lpgzt.ru - 65 лет Липецкой области Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 декабря 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
65 лет Липецкой области 

«Собрались на беседу большую…»

03.12.2018 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// 65 лет Липецкой области
Александр Клоков вручил Кристаллине Иващенко Благодарственную грамоту Липецкого областного краеведческого общества
Александр Клоков вручил Кристаллине Иващенко Благодарственную грамоту Липецкого областного краеведческого обществаВолченские песчаные узоры на ТроицуЖаворонки в воловском селе Ожога«Русалка», село Новое ДубовоеФольклорный ансамбль «Воскресение» исполнил на презентации книги традиционные обрядовые песни и показал, как на праздники 
женихи выбирали себе невест

В свет вышло первое исследование архаичного пласта липецкой традиционной культуры. Кристаллина Иващенко, известный фольклорист, руководитель ансамбля «Воскресение», презентовала в областной научной библиотеке уникальную книгу «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область».


Неоценимый подарок автор и издатели книги сделали не только любителям фольклора, знатокам традиционной культуры, но и всей Липецкой области в год её 65-летия. Действительно, ещё никто и никогда в одном издании не собирал нашу корневую липецкую основу – культуры, образа жизни и мировоз­зрения.


– В монографию вошли материалы, собранные на липецкой земле в период с 1989-й по 2017 год, – поделилась в эксклюзивном интервью «Итогам недели» Кристаллина Леонидовна Иващенко. – В те годы я активно записывала народную музыку, а параллельно искала этнографический материал, касающийся календарных обрядов. Почти за тридцать лет собирательской деятельности у меня накопился такой багаж, что не поделиться им с людьми, не вернуть обратно народу его достояние было бы сродни преступлению. За то, что книга состоялась, я благодарна руководителю Липецкого краеведческого общества Александру Юрьевичу Клокову, профессорам Воронежского государственного института искусств Галине Яковлевне Сысоевой и Московской консерватории Вячеславу Михайловичу Щурову. И, конечно, меценату, предпринимателю, многолетнему другу и партнёру ансамбля «Воскресение» Александру Васильевичу Назарову.


Книга состоит из 11 больших разделов, 9 из них посвящены календарным отрезкам, остальные два – окказиональным (некалендарным, направленным на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или в состоянии человека, – прим. ред.) и обрядам, не прикреплённым к определённой дате. Особенность монографии в том, что «голос» липецкой земли можно послушать – на приложенном к книге диске собраны записи песен, обрядовых плачей и закличек, а также разговоры-интервью, которые Кристаллина Иващенко вела со своими респондентами, хранителями традиций.



Весна


– Книга начинается с ранневесеннего обрядового комплекса, – рассказывает Кристаллина Леонидовна. – И неслучайно. За несколько столетий мы уже вроде бы привыкли, что календарный год открывается первого января. Но для русских людей, в сущности, всё начинается с огородных, полевых работ и с Пасхи. Вот почему много веков новолетие встречали 1 марта. Весь «весенний цикл» опирается на Великий пост. Сороки, Благовещение, Вербное, Чистый четверг – всё это праздники одного сезона. Удивительно, но на территории Липецкой области аж пять вариантов печения жаворонков, тех самых «сороков». Очень интересно этот обычай бытует на юго-западе области – в Воловском районе.


Пасха – праздник праздников. Не зря русский православный народ выбрал себе этот день как главный. Вера в жизнь вечную делала наших предков смелыми воинами, жертвенными пахарями и верными кресту и Христу людьми. Сейчас часто говорят, мол, Пасха – не для мёртвых. А для наших пращуров не было в этот день разделения на живых и ушедших, мы же знаем, что для Бога мёртвых нет.


Удивительный обряд справляли в сёлах нашей области на Святое Воскресенье – прежде чем похристосоваться с живыми, шли к мёртвым. Во всех районах катали яйца на могилах, в Хлевенском – ночью ходили на кладбище, прикладывали ухо к могильному холмику и слушали божественный распев – по мнению наших предков, под землёй на Пасху тоже пели «Христос воскресе». В Лев-Толстовском районе в субботу вечером, аккурат перед Пасхальным Воскресеньем, было принято открывать дверцы могильных оградок, а закрывали их на Красную горку: люди верили, что таким образом души умерших могли в праздник свободно выходить в этот мир и общаться как с живущими потомками, так и с ушедшими родственниками.


– В Воловском районе и сейчас сорок дней от Пасхи до Вознесения «кричат Христа». Этот обряд более характерен для западнорусских территорий, но и у нас он тоже сохранился. «Кричать Христа» – это значит трижды исполнять традиционный церковный тропарь на народный напев совершенно другим звуком, – поясняет автор. – Считалось нужным кричать возле дома, а потом компании переходили от одного двора к другому – так по всему селу и вдоль речки неслось, переплетаясь: «Христос воскресе из мертвых…».


– Большой удачей наших экспедиций считаю запись плача на Красную горку в селе Головинщино Лев-Толстовского района от Раисы Дмитриевны Пановой, – продолжает Кристаллина Леонидовна. – Она рассказала, что на всю Пасхальную седмицу до Красной горки вообще нельзя петь песни, существовал запрет даже на плачи. А уже позже играли свадьбы, устраивали праздники, плакали на могилах.


Лето и осень


Ещё один интересный раздел книги – двухнедельный троице-русальский период. Обычай этот удивительный, в нём языческие, народные и православные пласты настолько спаяны, что и не разберёшь уже, где начало.


Троица – время перехода из весны в лето, она и сейчас ассоциируется у нас с зеленью – полы в храмах и домах застилаются травой, ставят в кадки молоденькие берёзки, а ветки – в вазы или плетут из них веночки. Всю эту «зелёнку» хранят в доме целый год до следующей Пасхи и Духова дня.


– В Липецкой области сохранился уникальный, редчайший обычай – рисование песком на Троицу, – продолжает Кристаллина Иващенко. – В селе Волчье Добровского района выкладывают разноцветные ковры Богу – эта традиция создания узоров из песка в 2012 году занесена в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия народов России. Квадратики символизируют вспаханное поле, круги – солнце, бесконечность жизненного цикла, лестница – переход из этого мира в иной. Но песочные магические рисунки, правда однотонные, делают и в Хлевенском районе, и в сёлах бывшего города Романова – Подгорное, Сырское, Хрущёвка. Благодаря стараниям работников культуры этот уходящий пласт народного творчества возрождается. Осталась память об этой традиции и у жителей сёл Тербунского, Липецкого, Добровского районов.


– Я очень полюбила обряд проводов русалки. На липецкой земле бытуют три варианта: похороны русалки, проводы и её вождение. Жители, от которых мы записывали репортажи, уже взрослые, некоторые очень старенькие, как дети, до сих пор верят в русалку, что она может принести как вред, так и пользу, – улыбается Кристаллина Леонидовна. – Они её и боятся, и почитают. Русалку ассоциировали с хорошим, богатым урожаем, поэтому и куколки русальские бросали в рожь – хоронили. Потом приходили домой и совершали поминальный обряд, ели обрядовую кашу (такую же готовили на Масленицу и на свадьбу). На проводах в русалку переодевали человека и провожали его до поля ржи. Вождение русалки – особенный обычай-перевёртыш: мужчины надевали женскую одежду, женщины – мужскую, меняли статус: девицы заплетались по-бабьи в две косы. Этот карнавал длился всю неделю.


Лето и сбор урожая – один из основных жизненных этапов наших предков. И здесь главный герой – покос. До Троицы косить траву запрещалось – она должна была напитаться Святым Духом. А на покос, как на праздник, «убратый» народ шёл в чистых костюмах с гармонями и балалайками.


1 сентября по старому стилю – важная дата в христианской и народной культуре, именно с этого дня начинается годовой круг праздников и богослужений в Православной церкви. С 1492-й по 1700 год в России именно первого сентября, в первый день осени, отмечали Новый год.


На липецкой земле в народе этот праздник окрестили Семен-день (Русская православная церковь 14 (1) сентября поминает Симеона Столпника и матерь его Марфу). По аналогии с проводами русалки, символизирующими окончание весны и начало лета, на Семенов день хоронят мушек-блошек. Проводные обряды в липецкой традиционной культуре вообще очень важны – люди таким образом прощались с чем-то очень значимым.



Зима


Святочный период – ярчайший обрядовый комплекс, по набору магических практик сопоставимый с троице-русальским. Зимний солнцеворот (как и летнее солнцестояние) – важнейшее природное явление, конец старого и начало нового года. В это время наши предки совершали множество обрядов, рассчитанных на обеспечение благосостояния семьи и рода в течение всего следующего года.


