lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Купить нельзя повременить

28.10.2016 Елена Бредис


Теперь оказывается, что от запятой в этой фразе зависит будущее нашей страны. И почему я не экономист? Получи я в свое время модное нынче образование, не донимали бы меня сейчас вопросы, которые профессионалам наверняка покажутся дурацкими. Но я в экономике дилетант, а потому мне простительно.


Раньше как считалось? Чтобы пережить трудные времена, надо затянуть потуже пояса. Иными словами ввести дополнительное ограничение в собственное потребление. То же самое было необходимо и для того, чтобы реализовать какую-то овеществленную мечту: хочешь, к примеру, накопить на машину — перей­ди на макароны с картошкой. Все было ясно и понятно.


А сегодня мне говорят, что кризис усугубляется тем, что у людей снижается покупательная способность. Выходит, чтобы пережить трудное время, надо не затягивать пояс, а напротив — распоясаться и потреблять, потреблять, потреблять. Но ведь это уже какой-то пир во время чумы получается. Впрочем, рынок и нравственный императив — вещи несовместимые.


И все-таки, у меня в голове не укладывается, почему для спасения страны от экономического кризиса я должна все время что-то покупать? А если мне ничего не надо? Ну, да, у нас холодильник-долгожитель и стиральной машине лет десять, но они же работают, зачем их менять? И мобильник новый я покупать не собираюсь, поскольку позвонить и по старенькому можно. И вообще я не считаю, что вещи могут сделать меня счастливее, так что отстаньте. Однако получается, что с этой своей принципиальной позицией я веду себя крайне не патриотично, поскольку мешаю Отчизне побороть кризис.


Сегодня нам некоторые продвинутые экономисты втолковывают, что при СССР у нас были маленькие зарплаты и пустые прилавки в магазинах. Однако из своего детства я не помню, чтобы кто-то вокруг голодал, чтобы люди ходили в лохмотьях и не умели радоваться жизни. Совсем даже наоборот — жили куда веселее и как-то беззаботнее, что ли. Да, знали, что если «поджаться» в тратах, то можно накопить не только на холодильник, но и на машину. Мы понимали, что средство передвижения появится у нас не завтра, а через несколько лет, что надо подождать и заработать. Это считалось нормально и естественно.


А как сегодня в большинстве случаев принимается решение о покупке машины? Правильно, по принципу «хочу машину уже сейчас», после чего в банке берется кредит. Потребительский кредит — это волшебная палочка-выручалочка капитализма. Плюс навязчивая реклама, которая «доходчиво объясняет», что именно надо купить, чтобы почувствовать себя «настоящим мужчиной», «достойным человеком», «истинной женщиной», «любящей матерью» и т.д. Не купил — начинай страдать от комплекса неполноценности.


Но вот беда — кредит надо возвращать, да еще с процентами. Впрочем, для этого можно взять другой кредит, с помощью которого погасить первый, а уж дальше пошло-поехало. Я понимаю, что и до революции дворяне имения закладывали-перезакладывали, но жить в долг всегда считалось, по крайней мере, в нашей культуре делом постыдным. Однако сегодня нам перевернули мозги: уже никто не вспоминает, что берет в долг у банка деньги чужие и на время, а отдавать будет не только свои и навсегда, но еще и в гораздо большем размере. Неважно! Главное, что уже сейчас ты сможешь выглядеть круто и самооценка твоя резко повысится.


Нынче наш основной тренд — это пускание пыли в глаза. Не случайно в надоедливом рекламном ролике нам так и советуют: «Создайте атмосферу достатка в доме». Пусть достатка нет, лишь бы атмосфера была. Важно, не кто ты, а какой ты: какой марки у тебя автомобиль, от какого кутюрье костюм, на каких курортах ты отдыхаешь. Тут логическая связь «заработал-потратил» напрочь отсутствует. Это ж когда столько заработаешь, а быть крутым хочется прямо сегодня. И услужливая рек­лама уже предлагает взять потребительский кредит на свадебное платье, чтобы стать самой неотразимой невестой.


Вот мы возмущаемся тем, как четверть века неуклюже реформировали нашу систему образования, а ведь все правильно: капитализм нуждается в тотальном невежестве. Лишь полностью оболваненный человек может стать идеальным потребителем, у которого рекламный слоган, минуя сознание, станет сразу преобразовываться в действие: побежал — взял кредит — купил. Причем глагол «подумал» этой цепочке категорически противопоказан. Только так можно организовать неиссякаемый потребительский спрос, в котором нуждается экономика. Безмозглая блондинка, тратящая все свободное время на шопинг, — вот идеальный продукт капиталистического общества.


И опять вопрос дилетанта: как же работала советская экономика в тот период, когда мещанство и вещизм не приветствовались, когда духовные ценности превалировали над материальными? Ну совершенно непонятно. Правда, именно в те годы мы начали запускать спутники, отправили первого космонавта, начали строительство атомных электростанций, создали первое поколение антибиотиков. Отчизна развивалась, причем бурными темпами. И без всякого «шопоголизма».


А как наши деды смогли в кратчайшие сроки восстановить страну, лежавшую после войны в руинах, да при этом еще и пережить голод? За счет чего? За счет растущего потребительского спроса? Нет, как раз за счет того, что все были готовы затянуть пояса и потерпеть.


Я ничего не понимаю в экономике, особенно в рыночной. Но даже ради ее расцвета в нашей стране я не хочу превращаться в тупого потребителя и покупать вещи, которые мне совершенно не нужны.

Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 24 февраля 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: 0C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Панкреатит: сложный и опасный

Ольга Глушкова // Здоровье

Время наших побед

ФОТО
// Власть

Великий природы певец

Роман Богословский // Культура

Матч, который не забудут

Альберт Берзиньш // Спорт

Не бывает бывших офицеров

Алексей ШИРНИН, ученик Кадетской школы Липецкой области // Общество



  Вверх