lpgzt.ru - Блоги авторов - Елена Бредис Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Блоги 

Когда смеется педсовет

17.08.2016 Елена Бредис


На Совете по стратегическому развитию министр образования Дмитрий Ливанов обозначил основные направления деятельности: упразднение в школе второй смены, продвижение дистанционного образования. Как говорится, занавес. Если сегодняшней целью СТРАТЕГИЧЕСКОГО развития российского образования является упразднение второй смены, то о чем вообще можно говорить?


Судя по возрасту, господин министр вполне мог успеть поучиться во вторую смену. И тогда он прекрасно помнит, что это самые «сладкие» школьные годы: зимой не надо вставать в кромешной тьме и выходить на мороз, до школы успеваешь и уроки сделать, и погулять, в класс приходишь свеженький и выспавшийся. Но это лирическое отступление.


Я уже как-то писала о том, что отечественному образованию, начиная с девяностых, катастрофически не везет с министрами. А вот сейчас призадумалась: может, я слишком наивно все списываю на везение и невезение? Может, за всей этой вакханалией в средней и высшей школе стоит вполне продуманный план наших западных «помощников», который тихонько реализуется руками российских чиновников?


Понимаю, вера в теории заговора — один из признаков паранойи. С другой стороны, все мы помним старый советский анекдот: «Давайте задернем занавесочки, станем раскачивать вагон и представим, что мы едем». Иными словами, задернуть занавесочки и не видеть очевидного — проще простого. Удобно и приятно верить, что все инновации направлены исключительно на то, чтобы наши дети получили более серьезное и фундаментальное базовое образование. Увы, происходящее свидетельствует об обратном.


В последние годы в стране одновременно происходят два противоположных процесса: сокращение школ и увеличение числа первоклассников. Не верите? Судите сами по цифрам. В прошлом году общее количество средних общеобразовательных учреждений составляло 43,2 тысячи. При бурном строительстве и вложении миллионов. Но в четырнадцатом году их было на тысячу больше, а в десятом — более пятидесяти тысяч.


Конечно, все это можно объяснить модным словом «оптимизация», за которую так рьяно взялся Минобрнау­ки. Однако вот результаты проверки Счетной палаты за 2014 год: «Проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020-21 учебному году потребуется на 2,5 миллиона мест больше, чем в 2012-13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 года».


Ладно, оставим такую оптимизацию на совести Минобрнау­ки вместе с первой сменой. Что там у нас еще в стратегических целях? Да, продвижение дистанционного образования. Если я правильно понимаю, сидят, значит, дети перед компьютерами дома, задания по электронке получают, а выполненные назад, учителю, отправляют. Как тут не вспомнить «черный» юмор: «Мальчик нейтронную бомбу нашел, в ранец засунул и в школу пошел. Долго смеялся потом педсовет: школа стоит, а учащихся нет». Эдакая идиллическая картинка: не надо унимать непосед, не надо импровизировать, отвечая на неожиданный вопрос, не надо думать, как построить урок, чтобы все двадцать пять человек слушали тебя сорок пять минут подряд, затаив дыхание. Опять же, новые школы в стране строить не нужно.


У детей тоже нервные нагрузки снижаются. Ведь компьютер в любой момент можно поставить на паузу и скушать «Твикс» или пойти попить кофейку. А можно для отдыха в «войнушку» поиграть или в социальных сетях «посидеть». Зато с дистанционным образованием мы станем куда более цивилизованными и приблизимся к западным образцам, что, похоже, и является нашей главной стратегией.


Друзья, вы можете себе представить российскую школу без Учителя? В смысле, без реального живого общения учителя с учениками? Без человека, на которого дети хотят быть похожими, в которого тайком влюбляются? Без того, кто порой становится большим авторитетом, нежели нерадивые родители? Вспомните опыт отечественной педагогики и ее результаты. Вспомните тех, кто до последних своих дней был благодарен учителям, круто изменившим их жизнь, показавшим единственно верный путь. Ах, да, у нас же в школах теперь не надо помогать детям найти призвание, разобраться в сложных жизненных вопросах, просто вырасти хорошими, порядочными людьми. Теперь учитель должен исключительно оказывать образовательные услуги. Ну а это и дистанционно вполне можно сделать.


Вот только остается загадкой, как в это прокрустово ложе вместить воспитание патриотизма и гражданственности. Впрочем, это, похоже, в наши стратегические цели, по Ливанову, не входит.

Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 23 июня 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +12C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Медалисты-активисты

Игорь Пастухов // Образование

Как много нас (фото)

Евгения Ионова, фото автора // Общество

Машина времени

// Общество

На чем держится благополучие села,

или Рейд по местам, где сказка стала былью
Игорь Плахин // Сельское хозяйство



  Вверх