Чт, 21 Ноября, 2019
Липецк: +4° $ 63.89 70.41

Дамы приглашают кавалеров

Исаак Розенфельд | 07.11.2019 11:54:57
Поговорим о женщинах, господа. Что еще остается телеобозревателю, когда ему уже невмоготу смотреть и слушать про Зеленского, Трампа, брекзит, борьбу с коррупцией и потепление климата.

Поговорим про женщин в телеэфире. Они так решительно выдвинулись на первый план. И выдуманные героини сериалов, и реальные дамы, что вызывают к барьеру неверных мужей, неплательщиков алиментов и просто альфонсов. А еще лет двадцать назад дело обстояло иначе.

Не слушай папиных советов

Как раз тогда у нас издали американскую монографию о массовых коммуникациях. И в ней известный психолог констатировал: женщин на ТВ обижают. Даже в мелодрамах мужских персонажей вдвое больше женских. На равных те и другие появляются разве что в рекламе. Да и там закадровый текст озвучивают мужчины.

Непропорционально много в телевизоре домохозяек, чей удел — дети, обеды и шопинги. Деловые и профессиональные таланты женщин ни в грош не ставятся. Женское поведение целиком укладывается в рамки, очерченные в фильме «Папа знает лучше». В нем мудрый папаша дает советы дочери: «Будь зависимой, иногда немного беспомощной… Худшее, что ты можешь сделать, — это обыграть мужчину в его любимую игру».

Сегодня такого мудреца феминистки, боюсь, линчевали бы. Для них понятия «прекрасный пол» и «слабый пол» давно уже не синонимы. Сексистский девиз «Все люди — братья» они заменяют новым, прогрессивным «Все люди — сестры». А мужчины пока легкомысленно отшучиваются: «У женщин остались только права. А раньше у них были привилегии».

Шутим мы, по-моему, зря. Женщины научились играть в мужские игры и выигрывать. На ТВ это особенно заметно. По крайней мере, на российском — американское мне из Липецка не видно.

Что там мелодрамы! Уже и в боевиках дамы не довольствуются участью верных Пенелоп, что ожидают возвращения своих Одиссеев. В «Морских дьяволах» спецназовки с внешностью фотомоделей одним ударом вырубают головорезов и диверсантов. В «Московской борзой» и «Методе Лавровой» следовательницы на раз распутывают любое запутанное преступление. «Женская версия» — не просто название свеженького сериала. Это декларация целого направления в криминальном жанре.

Рядом с бесстрашным сыщиком обязательно возникает бесстрашная сыщица. Это похоже на то, как в Голливуде напарником белого полицейского непременно оказывается полицейский-негр, виноват, афроамериканец. Гендерная политкорректность диктует: на каждого Пуаро должна найтись своя мисс Марпл. Разумеется, в соответствии со вкусами публики и продюсеров, не юркая старушенция, а молодая длинноногая красотка.

Процесс пошел. И идет с ускорением. На днях популярный тележурнал с ликованием оповестил: «У детективов Насти Каменской и Марии Швецовой появилась достойная смена». Швецову в «Тайнах следствия» сыграла Анна Ковальчук. Что актриса снялась в экранизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита», никто и не вспоминает. То ли дело Швецова. Теперь Ковальчук может спокойно рассказывать сказочки в сусальной детской передачке на канале «Спас». У нее продолжателей в избытке. Светлана Ходченкова примерила погоны и старшего лейтенанта, и капитана полиции. Ирина Пегова тоже пошла в офицеры угрозыска. Мария Шукшина дослужилась до подполковника. Дальше перечисляйте без меня, это несложно.

Барышня в погонах — явление и веление времени. —Страшно вообразить, что было бы с криминальным жанром без женщин. Они ж не только снимаются. В кадре Ходченкова и Шукшина, за кадром — Маринина, Устинова, Платова, Донцова. Их книги читаются охотнее мужских крутых романов. И беспрерывно экранизируются. В боях за гендерное равенство берут реванш и писательницы, и их героини.

Белый танец

«Железные леди» на своем месте где угодно — и в кресле главы корпорации, и на ринге. Не сомневайтесь, джебы, лоу-кики и удушающие приемы они выполняют с чемпионским блеском. За что им, как говорится, респект и уважуха. Но им и этого мало.

Вы полагаете, удручавшая американского ученого диспропорция преодолена? Как сказать. Скорее все-таки воспроизводится, но уже с перекосом в противоположную сторону.

Однажды поэт попросил любимую: «Будь, пожалуйста, послабей». Представляю, как бы его нынче освистали феминистки — они ж наверняка и в два пальца свистеть научились. Он ищет подруг послабее, значит, сам слабак. Мужики все слабаки. Не выдерживают конкуренции. В наше время все танцы должны быть белыми. Дамы приглашают кавалеров и в танце ведут их. А вовсе безнадежных бросают без всякой жалости посреди танцпола в одиночестве.

