lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
18 сентября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Культура 

Одиночество Льва Толстого

18.09.2018 "Липецкая газета". Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru
// Культура
«Лев Толстой слушает Константина Игумнова». Скульптура Юрия Гришко

Льву Толстому, чье 190-летие мы отметили буквально десять дней назад, суждено было стать одной из самых трагических фигур в истории нашей страны. Писатель, еще при жизни обретший мировую славу, пережил и духовное одиночество, и снисходительную критику современников. Восхищаясь его гениальными романами, они начисто отвергали нравственные искания Толстого, раскалывали эту удивительно цельную фигуру на гениального художника и слабого мыслителя.


Но можно ли ставить в вину писателю его религиозно-философские воззрения? Русская литература потому и получила всемирное признание, что не желала быть только изящной словесностью, но напряженно искала ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Потому так сложно порой одним словом определить, кем был, например, известный славянофил Алексей Хомяков. С полным правом его можно назвать и талантливым богословом, и ярким поэтом, и незаурядным литературным критиком, и крупным общественным деятелем. Великим мыслителем был и Федор Достоевский, недаром всякий уважающий себя русский философ считал своим долгом поразмышлять над страницами его романов.


Да, ни одного крупного писателя, пусть даже Достоевского, не миновали критические стрелы. Но споры вокруг их произведений возникали чаще всего из-за того, что в 1830-е годы в общественной жизни России обозначились два противоположных идейных течения. Внешне этот раскол выразился в начавшихся в то время спорах между западниками и славянофилами. Представители первого лагеря свято верили в прогресс, восхищались чудесами германской техники и мечтали перекроить нашу жизнь по западноевропейским лекалам. Их противники, напротив, чтили исконные традиции и веру отцов, ратовали за культурную самобытность. К концу XIX века западники и славянофилы постепенно исчезли с исторической сцены, но начатый ими спор о судьбе России продолжается и по сей день.


Понятно, что любого крупного писателя по-своему воспринимали в разных идейных лагерях. К Достоевскому, например, прохладно относились западники за его выпады против католической церкви, за беспощадную критику утилитарной западноевропейской морали. Зато те же самые причины заставляли славянофилов причислять этого писателя к своему стану. С Толстым все было намного трагичнее, его нравственную проповедь отвергали оба лагеря.


Удивительно, но именно в патриотических кругах острее всего и критиковали гениального писателя, сумевшего тонко выразить особенности русского национального характера. Неприятие вызывала духовная проза Толстого: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри нас» и другие книги. Выдвинув на первый план в Новом Завете Нагорную проповедь, писатель отвергал чудеса, в том числе и Воскресение Христово. Личное нравственное совершенствование заменило ему церковные таинства. За это и обличал Толстого святитель Иоанн Кронштадтский. На рубеже XIX—XX веков Владимир Соловьев опубликовал книгу «Три разговора», беспощадно раскритиковав в ней этические взгляды писателя. Уже в 1980-е годы последний философ Серебряного века Алексей Лосев с пренебрежением писал и про толстовскую «мистику рисовых котлеток», и про его идею опрощения.


Но и либералы, воспитанные на идеалах эпохи Просвещения, тоже не жаловали Толстого. Они не принимали в нем его неутолимой религиозной жажды и непрерывного духовного горения. Писатель ведь не только читал и комментировал Новый Завет, он и свои дела согласовывал с собственным нравственным учением. Всякий ли человек способен нести столь тяжкое бремя? А Толстой жил по евангельским заповедям, пусть и понятым слишком односторонне. Строгое нравственное требование Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) он хотел сделать всеобщей нормой. Писатель призывал отказаться от судов как государственных институтов, не противиться злу силою, не осуждать близких. Понятно, что либералы мечтали совсем о другом. Им грезилась сытая жизнь, не обремененная светом совести и строгими нравственными запретами. Словом, либеральная интеллигенция тоже отгородилась от Толстого стеной отчуждения.


К настоящему времени о трагедии нашего национального гения написаны сотни книг, но многим этим трудам недостает взвешенных оценок. Их авторы обличают либо Толстого, либо его многочисленных критиков. Пожалуй, только философ Семен Франк сумел найти правильные слова. В небольшой статье, написанной сразу после смерти писателя, он вспомнил про жизненную драму, пережитую некогда античным философом Платоном. Как и Толстой, он остро пережил несовершенство нашего мира, объятого житейской мглой. Свой опыт Платон выразил в образе пещеры, населенной людьми. Ее обитатели не видят солнечного света, а только тени, отбрасываемые огнем на расположенную перед ними стену.


Подобно Платону, Толстой тоже был ослеплен божественным светом, а потому и воспринимал обыденную жизнь как абсолютную тьму. Именно эта жажда истинного бытия заставляла его обличать несовершенство общественных и человеческих отношений. Мы не обязаны впадать в эти крайности, которые были свойственны Толстому, но и не слышать его нравственной проповеди тоже не имеем права. Смысл ее заключается в отказе от обыденщины, от бессмысленного потопления жизни в суете и погоне за материальными благами. При такой точке зрения наследие Толстого окажется крайне необходимым современной России. И его гениальные повести и романы, и его строгая нравственная проповедь еще принесут огромную пользу Отечеству.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

«Меркурий» защитит от беды

Анна Михалина
// Власть

На страже нашего здоровья

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть

Без пальмы и нитратов

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru, Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru
// Власть

Условия диктует рынок

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Образование
Даты
Популярные темы 

В погоне за биткоином

Игорь ПАСТУХОВ // Общество

Проекты будущего

 Виктория ТОЛЧЕЕВА // Общество

Под прицелом папарацци

Олеся ТИМОХИНА // Персона

С настроем на успех

 Альберт ВАЙСБЕРГ      // Власть

Каратэ-девчонка

 Олеся ТИМОХИНА     // Спорт

Школа мастерства

 Виктория ТОЛЧЕЕВА    // Общество



  Вверх