lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 июля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
История 

Полеты начинаются на земле

14.07.2018 "Липецкая газета". Андрей Снегов
// История

Так сложилось, что история Липецка накрепко переплелась с историей отечественной авиации. И началось все задолго до того, как в городе появились Высшая школа красных военлетов, а затем и авиагарнизон, — прямо на старте двадцатого века.


Предисловие к истории Авиацентра


В один год произошли два события. В воздух впервые поднялись братья Райт. А в России сын купца из маленького Раненбурга Сергей Чаплыгин, подавшийся в науку, опубликовал свое вдохновленное его учителем, легендарным Николаем Егоровичем Жуковским, исследование по гидродинамике. О связи между полетами двух американцев и трудами русского ученого вряд ли в ту пору кто-нибудь задумывался. Коллегам Чаплыгина его работы вообще представлялись чем-то абсолютно оторванным от практических нужд, чистой теорией.


Это потом, когда он уже возглавил знаменитый на весь свет Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ), в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Сергею Алексеевичу звания Героя Социалистического Труда была подчеркнута его выдающаяся роль в области аэродинамики, открывшая широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов.


А спустя десяток лет, в канун Первой мировой, в семье врача курорта «Липецкие минеральные воды» подрос мальчик, «заболевший» мечтой о небе. Николай Саков получил за рубежом диплом летчика, приобрел гоночный моноплан «Депердюссен» и начал летать на нем в Москве на Ходынском поле. Липецкие краеведы, впрочем, полагают, что он мог устраивать показательные полеты и в Липецке.


Зато точно известно: опять же за два года до войны на нашем ипподроме в воздух поднимался другой влюбленный в небо рыцарь — Борис Россинский. Тогда это казалось всего лишь занятным аттракционом. Только самые большие фантазеры способны были вообразить, что совсем скоро авиация зай­мет особое место и в военной, и в гражданской сфере.


Между тем уже в 1914 году в России насчитывалось 263 летательных аппарата. Столько не имели ни Германия, ни Франция, ни Англия, ни Италия, ни Соединенные Штаты. Но к концу войны мы здесь заметно отстали и от своих союзников, и от своих противников. Неудивительно, что буквально через несколько недель после взятия Зимнего Ленин распорядился уделить максимальное внимание развитию аэрофлота. И Липецкая школа красных военных летчиков была среди первых, созданных по решению новой власти. В ней осваивали летное ремесло будущие советские асы, герои Великой Отечественной.


Из жизни замечательных людей


В дальнейшем у нас действовала летная школа, потом был создан Авиацентр. И он стал не только лабораторией и испытательным полигоном. В нем люди учили летать самолеты и сами учились действовать профессионально, решительно, мужественно. Риск был для них повседневностью. Они привычно жили в режиме, когда каждый день мог потребовать от них готовности к самопожертвованию.


О десятках, если не о сотнях летчиков, обучавшихся и служивших на аэродромах Липецка, справедливо писать книги для прославленной серии «Жизнь замечательных людей». И о Константине Андреевиче Вершинине, который был командиром эскадрильи Высшей летно-тактической школы в Липецке. В будущем ему присвоили звание «Главный маршал авиации». И о не ведавших страха авиаторах, уже в тяжелейшем сорок первом бомбивших гитлеровский Берлин. И об одном из первых Героев Советского Союза Михаиле Водопьянове, которому довелось пробиваться сквозь туманы, морозы, снежные бури, чтобы спасти зажатых полярными льдами челюскинцев. И еще о многих, многих других.


Да, они выбрали рискованную, опасную профессию. Подчас подлинный героизм необходимо было проявить не только при испытании новой техники. Случалось, вполне обычный, рутинный полет был сопряжен с неожиданностями, когда машина выходила из подчинения, загоралась, падала на землю. И тогда человек в ее кабине думал не о себе, а о спасении жизни других. Те минуты, что еще давали ему шанс катапультироваться, летчик тратил на то, чтобы увести обреченный самолет от городов, поселков, деревень. Так поступили до последней минуты верные долгу Леонтий Кривенков и Сергей Шерстобитов. Такое решение принял в экстремальной ситуации и руководитель Авиацентра генерал Суламбек Осканов, первый Герой России, удостоенный этого звания посмертно. А позднее тот же подвиг повторил Александр Петров, но, к счастью, он тогда не погиб.


У Авиацентра завидная, яркая история. И в рубрике «Жизнь замечательных людей» по справедливости имеют право появиться наряду с биографиями летчиков жизнеописания талантливых специалистов-исследователей, работавших рука об руку с теми, кто поднимал машины в голубой простор. Отдельными главами в хронике центра должны быть рассказы о проходивших здесь обучение будущих космонавтах. О поставленных липецкими соколами рекордах. О том, как достойно наши отважные земляки представляли Советскую страну, а позднее Россию за рубежом.


Служение мечте


В народе говорят: «Трудно первые сто лет». Но это, разумеется, шутливое присловье. У липецкой военной авиации позади почти вековая история. Она вот-вот шагнет через порог второго столетия. Но летчики не ждут никакой легкой жизни. Они готовы к выполнению новых сложных задач, к достижению новых целей. Таков уж их выбор: служение России. Служение своему поистине высокому призванию. Служение своей мечте — изо дня в день покорять необъятную синеву над нашими головами.


В публикации использованы материалы сборника «Липецкие соколы» (составлен В. Меркурьевым, издан в 2012 году) и других источников.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 22 августа 2018 г.

Погода в Липецке День: +15 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Угощения хлебосольной слободы

Роман Ромашин
// Общество

Нет аналога «цифре»

Дмитрий Бровкин
// Общество

О чем поет «Пташка»

Ирина Смольянинова, irinache2709@gmail.com, фото автора
// Общество

Будет каша с молоком

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство

Укрепляя фундамент стабильности

Милада Федюкина, milada.72@mail.ru
// Экономика
Даты
Популярные темы 

Мастер-класс в «Ставке Тамерлана»

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Общество

Шестые в ЦФО

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru // Власть

Хлебный каравай к юбилею

// Сельское хозяйство

В поисках «черного золота»

Роман Ромашин, romanromashin@yandex.ru, фото автора // Сельское хозяйство

Чем опасен «летний грипп»

Лариса Казначеева, врач-инфекционист, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Маршрутный лист подскажет

Дмитрий Лахин, главный внештатный специалист терапевт управления здравоохранения Липецкой области // Здоровье



  Вверх