lpgzt.ru - Блоги авторов - И. Неверов Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Иди и смотри наше кино

27.08.2018 И. Неверов


Вчера без особой помпы, пожалуй, даже чересчур тихо и скромно прошел День российского кино. Хотя в отличие от Дня шахтера, Дня строителя или Дня пограничника праздник этот вряд ли назовешь чисто профессиональным. Он учрежден не столько для режиссеров, сценаристов, операторов, «звезд» экрана, сколько для зрителей. Я бы сказал, в честь многих поколений преданных поклонников десятой музы.


Тех, кто когда-то колоннами, как на первомайскую или октябрьскую демонстрацию, направлялся в кинотеатры с транспарантами «Мы идем смотреть «Чапаева»!». Кто уносил из темных кинозалов с собою, в свою жизнь мелодии, прозвучавшие в полюбившихся фильмах, — от «Песни о встречном» до песенки про храбрых зайцев, что косят трын-траву на поляне. Кто не стеснялся слез, когда на экране погибали молодогвардейцы и поднимался на голгофу лейтенант Сотников в «Восхождении». И они же от души хохотали на «Веселых ребятах», «Карнавальной ночи», «Кавказской пленнице». А сегодня выбирают в телепрограммах повторы не «Американского пирога», не «Рэмбо», а «Сталкера» и «Ворошиловского стрелка».


Неукротимым борцам против тоталитаризма претит, что наш День кино отмечается 27 августа. Им охота во что бы то ни стало перенести его на любую другую дату. Зачем, дескать, вести отсчет истории отечественного кинематографа с принятия большевиками Декрета о национализации кинопроизводства? Да и вообще надо отсечь, перерубить всякие связи современного экранного творчества с проклятым коммунистическим прошлым. И наплевать, что в том прошлом рождались шедевры. Что им аплодировал весь мир. Что их включали в десятку выдающихся кинодостижений всех времен и народов. Так было с легендарным «Броненосцем «Потемкиным», тем же «Чапаевым», «Андреем Рублевым».


Недавно самодовольный тележурналист глубокомысленно вопрошал: чего стоит искусство, ежели партия позволяла художнику изображать единственный конфликт — борьбу лучшего с хорошим? В начале девяностых этот господин наверняка ходил еще в детский сад. И не помнит, как благодаря ельцинским реформаторам наше кино погрузилось в глубокую кому. У замечательных режиссеров не было денег на съемки. Прекрасные актеры едва выживали. И, чтобы прокормить семью, скажем, Владимир Ивашов, прославленный Алеша Скворцов из «Баллады о солдате», нанялся рабочим на стройку. Журналист об этом помалкивает. Зато предъявляет обвинения всему доперестроечному кино. Он, бедняга, крепко усвоил: соцреализм — значит обязательно бесконфликтность, лакировка, пропагандистское вранье.


Интересно, как ему удалось это углядеть, допустим, в «Чужой родне», где бескорыстный энтузиаст столкнулся с куркульской жадностью мещан? Или в «Председателе», где Егор Трубников — Михаил Ульянов — после войны чуть не насильно жестко спасал односельчан от нищеты и безнадеги. Или в рязановском «Берегись автомобиля» — трагикомедии с нескладным, по-детски наивным, но непреклонным советским Робин Гудом, который объявил личную, автономную войну жуликам и ворам. Неужто нашему суровому прокурору эти и десятки других отличных фильмов незнакомы? Вдруг он оценивает их по принципу «не читал, не смотрел, но осуждаю»?


Иной вопрос, что фильмы той поры не унижали, не придавливали зрителя. Не отнимали у него веру в себя. Наверняка и самые вольномыслящие, дерзкие драматурги и режиссеры не приняли бы идей нынешних безоглядных либералов, что не смущаются утверждать (цитирую дословно): «Разговоры о российской духовности, исключительности и суверенности означают на самом деле, что Россия — бросовая страна с безнадежным населением».


Это сейчас подобные, с позволения сказать, «концепции», случается, вдохновляют отнюдь не бездарных кинематографистов. И они с размаху колотят сограждан по головам беспросветными, злыми, антирусскими опусами типа «Левиафана». Предельно объективная рецензия на этот фильм вмещается в две строчки из Высоцкого: «Если правда оно — ну, хотя бы на треть, остается одно — только лечь помереть!».


Советское кино не хоронило заживо страну и народ. Напротив, оно помогало жить. Ориентироваться во времени и пространстве. Побеждать в страшной войне. Видеть свет в конце тоннеля. Да, какие-то ленты ложились на полку. Какие-то с трудом ломали шлагбаумы неумных цензоров-перестраховщиков. Но только ради того, чтобы возвысить наши души, насытить воздух озоном человечности и осмысленности бытия.


Так что современным кинодеятелям предоставлена дилемма: отрясти ли с подошв прах того гуманистического искусства или наследовать и продолжать его традиции. Готовые продолжать, слава Богу, находятся. И зрители благодарны им за фильмы о панфиловцах и космонавтах, за «Движение вверх» и «Собибор». Эти ленты не затерялись в пузырящемся потоке гламурного масскульта и среди мастеровитых, почти голливудских, блокбастеров Бекмамбетова и Бондарчука-младшего.


Правда, бывает и иначе. Некоторые достойные, но чуждые мейнстрима, не раскрученные дорогостоящим пиаром ленты не пробиваются на большой экран. Это может быть и фильм ставшей уже при жизни классиком Киры Муратовой, и картины «Со мною вот что происходит», «Упражнения в прекрасном» практически не известного широкой публике, однако одаренного и, главное, опять же, искреннего и человечного Виктора Шамирова. Вы их не посмотрели? Вы о них даже не слышали? Жаль. Тогда у вас очень неполное представление о российском кино XXI века.


И все-таки хорошо, что такие фильмы снимаются. Что находятся люди, отказавшиеся участвовать в рыночных забегах и рейтингах, потому как думают о поэзии и правде, а не о кассе. И верят: наступит срок, когда их узнают, поймут, оценят, полюбят.

Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Синдром голубого экрана

Ирина Толмачева, врач-офтальмолог областной больницы № 2, главный детский офтальмолог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье

Встаньте прямо, руки шире!

Надежда Щербатых, методист по лечебной физической культуре липецкого областного врачебно-физкультурного диспансера
// Здоровье

Не бойтесь сделать тест

Андрей Филатов, главный врач областного центра по профилактике и борьбе с ВИЧ и инфекционными заболеваниями
// Здоровье

Ешь, пей да меру разумей

Ольга Пучнина, главный внештатный детский гастроэнтеролог управления здравоохранения Липецкой области
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

В погоне за биткоином

Игорь ПАСТУХОВ // Общество

Проекты будущего

 Виктория ТОЛЧЕЕВА // Общество

Под прицелом папарацци

Олеся ТИМОХИНА // Персона

Каратэ-девчонка

 Олеся ТИМОХИНА     // Спорт

С настроем на успех

 Альберт ВАЙСБЕРГ      // Власть

Школа мастерства

 Виктория ТОЛЧЕЕВА    // Общество



  Вверх