень ценное зерно.

Юный изобретатель порой неотчетливо проводит в своем сознании границу между собственными фантазиями и научным поиском. Однако именно фантазию и используют педагоги на занятиях, приводя ее в определенную конкретную техническую форму — идею. Как же вырастить будущих нобелевских лауреатов? Об этом сегодня размышляют участники нашего родительского собрания.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Создать условия для творчества

Инесса Шуйкова, директор Липецкого центра дополнительного образования «Стратегия»:

— Изобретательство и творчество — это не только «открытие для других», это и «открытие для себя». Каждая мысль ребенка, каждое действие и переживание — прорыв вперед к чему-то новому. Поэтому необходимо создать условия, способствующие творчеству ребенка. Да, сам школьник может придумать себе самостоятельно занятия и игры дома: рисовать, лепить или собирать из лего-конструкторов замечательные сооружения. Но чтобы следствием такого времяпрепровождения стало целенаправленное развитие, необходима системность. И современные родители хорошо понимают: это возможно только в рамках общеразвивающей программы дополнительного образования, с внимательным наставником и в группе близких по духу сверстников. Центры дополнительного образования, дома детского творчества, школьные кружки и факультативные занятия как раз и позволяют в режиме свободного выбора найти то направление, которым интересно заниматься школьнику и где он непременно достигнет результатов. Центр «Стратегия», например, предлагает робототехнику, 3D-принтинг, то есть объемную печать, занятия по математике в Малой Математической Академии, английский для начальной школы и даже основы рисунка. Вся прелесть дополнительного образования как раз и заключается в том, что ученик находится в поиске, свободном выборе, определении своих интересов и склонностей.

К примеру, начинается занятие по робототехнике, и один из учеников приносит свою конструкцию лифта из набора лего. Такого варианта не было среди типовых, описанных в инструкции, он не нашел его в Интернете, более того, ему и не давали задания сделать лифт. Просто когда ребенок ехал в лифте с родителями и застрял там, он и решил сделать проект своего подъемного устройства, которое будет возить людей лучше, чем домашнее.

Задатки к познанию и творчеству имеют с рождения все дети, но из-за неправильного воспитания или тормозящего влияния стереотипно мыслящей среды чаще всего происходит нивелирование творческих способностей. Поэтому важно поощрять стремление школьников познавать и осмысливать происходящее вокруг. И наградой будет самостоятельная творческая работа ребенка.

Научить мыслить нешаблонно

Галина Злобина, старший методист областного центра развития творчества детей и юношества:

— Творческие способности начинают проявляться у детей еще в раннем возрасте. Важно только заметить их и направить в нужное русло. И здесь потребуется поддержка родителей, учителей и специалистов. Начать можно с решения простых задач по улучшению своего жизненного пространства. Например, предложить посчитать, сколько времени горит лампочка в комнате, сколько тратится электроэнергии. Пусть ребенок найдет способ, как сэкономить электроэнергию, а значит, и деньги.

Воспитать технически грамотного человека, рационализатора — значит дать стране активного гражданина. В этом родителям в первую очередь помогут учреждения дополнительного образования детей, реализующие общеразвивающие программы технической направленности. Ищите своего педагога и объединение, в котором подростка заинтересуют техническим творчеством, избавят от неверия в свои силы, разовьют умение мыслить нешаблонно. Для этого на занятиях применяется «мозговой штурм», где одобряются и поддерживаются все идеи, а любая критика запрещается. Например, поставлена задача: провести верблюда через игольное ушко. Кто-то из ребят предлагает уменьшить верблюда, кто-то — намылить. И тут выясняется, что в условии задачи не оговорены ни размеры животного, ни величина игольного ушка. От игры ребята переходят к формулированию задачи, что для изобретателя самое важное.

Кроме этого на занятиях педагог приводит примеры внедренных изобретений, знакомит учащихся с понятием «рацпредложение». Рассматриваются конкретные приспособления, позволяющие поднять производительность труда, улучшить качество продукции. Все это мотивирует учащихся на создание своих изобретений.

Занимаясь в творческих объединениях технической направленности, будь то судо-авиа-, ракетомоделирование, техническое конструирование, робототехника, рационализация и изобретательство, ребята развивают интересы, склонности и способности юных техников, получают стремление к получению инженерной профессии, карьерному росту, работе в престижной компании. Лучшие работы участвуют в областном этапе всероссийских выставок и конкурсов научно-технического творчества, например «Юные техники — будущее инновационной России».

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ:

Людмила Мещерякова, врач, г. Липецк:

— Сын с раннего детства любил возиться с кубиками, сперва с деревянными, потом с кубиками Никитина, собирал модели из разных наборов конструкторов. До определенного времени спасал «Лего». Но ребенок взрослел, и нужно было пробовать что-то новое. Поэтому мы записали Андрея в кружок авиамоделирования. Это настоящая находка для родителей таких мальчишек! Руководитель кружка, Костриков Николай Аркадьевич, — человек настолько увлеченный своим делом, что готов заниматься с ребятней, не зная ни сна, ни отдыха. Под его руководством Андрей изобрел модель летающей тарелки, которая была представлена на выставке «Шаг в будущее». Сейчас сын заканчивает 11-й класс, собирается поступать в Московский авиастроительный институт. Так детское увлечение становится профессией.

Сергей Фролов, ведущий сменный инженер дирекции информационной техники ОАО «НЛМК»:

— Дочка почти не играла в куклы, лишь в те, которые говорили или могли ходить. Зато очень интересовалась всевозможными конструкторами. Поскольку мы с женой оба «технари», не пытались изменить ситуацию. Не ограничивали дочь и в занятии на компьютере. Когда при «Стратегии» открывался кружок робототехники, разумеется, были в числе первых. В настоящее время Наташа учится в третьем классе, а также занимается сборкой роботов, умеющих выполнять определенные задачи. И ей это очень нравится. Пока рано говорить о том, какую профессию она выберет в дальнейшем, но главное, что она реализуется как личность. Думаю, родителям нужно стимулировать любое начинание ребенка. Ведь как говорят? Выберите себе занятие по душе, и вам не придется работать ни дня в жизни.

Лилия Кобзева, менеджер, г. Грязи:

— Едва ли не каждая вторая мама, заботясь о своем ребенке, постоянно запрещает ему то одно, то другое: не лезь туда, не трогай то. А любознательному малышу интересно: что произойдет, если, например, сорвать лист комнатного цветка? Поэтому я бы посоветовала примириться с исследовательской деятельностью ребенка и поощрять ее. Меня родители именно так и воспитывали, и я стараюсь поступать так же. Сдерживаю желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Зато мой еще совсем маленький сын, ему семь лет, конструирует, паяет, выпиливает различные модели, может разобраться в тонкостях, известных настоящему мужчине. Возможно, изобретателем он и не станет, но в жизни ему эти навыки пригодятся.

НА ЗАМЕТКУ

Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ перестать мыслить — это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Дети привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых картинок. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых желание делать собственные открытия подавлено.


Тема следующего выпуска: «Дети и вредные привычки»

По статистическим данным, около 65 процентов детей и около 20 процентов подростков регулярно грызут ногти. Откуда берутся вредные привычки? Как искоренить их? И что необходимо сделать, чтобы предупредить появление дурных манер? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания».

Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нам по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 50-17-21.

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой

Фото Ольги Беляковой
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных