lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Внутренний цензор для гения

07.12.2016 Елена Бредис


В  ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин выступил против акций, срывающих проведение выставок и спектаклей, напомнив, что цензура запрещена законом. Однако одновременно он призвал культурное сообщество самим выработать определенные критерии допустимого. 


К тому, кто и как станет вырабатывать эти критерии, мы вернемся чуть позже. А сейчас вспомним, что еще до выступления президента заговорили о законодательной инициативе, кристаллизирующейся в комитете по культуре Государственной Думы с подачи его председателя Станислава Говорухина. В Уголовном кодексе предлагается обогатить статью «Вандализм», вписав в неё «осквернение, порчу и уничтожение» произведений, — за подобное можно будет поплатиться штрафом от 100 тысяч до 1 миллиона рублей и даже лишением свободы на срок до двух лет. 


Вы можете вспомнить случаи за последние десятилетия, когда кто-либо осквернил, испортил или уничтожил шедевры Третьяковки или Эрмитажа? Выходит, не об этом наследии печется знаменитый режиссер. А волнуют его спонтанные выступления граждан против эпатажных и шокирующих выставок типа тех, что проходили в галерее Марата Гельмана. 


В милом фильме «О чем говорят мужчины» есть эпизод, где герой рассуждает о современном искусстве примерно так: если посреди выставочного зала насыпана груда мусора, огороженная ленточкой, а рядом стоит надпись «Груда мусора», то как в том же музее надо воспринимать дверь с надписью «Туалет не работает»? Как произведение искусства или как сломанный санузел? И если ты все-таки воспользуешься этим туалетом, то не осквернишь ли современный шедевр? 


Смех смехом, но унитазы в залах музеев современного искусства уже появлялись. Это теперь модным словом «инсталляция» называется. А вокруг с глубокомысленным видом ходят люди, рассуждая, что же автор хотел сказать нового этим унитазом и как это он так концептуальненько его тут поставил. И почему-то никому не приходит в голову, что надо не только унитаз защищать от разбушевавшихся «вандалов», но и сами музеи от унитазов. Защищать хороший вкус и внутреннюю культуру человека от потребности новоявленных «гениев» в самовыражении. Аргумент типа «не ходите, не смотрите, не слушайте» не очень-то убедителен. Если вспомнить не столь уж далекую историю театрального искусства, то зритель тогда имел полное право забросать гнилыми помидорами фальшивящего оперного певца или не справляющегося со своей ролью драматического актера. И заметьте, речь шла всего лишь о профессиональном уровне, а не о посягательстве на нравственные устои общества. 


Решить задачу, поставленную президентом, непросто. Можно ли однозначно говорить о глубокой внутренней культуре тех, кто пытается закрывать выставки и срывать спектакли? Наверное, не всегда. Активисты движения «Семья. Любовь. Отечество» сорвали в Омске гастроли питерского театра рок-оперы с постановкой «Иисус Христос — суперзвезда». Им что, спасибо за это сказать? Гениальное произведение Ллойда Уэббера считалось классикой еще в советские времена. Увидеть в нем посягательство на  веру может только самый зашоренный ортодокс, умеющий на все вопросы отвечать лишь цитатами из Евангелия и не способный почувствовать в спектакле подлинно христианский дух. В то же время как можно молчать, когда на сценах ведущих театров страны главным местом действия становится кровать, когда уродуются, извращаются произведения классики? Неужели народ не имеет права защищать себя от содержимого унитазов? Или, облитый с ног до головы, он должен еще и штрафы платить?


Говоря о «выработке критериев допустимого» президент наверняка имел в виду «внутреннего цензора», который должен быть в голове каждого деятеля искусства. Однако откуда бы ему взяться? После отмены цензуры большинство «творцов» посчитали себя «свободными от», а не «свободными для», но много ли шедевров они нам с того момента подарили? Зато скандалов — хватает. Когда возникают судебные иски к организаторам провокационных выставок, то защита, как правило, строится на том, что экспозиция представляет собой явление культуры, а художник имеет право на собственное видение. Искусство неподсудно. Эстетический спор о хорошем или плохом вкусе не должен переноситься в правовую плоскость. Но тогда что остается, кроме акций протеста? Этим внутренним цензором могла бы стать совесть, ведь отмена цензуры не отменяет чувства ответственности. Однако с этим нынче тоже проблема.


Тезис Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», очень удобен, поскольку позволяет оправдать все что угодно. Ода индивидуализму привела к тому, что нынче каждый рвется в «творцы», дабы продемонстрировать свою уникальность. А сделать это можно, лишь «отчудив» нечто столь новенькое, чего до тебя еще не было. Но поскольку создать что-то подлинное не удается по причине отсутствия искры Божией, то гораздо проще уродовать уже кем-то созданное или же просто эпатировать публику. Так неужели все это должно попадать на подмостки сцены или в выставочные залы? 


Советы регламентировать эти процессы при помощи законодательной базы вряд ли состоятельны. Под какой закон подведешь спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж» на великой сцене МХТ? Да и кто посмеет судиться с легендарным худруком Олегом Табаковым? Но что-то надо делать с этим разгулом самовыражения. И для начала осознать, что все это стало возможно лишь после того, как мы признали равенство всех существующих идеологий. И если государство хочет защитить не только наше физическое существование, но и души, и умы, то оно обязано иметь свою идеологию. Только с ее помощью можно сохранить традиционную культуру.

Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 26 марта 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: -2C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Послесловие к «сенсации»

Елена Бредис
// Общество

Под звуки дудука

Сергей Малюков
// Культура

Тупиковая ситуация

Ирина Вишнева
// Общество
Даты
Популярные темы 

Замок Матильды

Сергей Малюков // История

Гвардейцем каждый хочет стать

Ольга Журавлева // Общество

Паритет в дерби

Дмитрий Ржевский // Спорт

Неудобный «Автодор»

Альберт Берзиньш // Спорт

Минус Харин, плюсов не видно

Иван Афанасов // Спорт



  Вверх