lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Кому внедрять инновации

16.05.2018 Елена Бредис


Елена Бредис, lbredis@mail.ru


Президент Путин официально вступил в должность. Для общества самый главный его первый шаг — подписанный Указ, в котором идет речь о стратегии развития страны до 2024 года. Но еще важнее для всех нас осознать, как именно реализовывать эту стратегию, что и каким образом нужно для этого делать.


Попробуем рассмотреть только один аспект этой стратегии, где говорится об «ускорении технологического развития Российской Федерации, увеличении количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа», об «осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации».


Понятно, что и ускорением, и прорывом предстоит заниматься высококвалифицированным специалистам. Возникает законный вопрос: а откуда они возьмутся?


Сейчас идет обсуждение новых федеральных образовательных стандартов, ФГОСов, к которому министр Ольга Васильева просила подключиться и учительское сообщество, и экспертов. Потому что поправки, внесенные в стандарты, мягко говоря, не однозначны. Сегодня у нас речь пойдет о математике. Почему именно о ней? Да потому что без фундаментальных знаний, полученных в школе, высококвалифицированные специалисты не появятся. Я уже не говорю о разработке и внедрении принципиально новых технологий, о которых неоднократно упоминал президент.


В чем же отличие новых ФГОСов, касаемо программы по математике? Разработчики решили базовый уровень опустить до самого минимума, если не сказать — до плинтуса. Советская школьная программа по сравнению с этим уровнем — для студентов физмата. О чем еще говорить, если понятия общего делителя, наименьшего общего кратного и даже округление чисел сочли для базового уровня чем-то сверхсложным. А ведь в советской школе мы все эти задачки щелкали как семечки. Но именно базовый уровень предопределен для большинства учащихся, причем уже с пятого класса. Интересно, как потом с такими знаниями дети будут изучать ту же физику?


Что же предлагается как альтернатива? Угадали, «углубленный уровень изучения». Безу­словно, он на самом деле углубленный. Примерно на уровне программ физико-математических школ и лицеев. Сами понимаете, в таких образовательных учреждениях особые критерии при отборе кадров, там нередко преподают и кандидаты физико-математических наук. Понятно, что и часов на изучение математики там намного больше.


Теперь объясните, как все это можно совместить в рамках одной среднестатистической школы? Как и чем привлечь туда преподавателей экстра-класса? Или «углубляться» будут одни и те же учителя, прыгая от плинтуса до теоремы Ферма? Вряд ли им это под силу. Еще один нюанс: а кто уже перед пятым классом будет делить детей на «чистых» и «нечистых»? Тем более если на протяжение всей начальной школы у них была одинаковая программа? Нет, конечно, если у вас есть деньги на репетитора, вы успеете к пятому классу вытянуть свое чадо из болота обязательного примитива, чтобы он начал показывать какие-то выдающиеся результаты. А если нет?


Но главное вы уже поняли: внутри одной обычной школы сделать такое разделение практически нереально, во всяком случае — в ближайшее время. А физико-математические лицеи есть далеко не в каждом городе, я не говорю уже о райцентрах и селах.


Интересная картина получается. Подавляющее большинство наших детей вынуждено изучать математику на уровне все того же пресловутого плинтуса, а некоторым избранным удастся попасть в специализированные образовательные учреждения. Какой результат мы получим в итоге? Тот ли, что сможет обеспечить реализацию президентского Указа? О каком прорыве может идти речь, если школы будут массово выпускать математически малограмотных детей?


Конечно, корпеть над формулами новых технологических разработок в кабинетах будут немногие, и их число физико-математические лицеи наверняка обеспечат. Но кому-то же придется внедрять эти разработки в реальное производство, кому-то придется разбираться во всех этих формулах и схемах, кто-то должен будет работать в цехах на сверхсовременном оборудовании. Кто это будет делать? Все те же выпускники элитных профилированных школ? Боюсь, получив столь же элитное образование, эти ребята найдут себе местечко покруче, а то и вообще продолжат образование за рубежом.


Беречь детей от переутомления — совсем не значит, что надо ориентироваться на самых слабеньких и отстающих. Мы, таким образом, огромное количество детей с куда более высоким потенциалом начнем искусственно тянуть назад. Тем более что и сами дети, и их родители будут наивно радоваться, если домашние задания по математике станут занимать не более пятнадцати минут.


Вот ведь что занятно. Неолибералы, накинувшиеся на изменения во ФГОСах по литературе и русскому языку, тут вдруг потеряли дар речи и помалкивают. Такой вот парадокс: с одной стороны обвиняют Россию в технологической отсталости, с другой в упор не видят, что новые школьные стандарты по математике могут откинуть ее в позапрошлый век. Но это понятно. Математика учит логически мыслить, анализировать, искать самостоятельные решения. Разве такое будущее поколение нужно нашим западопоклонникам?

Загрузка комментариев к новости...
Среда, 18 июля 2018 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +18 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Полеты начинаются на земле

Андрей Снегов // История

Афиша

// Культура

Из кирпичика выросло надежное здание

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com, Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

И это не фантастика

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Новое измерение

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх