lpgzt.ru - Блоги авторов - Владимир Петров Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Невостребованная мечта

29.08.2017 Владимир Петров


На минувшей неделе не стало выдающегося конструктора, ветерана Липецкого тракторного завода Александра Сергеевича Дурманова. Его судьба драматична. Как драматичен и финал его дела, его мечты, которой он отдал десятилетия жизни.


После окончания Воронежского сельскохозяйственного института и защиты кандидатской диссертации он посвятил себя созданию универсально-пропашных тракторов интегральной схемы.


C 1967 по 2006 годы он трудился на Липецком тракторном, пройдя путь от рядового до главного конструктора: в 1988 году Александр Сергеевич был назначен главным конструктором последней на тот период модели интегрального трактора Т-155. К тому времени КБ завода разработало серию моделей и модификаций принципиально новых машин: ЛТЗ в Советском Союзе являлся пионером тракторов интегральной схемы. Т-155 был лучшим модифицированным образцом и по своим технико-эксплуатационным характеристикам не уступал западным аналогам.


Замысел конструктора был высок: обеспечить нужды страны собственными тракторами, а возможности липецкого «интегральника» были велики. Используя навесные агрегаты, его можно было применять в самых разных отраслях.


На исходе дела в определенной мере сказались происходившие в сельхозмашиностроении СССР события. Внутренняя конкуренция между заводами-производителями тракторов, лоббирование интересов тех или иных предприятий, «ценные партийные указания» — все это не способствовало быстрому продвижению новых разработок в жизнь. Так было с первым трактором ЛТЗ-100, вышедшим из конструкторского бюро, которое возглавлял Дурманов. Но упорство и терпение сделали свое дело — в 1972 году первый трактор интегральной схемы был создан. Далее появились новые образцы — ЛТЗ-145, ЛТЗ-150 различных модификаций. А последующие десятилетия стали чередой испытаний, долгой борьбы за новейшие модели липецких машин интегральной схемы. В ней принимали участие ряд министерств и партийных органов. Коллизия заключалась в том, кому вести разработки «интегральников» — Липецку или Минску. К концу 80-х годов судьба липецкого ЛТЗ-145 была решена: группу конструкторов, занятых разработкой новых модификаций, сократили, исследования прекратили.


В 1989 году работы по тракторам интегральной схемы в Липецке возобновились. На должность главного конструктора по модификации ЛТЗ-155 назначили, как уже сказано, Александра Дурманова. Началось упрощение узлов новой машины, речь шла о повышении ее эксплуатационных характеристик. И машина была создана. А участие в выставках, в том числе и международных, показало — достоинства ЛТЗ-155 высоко оцениваются специалистами. В начале 90-х годов на заседании Государственной комиссии ЛТЗ-155 был рекомендован в серийное производство с таким выводом: «Универсально-пропашной трактор ЛТЗ-155 соответствует требованиям технического задания и готов к постановке на серийное производство».


Но шел декабрь 1991 года: судьба новой машины, а значит, и ее конструктора, прогнозировалась всем ходом политических событий в стране. В одно из посещений редакции Александр Сергеевич показал автору этих строк отзыв о тракторе известного ученого, доктора технических наук Леонида Бакулева. Приведу его полностью: «Создание интегрального трактора в практике сельхозмашиностроения страны — событие уникальное. Нарушены традиции, попраны авторитеты, получены существенные результаты, которые невозможно проигнорировать... Создан трактор, преобразующий недостатки существующих пропашных тракторов в преимущества, превращающий трактор в энергоблок, что позволяет по-новому формировать машинно-тракторные агрегаты...» К сказанному добавить нечего.


Но перестройка набирала обороты. Промышленность страны медленно разрушалась, в том числе целенаправленно. Не избежал этой печальной участи и Липецкий тракторный завод, хотя предпринималось несколько попыток спасти предприятие. Об «интегральнике» не то чтобы забыли, но на рынок России уже пришла западная техника. Ко всем бедам возникла неприятная ситуация с передачей документации на трактор другому производителю. Энергией и настойчивостью Александру Дурманову при поддержке друзей и патриотов страны удалось пристроить свое детище на Урале. Пройдя серию доработок ЛТЗ-155 был выпущен в ПО «Уралвагонозавод» под маркой РТМ-160. Казалось бы, цель достигнута. Однако перейти к серийному производству интегральных отечественных тракторов, рожденных в Липецке, так и не удалось...


Уже после окончательного развала тракторного завода и тупиковой ситуации с РТМ-160 Александр Дурманов полностью оказался не у дел. Потерял он и доступ к документации, к собственным разработкам. Можно лишь догадываться, что происходило в его душе, когда он видел на полях области, да и всей России тракторы зарубежных производителей, конкурентом которых объективно мог быть его выстраданный ЛТЗ-155, но не стал.


О непростых событиях вокруг интегрального трактора Т-155, сложных и драматичных, как, впрочем, и всего отечественного сельхозмашиностроения, Александр Сергеевич на финише жизни написал книгу под многозначительным названием «Далекое прошлое и недавнее будущее...».


У меня хранится ее экземпляр с такой вот грустной надписью: «Уважаемому Владимиру Михайловичу с благодарностью за многолетнюю постоянную поддержку работ ЛТЗ по интегральным тракторам, уникальные возможности которых в обеспечении производственной безопасности России, к сожалению, оказались невостребованными...».


Он ушел, но идеи такого масштаба, будем надеяться, не умирают...

Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 20 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Рождённая в октябре 1917 года

Марина Гольц
// История

Правда была его естеством

Евгения Ионова
// Культура

Услышать голос

Евгения Ионова
// Общество
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Афиша

// Культура

Хотели как лучше…

Петр Новиков // Спорт

Какие головы нынче в цене

Михаил Зарников // Общество

Не хочу учиться

Елена Бредис // Образование



  Вверх