lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Знай меру в удовольствиях

03.03.2017 Елена Бредис


Поговорка «За удовольствие надо платить» всем знакома. Изначально она звучала неким предостережением: мол, ребята, вечного кайфа, как и бесплатного сыра, не бывает. Любители поэзии могли вспомнить грустное предвидение Лермонтова: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье /Слезами и тоской заплатишь ты судьбе». И всем тогда было ясно, что в поговорке этой речь идет исключительно о чувственных удовольствиях и неизбежной расплате в виде какого-то наказания.


Но меняются времена, меняются нравы, а вместе с этими переменами зачастую лишается смысла и мудрость предков. Нынче фраза «За удовольствие надо платить» воспринимается буквально, подразумевая некий денежный эквивалент, за который можно получить свою порцию. Заплати и иди в SPA-салон, где твое тело обласкают и изнежат массажами и маслами. Заплати и заказывай гастрономический тур в Прованс или Пьемонт, где сможешь насладиться изысками французской и итальянской кухни. Да-да, сейчас становится все больше поклонников такого вида, с позволения сказать, туризма.


В сущности, мы уже дошли до того, что качество нашей жизни начинаем оценивать по количеству имеющегося в ней удовольствия. И оно, это качество, зависит от возможности отдыхать летом на Мальдивах, а зимой в Альпах, иметь свой особнячок, в котором непременно должны быть камин, полы с подогревом и сауна, питаться в дорогих ресторанах и, главное, не иметь никаких проблем. И тут мы даже не за Эпикуром идем, который считал, что счастье достигается освобождением от боли и беспокойства и умеренным потреблением земных благ, а за Аристиппом: по нему, главная ценность и смысл жизни заключается именно в получении физического удовольствия. Короче, добро пожаловать в четвертый век до нашей эры.


Впрочем, вспомним, как определяет «удовольствие» Ожегов: забава, развлечение. И правда, самые изысканные блюда надоедят, самые страстные альковные утехи наскучат, и к теплому полу привыкнешь, и к ласковой океанской волне. Потому как тело наше субстанция коварная: уж очень быстро к хорошему адаптируется и удовольствие от него получать перестает. Стало быть, телесное блаженство надо чем-то заменить. Чем? Эмоциями. А в чем будет искать эти эмоции «телесный» человек? В забавах и развлечениях.


Ну, восторга от катания на надувном «банане» или от ныряния в ледяной бассейн после сауны тут маловато будет. Эндорфины на это уже не реагируют. Вот и начинаются поиски чего-то более острого и яркого. А где такое найдешь? Только балансируя на грани жизни и смерти. И речь не идет о преодолении своих страхов и слабостей, о самоутверждении или достижении каких-то новых результатов. Экстрим в чистом виде, экстрим как самоцель — это лишь способ получить необходимую порцию гормонов, дабы вновь испытать удовольствие от жизни. Оно, удовольствие, вообще физиологично. Свои чувства — гнев, радость, зависть — вы можете проанализировать, а вот понять, почему вам доставляет удовольствие острая мексиканская еда или контрастный душ, не удастся.


Не потому ли все маркетинговые проекты, вся реклама строятся на попытке внушить нам, что именно данный продукт доставит нам максимальное удовольствие?


Если раньше мы говорили об индустрии развлечений, то сейчас надо говорить об индустрии удовольствий, в которую входит все: и мебель, и постельное белье, и автомобилестроение, и продукты питания, и даже производство «особо нежной» туалетной бумаги. Задача хозяев этой индустрии — заставить нас максимально потреблять, то есть максимально получать удовольствие. Они не сомневаются: чем больше своих физиологических потребностей мы сумеем удовлетворить, тем счастливее будем. Счастливее и покорнее. И никаких сомнений, никакой рефлексии, никакого самоанализа.


Что и говорить, задумано сильно. Вот только авторы этой идеи не учли опыта своих древнегреческих предшественников. В отличие от наших современников, озабоченных получением сверхприбыли, древние греки во всем пытались отыскать философскую систему, которая бы в итоге привела к всеобщему счастью. Увы, этой мечте не суждено было сбыться.


Но и современные «акулы бизнеса» просчитались: создание «потребительского рая» для определенных слоев общества и на определенных континентах обернулось войнами, человеческими жертвами, хаосом и… потоком беженцев, присутствие которых в этом «раю» к разряду удовольствий уж никак нельзя отнести. Так что теперь страданиями расплачиваются и те, кто к этому совсем не привык.

Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 19 ноября 2017 г.

Погода в Липецке День: +1 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Быть первой во всем

Лицей поселка Добринка отмечает 50-летие
Ольга Шкатов, shkatovao@list.ru // Образование

Уроки Октября. Сто лет спустя

Елена Таравкова // История

Не дань моде, а просто класс

Лариса Пустовалова, larapustovalova@yandex.ru // Культура



  Вверх