lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 сентября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Экономика 

В России вступил в силу закон о финансовом омбудсмене

24.09.2018 "ЛГ:итоги недели". Светлана Кузнецова
// Экономика

Финансовый омбудсмен поможет обычным людям защитить права в спорах с банками, страховыми компаниями, микрофинансовыми и прочими организациями. Сейчас большинство потребителей при возникших спорах впадают в панику, тратят немалые деньги на посредников или по малейшему поводу идут в суд. Число исков измеряется сотнями тысяч, а рассмотрение дел тянется месяцами. Вместе с исполняющим обязанности управляющего Отделением Липецк ГУ Банка России по ЦФО Татьяной Божко разбираемся, как будет работать новая служба и куда жаловаться липчанам.


– На какие финансовые проблемы чаще всего жалуются жители Липецкой области? 


– За семь месяцев нынешего года от жителей региона в Банк России поступило полторы тысячи жалоб, большая часть – к участникам финансового рынка в области страхования. Липчане жаловались на отказ в заключении договора из-за отсутствия полисов ОСАГО, а также на неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ). Претензии к кредитным организациям в основном связаны с ипотекой, например с невозможностью выполнять обязательства по кредитному договору. В числе жалоб также навязывание дополнительных услуг при заключении договора и блокировка счета.


– Зачем нужен финансовый омбудсмен? Чьи права он будет защищать? 


– Потребителей финансовых услуг. Институт уполномоченного поможет уменьшить число споров, в том числе судебных, между гражданами и финансовыми организациями. И таким образом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Финомбудсмен будет рассматривать претензии к финансовой организации, если лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора не превышает пятисот тысяч рублей. Имущественные споры по ОСАГО будут рассматриваться вне зависимости от суммы. 



– Помощь финомбудсмена платная? Есть ли какие-то условия?


– Нет, обращения граждан рассматриваются бесплатно. Но подача обращения профессиональным посредником будет осуществляться на платной основе.



– На приёме обязательно присутствовать лично?


– Нет, обращение можно подать и в электронном виде. У Службы финансовых уполномоченных обязательно будет ресурс в Интернете, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с восьми утра до восьми вечера, а некоторые – круглосуточно и без выходных.



– Как выглядит процедура обращения – от подачи жалобы до исполнения решения в пользу гражданина?


– Сначала уточню, что закон обязывает финансовые организации в определённые сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться её решить. Поэтому сначала нужно обратиться за урегулированием спора к участнику финансового рынка. Закон обязывает организацию направить ответ гражданам не позднее пятнадцати рабочих дней для претензий, поданных в электронном виде, и тридцати рабочих дней для остальных случаев.


Далее, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финорганизацию и даёт ей шанс ещё раз договориться с заявителем. На этом этапе организация либо может полностью выполнить требование заявителя (и представить омбудсмену подтверждение, например платёжку), либо договориться с гражданином о возможном урегулировании спора – в таком случае между ними оформляется соглашение.



– В какой срок финомбудсмен ответит гражданину?


– При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение пятнадцати рабочих дней (у него есть ещё и десять дней для проведения необходимой экспертизы). Если вместо гражданина к омбудсмену обратился профессиональный посредник, то спор рассматривается в течение тридцати рабочих дней. Основная форма рассмотрения спора – заочная. То есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов России на рассмотрение спора.


Решения финансового уполномоченного обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении. То есть не менее десяти и не более тридцати дней после вступления решения в силу. Если участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки, это будет считаться «надлежащим исполнением договора».



– А если решение финомбудсмена проигнорируют? Кто заставит участника финансового рынка всё-таки исполнять его указание? 


– В таком случае уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдаёт специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения. В случае несогласия с решением омбудсмена любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу. Если организация оспаривает решение омбудсмена в суде и проигрывает, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финорганизации в пользу потребителя пятидесяти процентов штрафа от суммы удовлетворённой претензии.



– Если обращения граждан рассмотрят бесплатно, то кто тогда заплатит за работу финомбудсмена?


– На первом этапе, пока формируется институт финансового уполномоченного, расходы берёт на себя Банк России. Затем источником финансирования станут взносы финансовых организаций, размер которых будет зависеть от числа проигранных споров, полноты и свое­временности исполнения решений. Итоговую формулу расчёта определит совет Службы финансового уполномоченного, она будет опубликована позже.


Финансовые организации, которые урегулируют разногласия с потребителем до его обращения к омбудсмену или до вынесения решения, освободят от платы за рассмотрение спора или её сократят до минимума.


– И когда эта служба реально заработает? 


– Закон предусматривает поэтапное введение обязанности исполнять решение уполномоченного участниками финрынка. Добровольно финансовые организации могут присоединиться к системе финансовых уполномоченных с 3 декабря 2018 года. С 1 июня 2019 года институт финомбудсмена станет обязательным для страховых организаций, предоставляющих услуги по заключению договоров ОСАГО. Страховые организации в части остальных видов страхования (кроме обязательного медстрахования) присоединятся с 28 ноября 2019 года. С 1 января 2020 года обязательность распространится на микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года – на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, НПФ.



– Ой, так не скоро?


– Не забывайте, что обращения можно по-прежнему направлять в интернет-приёмную Банка России. Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг мегарегулятора будет на постоянной основе взаимодействовать со Службой финансового омбудсмена. Как показывает сложившаяся практика, нередко граждане пишут в Банк России жалобы об имущественных разногласиях с финансовой организацией – но решать такие споры не входит в компетенцию регулятора. Зато финомбудсмен в этом точно поможет. .




В ТЕМУ


Как королевские люди «перешли» на сторону простых граждан?


Русский язык сегодня изобилует заимствованиями, и мы порой с трудом пробираемся через «менталитеты», «консорциумы», «коворкинги», «коучи»


Омбудсмен – слово, пришедшее в мировую практику из Швеции. Оmbudsman – представитель чьих-либо интересов, независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан в той или иной плоскости – в бизнесе, в охране прав детей… Теперь такой радетель появился в финансовой сфере – финансовый омбудсмен.


Он будет помогать разрешать во внесудебном порядке споры между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. 


Кстати, в средневековом шведском языке слово «ombud» означало силу и авторитет. Так вот очень часто король посылал к шведам своего «ombud» – посла или делегата, – чтобы он транслировал народу его королевскую волю. В средневековье в германских племенах омбудсменами называли людей, которые собирали штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы.


Со временем всё «королевское», не считая процесса назначения, от омбудсмена отпало, и он стал простым защитником прав людей.

Впервые должность омбудсмена была учреждена в Швеции в 1809 году. Это был особый парламентский комиссар, надзиравший за судами и другими органами власти в плане соблюдения законодательных актов.


В 1919 году подобный институт ввела у себя в стране Финляндия. Это были попытки одиночек, а вот после второй мировой войны их примеру последовали многие страны Северной Европы, Норвегия, Дания, Новая Зеландия, Польша. 


В казалось бы продвинутой Англии институт финансового омбудсмена существует, законом закрепили только в 2000-м году, хотя существовал он с 1981 года. В Великобритании банки, для того чтобы работать с розничными клиентами, обязаны предоставить им возможность решать споры во внесудебном порядке. Представьте себе, в год к английскому омбудсмену поступает до одного миллиона обращений – и это речь идёт о законопослушной стране. Только в колл-центре Великобритании работает более ста человек. Бюджет для содержания такого штата сотрудников складывается из членских взносов, которые английские банки платят пропорционально количеству открытых счетов, а также платы за каждую поступившую жалобу – пятьсот фунтов. 


В ТЕМУ


Нужно чётко запомнить: финансовый омбудсмен будет заниматься исключительно случаями нарушения прав граждан со стороны финансовых организаций. В его полномочия не входит урегулирование сложных жизненных ситуаций граждан, которые не содержат в себе признаков нарушения договорных отношений со стороны финансового сектора. 


На первых порах Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» распространится на споры со страховщиками по автострахованию. 


Сейчас суды рассматривают ежегодно около 360 тысяч исков по ОСАГО, омбудсмен сможет принять на себя около 100 тысяч споров, согласно оценкам ЦБ РФ. Страховщики смогут присоединиться к системе спустя 90 дней после вступления закона в силу, а через 270 дней будут обязаны взаимодействовать с уполномоченным. Позднее к омбудсмену присоединятся остальные страховщики (кроме компаний по ОМС). 


С 1 января 2020 года финомбудсмен получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям. Банки будут вступать в систему с отсрочкой в три года, но их будут стимулировать участвовать в ней добровольно. С 1 января 2021 года в систему войдут кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации и негосударственные пенсионные фонды.
Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 20 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Звонок на… ярмарку

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Общество

Они не вернулись домой

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество

До новых встреч на Кузнечной

И. Неверов
// Общество

Понимать клиентов без слов

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

«Рекорд скорости? 90 километров в час!»

Евгений СКВОРЦОВ // Спорт

Театр идет в народ

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Культура

Тайны следствия

Ольга Журавлева // Общество



  Вверх