Быть послабее? Еще чего. Что есть слабость? Готовность варить борщи и растить детей. Поддерживать огонь в очаге. А это жутко мешает стать целостной, самодостаточной личностью. Еще губительнее романтическая любовь. Ее сочинили мужики, чтобы поймать бедных девушек в ловушку семьи. К романтизации отношений приложили руку и пресловутые классики, опять же, коварного мужского пола. Да ежели бы Ромео и Джульетта так удачно не умерли до свадьбы, после свадьбы их ожидало бы сокрушительное разочарование. Любовь бы скоропостижно закончилась, начался бы ад.

Еще вредоноснее какой-нибудь там Александр Грин. Ассоль с ее бредом про алые паруса — дура. Девушкам нужно не витать в облаках, а учиться зарабатывать миллионы. Без денег черта с два обретешь самодостаточность. С миллионами ты свободна. Выбирай и держи под каблуком удобного мужа. Или меняй партнеров, поскольку «мое тело — не ваше дело» (еще один слоган из феминистского репертуара). Главное — не обманываться: нет среди них принца на белом коне. Да он тебе и без надобности. А коня, коли захочешь, и сама себе купишь любой масти.

Я тут близко к тексту изложил некоторые дорогие феминистскому сердцу идеи из статей и блогов, обличающих сексизм. На первый взгляд, ТВ их не пропагандирует и не одобряет. А вот на второй и на третий начинаешь сомневаться.

Догнать и перегнать!

Нехорошо, конечно, стричь под одну гребенку все каналы, программы, сериалы. Но признаемся: шансов встретиться на экране с Надей Кругловой из «Однажды двадцать лет спустя» все меньше. Дети? Их откладывают на потом. Случись новый матриархат, его придется называть как-нибудь иначе. Матерями-то готовы стать не так уж много женщин. Новая Надя Круглова будет потихоньку усмирять свой материнский инстинкт. Она вряд ли согласится перешивать платья старших для младшеньких и возить детей кого в детсад, кого в школу на автобусе. Большая семья, но не прежде, чем будет гарантия, что няньки, гувернантки, горничные максимально освободят женщину от хлопот с детьми, уборкой, стиркой, готовкой.

Феминистская настороженность по отношению к семье (семейное рабство!) спрятана во множестве передач. Счастливые семьи мы почти не видим. Несчастливые — каждый день на каждой кнопке. Муж предает жену, жена — мужа, и оба — детей. Разводы, скандалы, ненависть. Вот совсем недавно: женщина подает в суд на алименты. Вдруг выясняется: отец шестимесячного мальчика не ее постоянный любовник босс, а шофер босса — случайный партнер на одну ночь. И страстно защищавшая благополучие ребенка мать тут же превращается в стерву: ах, я залетела от водилы? Так пусть водила своего ребенка и забирает. Зачем мне сын нищеброда?

Раньше бы о ней сказали: чудовище. Теперь она в своем праве. Дите с алиментами от шоферюги самодостаточности ей не добавит.

Таких сюжетов на экране десятки. Авторы шоу этих женщин как будто бы осуждают. Но само количество подобных историй как-то даже успокаивает. Дело-то, получается, обычное, житейское. И никто из женщин не стесняется сперва шантажировать ребенком, потом раскаиваться, что родила не от правильного мужчины. А то и публично отрекаться от малыша.

Может, про феминизм они и слыхом не слыхивали. Но мораль феминисток для них своя, родная. Она так все облегчает и упрощает. Мужики детей бросают? Мужики придумали веселую отмазку: «наше дело не рожать…». А чего нам теряться? Все мужчины сво… А мы имеем право быть стервами.

Стервозность, как и отвязность, уже не порок, а достоинство. Борьба за равноправие оборачивается борьбой за право на безответственность, а заодно и за право рассказывать на камеру похабные анекдоты и непринужденно сквернословить. Посмотрите женские юмористические программы на ТНТ. Их участницы норовят догнать и перегнать самого Павла Волю. Так жизнерадостно разрешаются гендерные противоречия. Кстати, милая девушка с канала «Пятница» в этом году получила премию «ТЭФИ». Помянув ее ток-шоу, журналист замечает: она не стесняется легкого матерка.

Дамы приглашают кавалеров. Белый танец в сопровождении легкого матерка. Надоело быть женственными и скромненькими. За скромность «ТЭФИ» не дадут.

Мне пора ставить точку. Не стоило ли все-таки пересилить себя и написать о брекзите и потеплении климата?
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных