Сб, 23 Ноября, 2019
Липецк: -5° $ 64.02 70.85

«Человек труда» вместо «человека дохода»

Елена Бредис | 02.07.2019 07:46:10
Сегодня и выпускники, и их родители думают только об одном: о результатах экзаменов, о количестве набранных баллов — хватит для поступления или не хватит? А тут еще новость: и ОГЭ, и ЕГЭ планируют сделать индивидуальными. Что это значит? Что для каждого ученика будет свой индивидуальный вариант задания. Пишут, что для «искусственного интеллекта» создать такое количество вариантов вообще не проблема. Короче, собираются загнать несчастных детей в угол.

Родители выпускников хотят, чтобы отпрыски поступили в вуз. Кто-то мечтает исключительно о престижном образовании, большинство же удовлетворится наличием у чада любой вузовской «корочки». Почему? Да потому что после вручения диплома начинается новый этап жизни, который с полученной профессией очень часто никак не связан. О чем речь, если даже в МГУ говорят: «Ну, по специальности вы вряд ли работать будете, но образование получите хорошее». Что такое хорошее образование — это понятно. Но куда его потом деть, как и где применить?

Во время «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным заведующая одной детской поликлиникой предложила вернуться к советской системе распределения молодых специалистов, чтобы решить проблему нехватки кадров. Допустим, вернули. И что? Заставили приехать, принудили работать. Но они-то этого не хотели! Они не хотели ехать в провинцию, не мечтали работать в районной поликлинике. У них вообще не было сформировано идеи «дела, которому ты служишь». Может, они планировали открыть свой частный медицинский центр или вообще стать топ-менеджерами в компании по распространению биодобавок. Так много ли толку от них будет в той самой детской консультации? Многим ли малышам они принесут облегчение, многих ли родителей сумеют поддержать и настроить на борьбу с недугом?

Прежде чем критиковать систему нашего нынешнего образования, структуру ОГЭ или ЕГЭ, существующие программы и учебники, неплохо бы определиться, а чего же мы в итоге хотим. Да, с точки зрения личности образование может быть самоцелью. А с точки зрения государства и тех средств, которые оно вкладывает? Вот в этой плоскости образование уже инструмент. Тот инструмент, который должен обеспечить решение всех насущных задач.

Но кому в руки мы пытаемся дать этот инструмент? Выявлена совершенно новая философия, характерная для молодого поколения. Коротко ее можно сформулировать так: жизнь без надрыва. Если раньше усталость могла быть интерпретирована как признак участия человека в чем-то важном, нужном для общества, в каком-то большом деле, ради которого можно недосыпать, работать в выходные и тому подобное, то теперь все больше молодых людей предпочитает жить легко и в свое удовольствие. Если ты устаешь, перерабатываешь, значит, ты не эффективен, тебя нельзя признать успешным человеком. Зачем ставить дальние или трудные цели? Чтобы стать хорошим врачом, нужно долгое время и огромный опыт. И вот тут Человек Безнадрывный задает закономерный вопрос: а зачем? Каковы от этого будут дивиденды?

Разве мы раньше не хотели жить с удовольствием? Но нам для этого требовалась вовлеченность в большое общее дело, осознание важности этого дела для страны. Да, и в то время были «мажоры» со своей собственной «тусовкой», но большинство-то рвалось разведывать новые месторождения полезных ископаемых, осваивать Арктику и Сибирь. Большинство мечтало оставить после себя яркий след. Просто есть разница между тем, чтобы жить с удовольствием и жить в свое удовольствие.

Можно сколько угодно говорить о том, каких специалистов и где нам не хватает. Можно открывать новые вузы и реформировать старые, пересматривать учебные программы и содержание ЕГЭ. Но это не поможет до тех пор, пока в обществе будет существовать главный запрос: на воспитание потребителя. Того самого, который будет мечтать о покупке нового смартфона или автомобиля, вообще, всего того, что так настойчиво рекламируется. И этот потребитель не хочет долго ждать реализации своих желаний. В таком случае, какая разница, где и какое образование получать, какая разница, что за специальность будет вписана в твой диплом?

У моей знакомой зять занимается распространением биодобавок крупной зарубежной фирмы. Имеет очень солидный доход, фирма регулярно меняет ему автомобили на более престижные, все обучающие семинары проводятся исключительно на модных курортах. У него, кстати, высшее медицинское образование. Как вы думаете, его жена и теща захотят, чтобы он пошел работать в поликлинику или больницу? А самому ему захочется получить новую специализацию и поехать в тот самый районный онкологический центр, о котором шла речь во время «Прямой линии»? Напомню, что этот центр оборудован на самом современном уровне, но врачей-онкологов там катастрофически не хватает.

Так что же нужно для того, чтобы наши надежды и чаяния стали реальностью? Мне кажется, надо вернуть в сознание людей когда-то гордо звучавшее звание «человек труда», которое за последние десятилетия вытеснилось потребительским «человек дохода». И начинать надо со школьной скамьи. Надо вернуть детям романтику общего дела, показать им, что такие дела сегодня есть и нуждаются в молодых руках, умах, душах.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных