Вт, 26 Марта, 2019
Липецк: +6° $ 64.50 72.92

«Продолженье знакомых начал…»

Александр Бойников | 08.05.2018

Эта строка из Валерия Васильева как нельзя лучше определяет лейтмотив практически всех произведений, опубликованных в первом номере журнала «Петровский мост» за 2018 год. Знакомых потому, что они отражают сплав материальных и духовных жизненных начал, их полноту и вечное течение. Продолжение же означает, что многое, кажущееся нам привычным и даже типичным, часто поворачивается внезапной, парадоксальной и ожидаемо-желанной стороной…

Томительные казусы любви

Проза в первом выпуске вновь достаточно разнообразна, но не столько жанрово, сколько тематически. Как и было обещано, появились заключительные главы историко-приключенческого романа Игоря Семенова «Iевранимъ» (начало в № 4 за 2017 год). Пересказывать сюжетные перипетии нет необходимости, лучше прочесть роман до конца, памятуя попутно, что «хороша царская забота, да от нее в брюхе икота».

Психологической убедительностью, глубокой прорисовкой характеров выделяются рассказ Андрея Коннова «Новогодняя елка в интернате» и маленькая повесть Олеси Ласкателевой «Два билета». В первом произведении Виктор Сергеевич Лисицын, циник, «прагматик и закоренелый себялюбец», представитель т. н. «кочующей номенклатуры», приспосабливающейся к любой власти, привез в интернат для детей с отклонениями в развитии новогодние подарки (в духе времени и для благоприятного пиара организации). Но столкнувшись с кристальной искренностью чистых детских душ, он переживает подлинный катарсис.

А «Два билета» — во многом драматичное, наполненное повышенно-эмоциональными переживаниями и грезами главной героини повествование о любви, вернее, о доверии в любви, которое нельзя предавать, хотя «сложно поверить, что не все на свете конченые уроды».

Борис Бужор в рассказе «Дикий Гарри» красочно изобразил провинциальную театральную среду, сумел впечатляюще передать муки одиночества старого актера Утюжкина, нервного и рефлексирующего; в его голове в канун собственного юбилея раскаленной иглой засел вопрос: «Сорок лет в театре! Зачем?» Сцена и реальность то и дело меняются местами, а кульминационная фраза «У меня нет привычки дружить с ублюдками» из забытой пьесы, давшей название рассказу, невольно становится единственной реакцией человека на жестокость, насмешки и грубое непонимание окружающих.

Своего читателя найдут двучастные «Памятные дни» Игоря Чичинова, продолжающие галерею современных деревенских «чудиков» (это слово прямо упоминается автором), а также две истории несостоявшейся любви: серьезная — «Поездка на юг» Тамары Алексеевой и юмористическая — «На диете» Валерия Седых.

«Но музыка сердца все длится и длится…»

Ушедшая холодная зима никак не отпускает чуткие взоры поэтов. Наверное, неслучайно в их нынешних подборках и много строк об этом времени года, располагающем к раздумьям о сущем и грядущем, и «снежной» образности. Мотив «учиться нехитрым истинам» обаятельно и тонко воплотила Светлана Пешкова; её строки пробуждают стремление полнокровно жить, радоваться тому, что есть вокруг, и тогда даже печаль будет «хрустальной» (правда, трагическая «Женщина на…» резко выбивается из лирического лада). Валерий Кулешов больше философичен, он вслушивается в себя, чтобы понять состояние и мысли человека в потоке времени, найти точки опоры, одна из которых — слово:

Слово идет от сердца,

что не устало гореть.

Будет чем мне согреться,

да и других согреть.

В стихотворениях Александры Тамбовской красиво, без фальшивых нот звучит «музыка сердца», гармонично уловленная поэтом. Волнительные откровения вкупе с одухотворенными пейзажами придают ее лирике особую приглушенную страстность и некую таинственность: «Печальным открытая тайнам, // Смотрю я в вечерний простор. // Там, брошенный кем-то случайным, // Беззвучно рыдает костёр».

Подборка Валерия Васильева пронизана космическими настроениями; в ней «океаны таинственных звезд», «небесных гирлянд серебро», много света и солнечных лучей. Вместе с тем поэт живописует и земную красоту, соединяя в величавой картинке почву и Вселенную:

Царственны

хрупкие розы

В раннего утра часы:

Звезд бриллиантовых

россыпь —

Капли холодной росы.

Журнал по-прежнему открывает новые имена на поэтическом небосклоне: в этом выпуске дебютировали Татьяна Кочетова и Александр Лошкарев. Их произведения отличаются трогательной открытостью, непосредственностью чувства; встречающаяся наивность требует преодоления, а обращение к хрестоматийным сюжетам — большей оригинальности вариаций. Однако желание оттачивать индивидуальный почерк, создавать незаемные художественные образы, использование выразительных возможностей строфики и ритмики свидетельствует о большом поэтическом потенциале обоих авторов, который, хочется верить, будет плодотворно реализован.

О книгах, о природе, об искусстве

Раздел нехудожественной прозы содержит публикации на любой вкус и оттого выглядит привлекательным и весьма любопытным. Вызовут большой интерес рецензии на книги ведущих липецких писателей: томик рассказов Андрея Новикова «Веселые вечера», роман Романа Богословского «Зачем ты пришла?» и сборник стихов Николая Филина (Калтыгина) «Иллюзорность мироздания».

С итогами творческой деятельности Липецкого регионального отделения Союза художников России за 60 лет знакомит нас в юбилейном очерке «Золотой век» липецкой художественной школы» Татьяна Нечаева. Его необходимым познавательным продолжением может стать рассказ о новом поколении художников, тем более что оно, по словам искусствоведа, уже выросло и «подрастает следующее».

С мемуарными сюжетами из далекого теперь советского прошлого, насыщенными добрым юмором и забавными финалами, под названием «Из записок старпома» в журнале выступил Юрий Лабеев, тоже дебютант, ветеран военного и торгового флота. А вот крайне необычный, но реальный эпизод, случившийся во время военных действий в Чечне в 1990-е годы и описанный Николаем Загнойко в материале «Спасти рядового Петрова», вселяет уверенность, что не иссяк еще настоящий русский характер. Лучшие человеческие качества нередко раскрываются и в доброжелательном общении с миром природы — такова главная идея зарисовки Павла Кузовлева «Сохатый».

Два материала — Сергея Юрова и Елены Баранчиковой — воскрешают давние события: историю первого народного училища Липецка в XVIII веке и обстоятельства несостоявшейся дуэли русских классиков — Ивана Тургенева и Льва Толстого.

Свое фотоискусство серией великолепных цветных и черно-белых снимков в жанре натюрморта продемонстрировал фотожурналист «Липецкой газеты» Анатолий Евстропов.

Иллюстрация к рассказу Тамары Алексеевой «Поездка на юг». Рис. В. Нелюбова

Иллюстрация к рассказу Тамары Алексеевой «Поездка на юг». Рис. В. Нелюбова

Иллюстрация к рассказу Тамары Алексеевой «Поездка на юг». Рис. В. Нелюбова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных