lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Все оттенки свободы

02.11.2016 Елена Бредис


Давайте признаемся честно: наше общество расколото. Причем расколото порой бескомпромиссно — на «западников» и «славянофилов», как сказали бы в позапрошлом веке. Это очень тяжело, когда в разговоре с друзьями ты вынужден аккуратно избегать целого набора тем, которые мгновенно, как вспышка пороха, могут превратить теплую беседу в ожесточенную перепалку.

Но еще тяжелее, когда этот раскол существует внутри тебя. Когда душевный раздрай происходит оттого, что ты никак не можешь примирить свою любовь к прекрасной актрисе Лие Ахеджаковой с ее же аплодисментами расстрелу Белого дома. Когда глубоко­уважаемый тобой филолог, потрясающий знаток русской литературы, начинает взахлеб оплевывать семьдесят лет жизни страны при советской власти.

Недавно моя душевная трещина стала еще шире: один из моих любимых режиссеров и актеров, худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил с гневным обличением тотальной цензуры, которая выражается в попытках различных общественных организаций оказывать давление на искусство и театр, в частности. Подобные действия он охарактеризовал как "совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность»". «Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно нейтральна власть».

По словам Константина Аркадьевича, мы возвращаемся к сталинской цензуре. Наверное, ради «свободы искусства» не стоило возмущаться постановкой «Тангейзера» в Новосибирском оперном театре, где Иисус был изображен в виде актера, снимающегося в эротическом фильме. Не стоило закрывать шокирующие выставки в галерее Марата Гельмана.

Но почему же выдающийся режиссер разразился гневной критикой в адрес власти именно сегодня, а не сразу после скандалов в Новосибирске или у Гельмана? А все очень просто: депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил о намерении обратиться в прокуратуру с просьбой проверить спектакль Райкина «Все оттенки голубого». Политик заподозрил постановку в нарушении законодательства о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Тут, как вы понимаете, оказалась задета творческая свобода самого Райкина.

Сюжет пьесы, на мой взгляд, достаточно банален и достоин скорее семейной психотерапии, чем театральных подмостков. Судите сами. Главный герой — юноша — сообщает родителям о том, что он гей. Те, будучи «непродвинутыми», начинают его воспитывать, переубеждать, лечить, возить по знахаркам. В итоге парнишка оказывается в психушке. Финальная фраза матери: «Уроды — не они, уроды — мы». В принципе, любой психолог способен объяснить, что в таких случаях ребенка надо принимать таким, какой он есть. Зачем выносить это на сцену одного из самых популярных столичных театров?

Не знаю, чего хотел добиться Райкин, но вот что получилось. Впечатления одной из зрительниц: «Сразу, что не понравилось еще в фойе — огромное количество зрителей нетрадиционной ориентации. В принципе я спокойно к ним отношусь, но часть этих лиц вела себя эпатажно — на публику, прилюдно обнимались, лапали друг друга, а некоторые специально якобы при встрече целовались взасос. Рядом сидели женщина с мужчиной нормальной ориентации, а за ними сидели два парня, которые, когда свет погас и актеры уже вышли на сцену, вдруг почему-то начали целоваться с причмокиваниями. Противно».

Интересно, как все это соотносилось с высоким искусством? И еще: в зале находилась явно не та публика, к которой следовало взывать, которую следовало переубеждать. Поддержка ЛГБТ-сообщества театру теперь обеспечена, но вряд ли это то признание, которое ему было нужно.

А теперь представьте, что в этой атмосфере зрительного зала оказались юноши вполне традиционной ориентации. Вы уверены, что она на них не подействует? Хорошо, если станет противно, а если — интересно? Ведь понятно, что внимание их будет сосредоточено не на сцене и не на игре актеров. Лично я вполне допускаю, что в данном контексте постановку можно отнести к гей-пропаганде.

Да, гомосексуалисты точно такие же люди, как мы. И выражается это, прежде всего, в том, что среди них наверняка масса поклонников шекспировских постановок на сцене «Сатирикона» и других его замечательных спектаклей. Так зачем же нужно было брать именно эту пьесу? Неужели в нашем обществе сегодня нет других, более острых и больных проблем, которые бы волновали талантливого режиссера и блистательного актера Константина Райкина? Ну да, выбор проблемы — это его свободное право. Но в данном случае за этот выбор очень обидно. Кстати, о свободном и высоком искусстве. Подробный и натуралистичный рассказ со сцены об изнасиловании гея, а также откровенная постельная сцена родителей тоже имеют к нему отношение?

Если же уйти от чистого искусства, то не худо бы вспомнить, что подавляющее большинство театров у нас получает господдержку в виде финансирования. А значит, государство имеет право вносить некоторые коррективы в «абсолютную свободу» наших творцов. Что же касается частных театров и галерей, то их владельцы должны иметь в виду, что закон писан для всех. В том числе и закон о запрете гей-пропаганды, и о борьбе с экстремизмом, провоцированием розни на религиозной и иной почве. А цензура? Она, конечно, не нужна. Если в душе у каждого творца есть свой внутренний цензор.

Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 27 февраля 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: +1C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Физрук VS спецназ ГРУ

Олеся Тимохина // Образование

Токарь – профессия для интеллигента

Олеся ТИМОХИНА  // Образование

Школьная жизнь без каникул

Алёна Кашура // Власть

Блестящая МИССия

ФОТО
// Образование

Никита-«гром» и девушки-«кошки»

Сергей Банных // Образование

Через тернии – к труду

Елена Мещерякова // Общество



  Вверх