lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Мама мыла раму

21.08.2018 Елена Бредис


Мы уже смирились с тем, что не являемся самой читающей страной в мире. Точнее, даже не смирились, а привыкли к этому. А что? Общемировая тенденция, молодежь не хочет читать, ей интереснее в Интернете и социальных сетях. А еще можно успокоить себя тем, что все это результат научно-технического прогресса, который не остановить.

Так-то оно так, если бы не одно «но». Около четверти жителей России не владеют функциональным чтением, заявила недавно на встрече с педагогами Хакасии министр просвещения Ольга Васильева. В этом мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. Причем потери этого навыка начинаются в раннем возрасте.

По ее словам, особенности, которые не удалось преодолеть в раннем возрасте, накапливаются к средним классам, и затем проблему решить становится почти невозможно. «Ребенок читает текст, не понимая прочитанного», — констатировала Васильева. Собственно, в этом-то и заключается суть понятия «функциональное чтение»: не только буквы в слова складывать, но и понимать, что ты прочитал.

По большому счету, четверть россиян можно считать безграмотными. Потому что какой смысл знать алфавит и уметь складывать слоги в слова, если все равно не понимаешь содержания? С таким же успехом можно выучить иероглифы и произносить непонятные японские тексты. Толку-то от этого? Все равно понять, чем хокку в оригинале отличаются от переводов, не сможешь. Да и столь популярного у молодежи Мураками не прочитаешь.

Понятно, что в этом есть вина всевозможных гаджетов — родители слишком рано начинают давать их детям. Но в данный момент меня больше волнует методика преподавания в школе. Что в начальных классах является главным критерием при проверке навыков чтения? Правильно, скорость, то есть количество слов в минуту. Детей фактически принуждают тараторить тексты, не обращая внимания на знаки препинания, на смысловые паузы. Если в моем детстве от нас требовали «читать с выражением», то сегодня задача совершенно другая. Однако, согласитесь, невозможно прочитать с выражением, если ты не понимаешь смысла. Как и невозможно понять смысл, когда стремишься уложиться в заданные скоростные параметры.

Получается, мы сами делаем наших детей безграмотными, способными лишь на то, чтобы копировать тексты из Интернета. Причем, копируя, они ведь тоже ничего не понимают и не запоминают. Страшно себе представить, что сегодня четверть нашего народа не в состоянии осознать то, что как-то сумели прочитать. А ведь в годы ликбеза ребятишки, впервые взявшие в руки букварь, прекрасно понимали, что означают фразы «мы — не рабы» или «мама мыла раму». А потом оканчивали рабфаки, становились хорошими инженерами, врачами и даже писателями. Наверное, их как-то по-другому учили.

Но вернемся к новомодным игрушкам, на которые так падки стали дети. Сейчас обнаружилась новая напасть: дети, придя в школу, не могут научить­ся писать ручкой. А связано это все с тем же самым желанием родителей облегчить себе жизнь: включить на ТВ мультики, подарить игровую приставку, дать смартфон с теми же играми. В результате происходит элементарная штука: у ребятни не развивается мелкая моторика. Те мышцы пальцев, которые необходимы для письма ручкой, попросту не работают. Потому что развиваются они, когда родители вместе с малышом мастерят что-то из конструктора, когда делают аппликации, рисуют, учась правильно держать карандаш.

Вы скажете: а зачем это? Все равно все мы в скором времени перейдем на планшеты и ноутбуки, надобность в письме отпадет. Но уже доказано, что существует связь между мозгом и кончиком ручки в руке. В принципе, по почерку можно узнать о человеке все: его характер, его душевное состояние в данный момент, его наклонности. Компьютерный шрифт же все обезличивает. Дневник, написанный от руки, прячут в укромное место, потому что это что-то очень личное. А дневник, набранный на компьютере, выставляют в Интернет на всеобщее обозрение. Кроме того, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Кстати, о речи. Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно семнадцать процентов детей с проблемами речевого развития, а сейчас таких уже пятьдесят пять процентов. Естественно, одна из главных причин — отсутствие регулярного и плотного общения с родителями. А зачем говорить, если перед глазами все время планшет с мультиками или играми? И родителям удобно, никто не лезет с постоянными «почему».

Но, оказывается, у этой проблемы может быть и другая причина. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это слова нашего выдающегося педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского. А теперь вспомните, как замечательный сатирик Михаил Задорнов изображал правую руку тех, кого называл «мышкоблудцами». Страшненько, правда?

Мы не ушли от первоначальной темы. Подростки не понимают того, что читают. У малышей задержка речевого развития. Дети не могут научиться писать ручкой. Не пора ли бить тревогу?

Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 20 сентября 2018 г.

Погода в Липецке День: +14 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Романса чистая душа

Дарья Шпакова // Культура

Легенды края в глине и в сказках

Татьяна Щеглова // Культура

Курс на инновации и качество

Игорь Сизов // Экономика

Липецк осваивает новые пространства

Дарья Шпакова // Общество



  Вверх