Пн, 26 Августа, 2019
Липецк: +24° $ 65.60 72.62

Сосед демонстрирует амбиции

Юрий Бакланов | 04.06.2019 07:00:42
Как-то незаметно в телечереде важных и не очень событий прошло сообщение о завершении монтажа пролетных строений первого железнодорожного моста через Амур между Китаем и Россией от города Тунцзян до села Нижнеленинское длиной 2,2 километра. По железной дороге, которая от Транссиба в Биробиджане поворачивает строго на юг на станцию Ленинск, пойдут грузы из Амурской области с горно-металлургических предприятий, уголь, лес, а к нам — китайская соя.


Мосты укрепляют экономику, оптимизируют логистику, облегчают жизнь людям. Любой житель Липецка это подтвердит, помня, как он ждал открытия после ремонта Петровского моста. Китайцы умеют быстро наводить их и в прямом, и в переносном смыслах. Россия совершенно правильно делает поворот на Восток, расширяя ворота в Китай и далее — в Юго-Восточную Азию, что уже позволило повысить объемы товарооборота, которые у нас упали в Европе. При этом наша страна должна стать частью «Шелкового пути» Шанхай — Гамбург. Строительство этой протяженной трассы, в основном для доставки грузов из Китая в Европу, начнется уже в июне на территории Саратовской области.

Но Китай не был бы нынешним Китаем, если бы надеялся только на российские железные дороги. Они умеют считать деньги: прежде, чем дать согласие на строительство газопровода «Сила Сибири», почти десять лет китайцы вели переговоры с нами о цене на газ, потом отказали нам в кредитах.

Когда после Арктического форума в Питере заговорили о том, что китайцы повезут по Северному морскому пути миллионы тонн грузов, я думаю, любой здравомыслящий человек аплодировал бы этой инициативе. Мне трижды приходилось бывать в самом крупном морском торговом порту Европы — Роттердаме, я видел, как там отлажена удобная логистика и через Атлантику, и до южной Европы. Вопрос этот поднимался и на международном форуме «Один пояс — один путь», на котором присутствовали руководители из 39 стран, а общее количество государств, привязанных к этому проекту, составляет уже внушительную цифру 124.

После продолжительных поездок председателя КНР Си Цзиньпина и премьера Госсовета Ли Кэцяня в Европу стало ясно — китайцы выбрали еще один маршрут для этого масштабного проекта, который свяжет экономику Китая, Африки и Европы. Начнется он, вероятно, в порту Шри-Ланки, построенном китайцами, которые станут им пользоваться 99 лет, а также во втором по величине порту Пакистана — Гвадаре.

Несмотря на противодействие Брюсселя китайской экспансии, деньги упрощают связи. Обремененная долгами Италия присоединилась к проекту, поскольку Китай уже выкупил за 7 миллиардов долларов одну из крупнейших итальянских компаний по производству шин — Pirelli. Общий объем инвестиций на Апеннинах составляет 31 миллиард долларов, что превышает прямые инвестиции в нашу страну. Увы, дружеские связи России с Китаем расширяются по многим направлениям, но только пока не в экономической сфере, где у всех свои интересы. Здесь, как метко выразился один из экспертов ВШЭ, действует принцип «ситуативного партнерства». А оно диктует китайским банкам с осторожностью относиться к кредитованию энергетических проектов в России и самих российских банков из-за возможных санкций США.

Китайские лидеры «проинспектировали» порты Генуя, Триест, даже Палермо на Сицилии. Итальянцы надеются на их модернизацию за счет китайских денег. Тем более что первый купленный китайцами греческий порт Пирей уже увеличил грузооборот в шесть раз.

Особенно значительный «подарок» преподнес Си Цзиньпин Франции во время встречи с Эмманюэлем Макроном в Париже, на которую были приглашены глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и канцлер ФРГ Ангела Меркель. В Париже были заключены контракты на поставку КНР 300 пассажирских самолетов Airbus на сумму в 35 миллиардов долларов и поставки замороженных цыплят на пять миллиардов долларов.

Политологи уже заговорили о создании двуединой оси Китай — Европа, тем более что продолжается торговая война с США. Но в Брюсселе вновь напомнили, кто в доме хозяин, выразив опасение, что Китай может скупить высокотехнологичные отрасли, особенно после приобретения ими компании промышленных роботов KUKA в Германии и шведского автоконцерна Volvo. В Евросоюзе срочно состоялся саммит Китай — ЕС, на котором стороны договорились об экономическом равноправии европейских компаний на китайском рынке, а также о подготовке всеобъемлющей декларации о китайских инвестициях в Европу, которая должна быть подписана в 2020 году.

А сразу после крупнейших западноевропейских стран Ли Кэцян поспешил в страны Восточной Европы, с которыми реализуется программа «16+1». С Болгарией был заключен договор о поставках сельхозпродукции, в Хорватии торжественно открыт мост длиной почти в 2,5 километра, построенный китайцами через залив Адриатического моря. Достигнута договоренность о сооружении прямой железной дороги Будапешт — Белград. С Литвой подписано соглашение о поставках молочных продуктов и даже прессованного сена. Представьте себе, как его повезут через Россию, хотя на нашем Дальнем Востоке его можно заготовить сколько угодно.

В этой связи важные перспективы открывает для нашей страны предстоящий Петербургский международный экономический форум, который стартует в Северной столице уже в ближайший четверг. Сообщается, что в нем собирается принимать участие и делегация КНР, которую должен возглавить сам лидер Поднебесной. Значит, сосед намерен иметь серьезные дела с Россией?

Невольно подумаешь: надо и нам вести более гибкую дипломатию, как это делают китайцы, настойчиво стремясь стать ведущей экономической державой мира.
[/SIZE]
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных