lpgzt.ru - Блоги авторов - И. Неверов Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Уходящая в Историю натура

19.06.2018 И. Неверов
В кинематографе эти два талантливых человека существовали как бы параллельно. Создатель воистину народного кино Станислав Говорухин с его «Вертикалью», «Местом встречи изменить нельзя», «Ворошиловским стрелком», «Двенадцатью негритятами». И известная лишь гурманам-киноманам Кира Муратова, у которой житейское, бытовое соединялось с причудливой притчей, оборачивалось сюрреалистическими странностями, смех — слезами, болью, нервным срывом.


В кинематографе эти два талантливых человека существовали как бы параллельно. Создатель воистину народного кино Станислав Говорухин с его «Вертикалью», «Местом встречи изменить нельзя», «Ворошиловским стрелком», «Двенадцатью негритятами». И известная лишь гурманам-киноманам Кира Муратова, у которой житейское, бытовое соединялось с причудливой притчей, оборачивалось сюрреалистическими странностями, смех — слезами, болью, нервным срывом.


Но так случилось, что оба они ушли из жизни почти одновременно. И в отечественной культуре образовалась пустота, как ни парадоксально, словно бы объединившая эти горькие утраты. У публицистов есть излюбленный штамп. Умирает крупный режиссер, литератор, актер, и в прощальных статьях скорбно повторяется: с ним ушла целая эпоха. Но что именно ушло, объясняется не слишком внятно.


В последнее время у нас принято бранить режиссеров нового поколения. У кинокамеры пристраиваются случайные люди. Они не владеют профессией. И за душой ни черта не имеют, кроме разными правдами и неправдами выцыганенных денег на постановку. В принципе, претензии справедливые.


В сущности, кинопроцесс сейчас отчетливо раздвоился, если не растроился. Как на конвейере изготавливаются фальшивые мелодрамы, где миллионеры спешат предложить руку, сердце, виллу и банковские счета наивным, чистым барышням из провинции. Катится вал детективов. Вся жизнь сводится к тому, кто кого переиграет, замордует, отправит в кутузку либо на тот свет. А есть еще гламурные комедии. В них, предположим, прелестная журналистка на роскошном заморском курорте добивается интервью у загорелого олигарха, наотрез отказывающегося встречаться с газетчиками.


А другой, куда более слабый поток, — то самое «народное кино». К примеру, «Движение вверх» или «Собибор». Ты чувствуешь настойчивую потребность авторов повести серьезный диалог с публикой о серьезных вещах. А главное — вдохнуть в них гордость за мужество защитников Родины, бесстрашных космонавтов, выдающихся спортсменов.


Этих лент, однако, не густо. И на большом, и на малом экране они вынуждены конкурировать с голливудскими боевиками, количественно в десятки раз преобладающими и в прокате, и в телепрограммах. Да и с Андреем Звягинцевым и прочими кинематографистами-любимцами фестивальных аудиторий на Западе. Причем полюбили их там не только за дар и мастерство, но и за откровенную «чернуху» в показе россиян.


Так вот, с Говорухиным, Муратовой, Рязановым уходит как раз эпоха любви и честного отношения к зрителю. О чем и думалось, когда провожали в последний путь и Муратову, и Говорухина. В чисто творческом плане они, действительно, были антиподами. Муратова всматривалась в обычных, часто слабых, часто чудаковатых персонажей. Может, это и коробило советскую цензуру? И она клала на полку и «Долгие проводы» — картину о женщине, чей сын ждет призыва в армию, и «Короткие встречи» — об одиночестве как будто бы немало достигшей советской функционерши, обреченной тем не менее на одиночество.


В постперестроечные годы ставшая свободной Муратова сняла еще несколько неожиданных фильмов. Подчас гениальных. Но они все равно не собирали полные залы. Да и на телеэкране появлялись нечасто.


Киру Муратову это, похоже, не задевало. Влюбленная в кино, она меняла его язык, сам дух. Но она не снимала для чужих. Не хотела, не могла ради того, чтобы те ей поаплодировали, унижать своих. Она работала для России, для самых восприимчивых, тонких и думающих соотечественников. Ее поведение напоминает реакцию Осипа Мандельштама, когда начинающие поэты ему пожаловались: их вот не печатают. Он взвился и закричал: «А Христа печатали? А Будду печатали?» Для него стихи были жизнью, поступками — и неважно, кто узнает о них сегодня, кто завтра, а кто никогда. Также относилась к своим фильмам Кира Муратова. Она вложила в них свою правду о России, ее народе. А кто ее услышит, кто не услышит — не имеет значения.


А Станислав Говорухин любил в кино то же, что любило, чего ждало и большинство зрителей. Ему до седых волос нравились книги, прочитанные в детстве и отрочестве. Он был романтиком. Но эта романтика не отрывала его от реальности, не превращалась в красивую мечтательность. Сильный человек, он ценил и в жизни, и в кино сильных людей. Людей действия. Тех, что не поступятся совестью, не отступят перед опасностью, не пренебрегут долгом. Такими были и персонажи ранней «Вертикали», и ветеран, сыгранный Михаилом Ульяновым в «Ворошиловском стрелке».


Режиссер преклонялся перед Солженицыным. Даже называл себя «маленьким Солженицыным». Но когда понял, что сотворили со страной другие поклонники Александра Исаевича, в немалой мере по солженицынскому же рецепту, не уклонился от необходимости жестко оценить происходящее. Он взялся за перо публициста. Он занялся политикой. Он не убоялся обвинений в призыве к самосуду, ставя фильм «Ворошиловский стрелок» о том, как старый человек в разоренной, преданной стране, где деньги и власть гарантировали безнаказанность негодяям, берет в руки ружье, чтобы покарать неуязвимых, неприкасаемых в неправедном ельцинском государстве.


Лучшие говорухинские фильмы становились событиями. Они были зрителю опорой и уроком нравственности, верности, веры. Как раз это в нынешнем искусстве страшный дефицит.


В той, уходящей, эпохе художник чувствовал свою ответственность не перед инвестором, желающим «отбить» деньги, вложенные в съемки. Не перед Константином Эрнстом, ожидающим высоких рейтингов, а значит, очереди из рекламодателей. А перед страной. Перед нами. Перед каждым, кто переступает порог зрительного зала.

Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 17 ноября 2018 г.

Погода в Липецке День: -8 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Мы в профсоюзе!

Милада Федюкина, milada.72@mail.ru
// Общество

Не только «на поесть»

Лариса Баркова
// Общество

Что такое система KPI и как она работает на практике

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru
// Общество

Искусство побеждать

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

В поисках крайнего

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество
Популярные темы 

Строительство без справедливости?

Когда ожидание новоселья превращается в кошмар
Виктория ТОЛЧЕЕВА    // Общество

Спортивные этапы Дмитрия Васильева

Евгений КОЗЛОВ // Спорт

Бла-бла-бла по дороге

 Маруся БЫКОВА, студентка ЕГУ // Общество

А ты – предприниматель?

Для тех, кто ещё не решился открыть собственное дело, «МВ» приводит примеры успешных молодых бизнесменов
Олеся ТИМОХИНА // Экономика

«В США нас называли русскими принцессами»

 Олеся ТИМОХИНА // Общество

Это звание лучшим дается

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Общество



  Вверх