lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Патриотами не рождаются

30.05.2017 Елена Бредис


Помню, кто-то из педагогов сказал: «Зачем вводить дополнительные уроки патриотизма? Патриотизм можно и нужно воспитывать в рамках любого предмета». С этим невозможно поспорить. Не говоря уже о русском языке и литературе, разве нет повода вести речь о выдающихся достижениях наших соотечественников на тех же уроках географии, биологии или физики? Но, конечно, главная нагрузка и ответственность падает на преподавание истории.


И вот тут, как любит говорить наша молодежь, самая серьезная «засада»: история, как известно, это политика, обращенная в прошлое. А прошлое нынче каждый трактует на свой вкус, в зависимости от своих политических пристрастий. Вон, какая у нас палитра взглядов и убеждений, благодаря плюрализму, образовалась: от монархистов до крайних либералов-западников. Стало быть, историк-необольшевик будет рассказывать детям одну историю, а ярый апологет Гайдара-внука — совершенно другую. Иными словами, выражаясь языком психологов, у подростков в головах возникнет полный когнитивный диссонанс. Это примерно состояние сороконожки, которую спросили, с какой ноги она начинает идти. Короче, тотальная путаница и неразбериха.


Все мы, конечно, ждем единого учебника истории. Но что в нем будет и как? А пока что в прошлом году издательством «АСТ-пресс» выпущено «изделие» в 845 страниц, которое на всякий случай названо скромно: «История Оте­чества. Справочник для школьников и поступающих в вузы», автор Л.А. Кацва. В школе этот учебник рекомендуют потому, что в нём списком перечислены все даты и имена, которые надлежит знать. Удобно? Да, конечно!


Чего-чего, а фактов в этом пособии хватает, причем, имеющих место быть, так что во вранье не уличишь. Только каких? Вот автор пособия повествует о факте культурной жизни СССР — о «бульдозерной» выставке авангардистов. Это непременно надо знать сдающему ЕГЭ. А вот о другой выставке — картин Дрезденской галереи, сохранённых благодаря Красной Армии, вывезенных в Советский Союз, отреставрированных, показанных москвичам и возвращённых в Германию, — школьнику знать не надо.


Так что факты фактами, а вот отбор их и интерпретация имеют куда большее значение. Моя знакомая историк, преподающая в средней школе, объясняла своим ученикам, что такое массовый психоз, который может охватить сотни человек из-за одного заистерившего труса. И что в результате такого психоза могли бы погибнуть сотни человеческих жизней на Великой Отечественной войне. И обязательно обсуждала с ребятами, какое решение было бы наиболее гуманным и целесообразным.


Тут, кстати, поборники либеральных ценностей настаивают на том, что детям надо давать факты и только факты. А дальше, мол, пусть юное поколение само анализирует весь этот фактический калейдоскоп и делает свои, самостоятельные выводы. Вот тогда-то и будет полная свобода мысли и слова. Но вот вам факт: существование заградотрядов. И точка. Какие самостоятельные выводы могут сделать дети? Что это было невероятно жестоко и бесчеловечно. Они ведь не могут смотреть на события стратегически, предвосхищая все возможные последствия. Все это им должен объяснить взрослый, мудрый человек. Где таких взять в школах? Это, конечно, вопрос.


А вот итоги перестройки: «…позиции СССР в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. …В целом мир стал безопаснее, исчезла опасность новой мировой войны». Значит, откуда исходила угроза миру? Ясное дело: от СССР. Это, примерно, как в японских учебниках по истории: в сорок пятом году СССР объявил войну Японии. В августе на города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. И все. Какие выводы делают японские школьники? Бомбы сбросила советская авиация. Вот вам и факты, господа. Одно крохотное умолчание и история выворачивается наизнанку.


Вот что пишет в Интернете один автор: «Самое неверное в изложении истории — это не давать оценку фактам. И ещё более вредное — это ждать от ученика правильных выводов... Ученик, прежде всего, ребёнок, и у него нет устоявшихся взглядов и принципов, изложение истории ему без оценки крайне вредно, поскольку не показывает ему правильного поведения...» Действительно, как можно самостоятельно дать оценку факту, не зная всего исторического конспекта? Я полностью согласна с лидером «РВС» Марией Мамиконян, которая убеждена, что патриотизм можно воспитать только на позитивных примерах. Дайте в школе детям эти позитивные примеры, покажите им, за что они могут уважать и любить Родину. Повзрослев, они будут сталкиваться с другой, альтернативной точкой зрения, и делать собственные выводы, но! Уже вооруженные системой знаний.


Вспомните слова графа Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Можно сколько угодно издеваться над этим верноподданническим высказыванием. Но воспитывать подрастающее поколение надо именно в этом духе. Скажете, невозможно? Но почему же было возможно строить БАМ, живя в теплушках, открывать новые месторождения, проходя сотни километров по мерзлой тундре, перебираясь через ледяные северные реки? Дайте идею, которой молодой человек мог бы жить. Иначе завтра он может в такие «исторические дебри» забрести, откуда обратной дороги нет...

Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зима. В байдарках, торжествуя…

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

Контрольная работа

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Общество

Шире круг, друзья!

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru
// "Липецкой газете" - 100 лет

Весомая альтернатива

Николай Рощупкин
// Общество
Даты
Популярные темы 

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Когда старость в радость

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

«Помогаю и буду помогать»

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

Вместе остановим беду

Андрей Филатов, главный врач Липецкого областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями // Здоровье

Чтоб он исчез, лишний вес!

Анжелика Юдина, врач-эндокринолог Липецкой областной клинической больницы // Здоровье



  Вверх