– Святочный период длится две недели, – говорит Кристаллина Иващенко. – В Липецкой области в эти дни до сих пор бытуют три вида обходов дворов: под Рождество колядуют, на Рождество славят Христа, а под Старый Новый год кличут авсень. Раньше в течение всех Святок молодёжь чередила, чертила, чепушила, то есть бедокурила. Например, переносили туалеты или забор на другой конец двора. Народ особо не злился, понимал: традиция такая. До наших дней дошёл удивительный живой обычай греть родителям пятки или жечь пурину. Мы ездили в село Талицкий Чамлык Доб­ринского района, где шестого января всё село горит кострами, факелами. И сейчас люди считают, что греть родителям пятки – это христианский обычай. Вот насколько в умах и душах нашего народа сплелось и стало неразрывным славянское и православное мировосприятие. Эта традиция распространена в Хлевенском, Тербунском, Добров­ском районах. Большой обрядовый комплекс существует в Липецкой области на Масленицу: всю неделю пекут блины, катаются на лошадях, устраивают кулачные бои…


…Листаешь страницы книги, слушаешь диск и песни в исполнении ансамбля «Воскресение», разговариваешь с Кристаллиной Леонидовной и понимаешь, насколько одинокими людьми мы в наше время становимся. У нас всё меньше опоры на земле, мы всё реже поднимаем взоры в небеса и всё чаще зацикливаемся на самих себе. А ведь вот она – русская троица: связка народных корней, природных основ и православных устоев. Она ещё пока жива, тлеет её уголёк, разгораясь на Святки большими кострами. Но голос её всё тише… Книга Кристаллины Иващенко «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область» позволяет людям настроиться на корневые лады и оставаться самими собой. Читайте!,


фото автора и Владимира ЮРЬЕВА



В ТЕМУ


Александр Юрьевич Клоков, председатель Липецкого областного краеведческого: общества


- Книга – необыкновенный результат большой полевой работы автора. Уникальный материал, собранный в этом издании, найти больше нигде нельзя. К книге прикреплён диск, послушав который можно по-настоящему ощутить себя русскими людьми. В большинстве своём мы, современные жители, традиционных русских песен не знаем – липчанам повезло, их можно услышать на традиционных «Рождественских встречах», которые Кристаллина Леонидовна и ансамбль «Воскресение» проводят в январе.


Александр Васильевич Назаров, предприниматель, издатель книги:

- Мне бы очень хотелось, чтобы монография «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область» была доступна не только читателям библиотек, но и всем, кто интересуется историей и культурой малой родины. У нас у каждого в паспорте вписана национальность, но не все могут ответить, к какой нации они принадлежат по-настоящему. Русским мало родиться, им нужно стать. И творчество, научные исследования Кристаллины Леонидовны помогают нам стать русскими. Мне кажется, что эта книга должна стать настольной для всех, кто живёт в Липецкой области.


Лариса Александровна Иванова, заведующая отделом краеведения областной научной библиотеки:

- Отрадно осознавать, что на наших библиотечных полках появился новый незаурядный экземпляр – книга о традициях липецкой земли. Сегодня многие задаются вопросом: а останется ли книга вообще, выживет ли? На наш взгляд, библиотекарей, книга как предмет материальной культуры, конечно же, останется. И чем дальше, тем ценнее она будет. Мы благодарим автора Кристаллину Иващенко, людей, без которых её работа не получила бы такого прекрасного воплощения, – Александра Назарова, Александра Клокова и Андрея Найдёнова за бесценный подарок библиотекам области.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 19 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -8 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

Встаньте прямо, руки шире!

Надежда Щербатых, методист по лечебной физической культуре липецкого областного врачебно-физкультурного диспансера // Здоровье

Ушедшие в небо

// Общество

Эстафета для жалобы

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Ешь, пей да меру разумей

Ольга Пучнина, главный внештатный детский гастроэнтеролог управления здравоохранения Липецкой области // Здоровье

Овации на целый год

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура

Синдром голубого экрана

Ирина Толмачева, врач-офтальмолог областной больницы № 2, главный детский офтальмолог управления здравоохранения Липецкой области // Здоровье



  Вверх