lpgzt.ru - Блоги авторов - И. Неверов Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Забытые уроки Сухомлинского

26.09.2018 И. Неверов


Дети, за редким исключением, не любят школу. Не только двоечники, но и отличники. Факт прискорбный, хотя, по-моему, очевидный. И тут у меня возникает вопрос: а сами-то учителя школу любят? Под школой, естественно, я подразумеваю не стены, не парты, не электронные доски, не портреты великих писателей и ученых в кабинетах литературы и физики, не охранника у входа, а учеников.


Вот цифры недавнего соцопроса: где-то шестьдесят семь процентов преподавателей считают себя предметниками, а не воспитателями. Что это значит? Человек приходит в класс и честно объясняет теорему, азы биологии или анализирует «Капитанскую дочку». Но не слишком интересуется, кто что понял, кто смертельно скучал, у кого какие собственные мысли появились о Петруше Гриневе и Емельяне Пугачеве. Ему неважно, прочитает ли подопечный повесть Пушкина или обойдется кратким пересказом на полторы странички в Интернете, а потом оттуда же скачает текст сочинения по ней. Ребенку полагается образовательная услуга? О,кей, он ее получил. Дальше пусть напрягаются репетиторы. А воспитывают родители.


Упрекать за это одних преподавателей, пожалуй, не совсем справедливо. Кандидат педагогических наук, тридцать лет обучающая детей математике в московской школе, на условиях анонимности обрисовала журналисту положение дел. Она, как и ее коллеги, загнана в жесткие рамки. Контролируется каждая мелочь. Плюс ворох бумаг — инструкции, планы, отчеты. Так убивается творческое начало, зато поощряется формализм. Все усугубляется нацеленностью на ЕГЭ. А готовить детей к экзамену и давать им настоящие знания — вещи абсолютно разные.


И все-таки руки опускаются не у всех. Остается еще тридцать с чем-то процентов учителей, не принимающих прагматизма и формализма. Кто-то вместо урока истории в четырех школьных стенах проводит его в старинной полуразрушенной дворянской усадьбе — ученики должны ощутить атмосферу давней эпохи. А вокруг недоумевают: зачем понадобилась эта экскурсия? Кто-то, отодвинув в сторонку план урока, читает классу стихи Ахматовой, Слуцкого, Бродского, не предусмотренные программой. Кто-то опять же из историков на летних каникулах отправляется с детьми на археологические раскопки. И слышит за спиной неодобрительный шепот: ей что, больше всех нужно?


Да, таким учителям сейчас особенно сложно. Они не меньше других перегружены и также задерганы перманентными реформами. Однако не изменяют призванию, не предают детей. Как и их предшественники — от Ушинского до Макаренко, Сухомлинского и наших замечательных педагогов-земляков Москаленко, Шмакова, ельчанина Лесюка, которым ведь было не легче. Но они не поддавались. И одерживали победы.


В таких случаях я вспоминаю признание Василия Александровича Сухомлинского: «С детьми нужно быть с утра до вечера. И в воскресенье нужно быть с ними. Но для меня это не бремя. Вы знаете, вот сейчас вечер, а мне хочется, чтобы поскорее наступило утро и чтобы зазвенели снова их голоса».


Через несколько дней, 28 сентября, будет отмечаться столетний юбилей Сухомлинского. Правда, я не уверен, что его будут отмечать. Скорее всего, в большинстве СМИ эту дату запамятуют, пропустят. Да и многим ли из ныне живущих знакомо имя директора школы в тихом поселке Павлыш Кировоградской области?


Но когда-то оно было на слуху во всем Советском Союзе, как имена космонавтов и олимпийских чемпионов. И отнюдь не только педагоги зачитывались книгами Сухомлинского. В первую очередь той, в название которой он вынес свое кредо, подтвержденное всей его жизнью: «Сердце отдаю детям».


А у самого сердца, отданного детям, застрял осколок снаряда — память об обороне Москвы. Василий Александрович прошел войну, повидал немало тягостного, горестного, страшного, трагического. Оттого, наверное, он страстно, упорно стремился закалить дух подрастающих граждан, сделать им прививку доброты, человечности, патриотизма.


О нем ходили легенды. Но они оказывались стопроцентной правдой. Он был в курсе всего, что происходило с питомцами его школы, что их печалило, радовало, интересовало, тревожило, страшило. Он мог в любую минуту заменить на уроке любого предметника. Он никогда не ставил двоек и никого не наказывал.


В числе главных постулатов Василия Александровича мы находим такой: «Учить следует так, чтобы дети не думали о цели — это облегчает умственный труд». То есть сама идея ЕГЭ, под которую заточено нынче школьное обучение, — «антисухомлинская». Она подменяет бескорыстный, увлекательный, творческий процесс познания, труд души дрессурой, унылой задачей — получить в конце дистанции нужный балл. Что, однако, удивительно: не гонясь за результатом, Сухомлинский и его команда добивались результатов поистине блестящих.


Мы странная страна, странный народ. Что имеем, не храним, но, даже потерявши, очень уж недолго плачем, чересчур легко и быстро забываем. Когда я прохожу мимо Центра детского творчества имени Сталя Анатольевича Шмакова в Липецке, то поневоле спрашиваю себя: а сколько липчан сумеют ответить, кем он был, почему его называли «всесоюзным пионервожатым»?


Печально, но такова участь и самых прекрасных мастеров педагогики. А в итоге мы нервно, суетливо, методом проб и ошибок три десятка лет все что-то меняем и меняем в школьном образовании, с надеждой хватаемся за чужой, чужеземный опыт. А опыт и традиции родные, российские, проверенные веками, органичные для нас и чрезвычайно успешные, — рядом, стоит лишь руку протянуть. И уж они-то наверняка принесли бы отечественной школе куда больше пользы.

Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 20 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +12 C°  Ночь: +6 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Звонок на… ярмарку

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Общество

Они не вернулись домой

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

До новых встреч на Кузнечной

И. Неверов
// Общество

Понимать клиентов без слов

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Рекорд скорости? 90 километров в час!»

Евгений СКВОРЦОВ // Спорт

Театр идет в народ

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура

Тайны следствия

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх