lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 мая 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Общество 

Повелитель стекла и пламени

03.05.2018 "ЛГ:итоги недели". Сергей Литаврин, фото автора
// Общество

Красногривые зелёные лошадки, жёлтые олени с белыми рогами, волки-гитаристы… Эти великолепные животные, птицы и герои мультиков изготовлены из стекла. Причём вручную. А ручной труд ценился во все времена


«В них тепло моего сердца»


Все эти фигурки, уникальные и неповторимые, выполнены из цветного стекла техникой, которая за рубежом называется lampworking.


Мастера по их изготовлению используют достаточно простые средства в виде газовой горелки и нескольких приспособлений. Но в руках умельца небольшие прутики цветного стекла превращаются в настоящие шедевры прикладного искусства.


– Я занимаюсь этим ремеслом очень давно, – признался ельчанин Юрий Ларькин, автор стеклянных зверушек. – В начале семидесятых годов прошлого века я поступил на работу в стекольный цех елецкого завода «Эльта». А буквально через год на заводе открылся участок по изготовлению сувениров из дротового стекла, которое использовалось для производства электроламп в кинескопах. Мой друг Вячеслав Стрельцов, а он был настоящим мастером, пригласил к себе в подмастерье. Можно сказать, он и стал моим учителем.


Через некоторое время Юрий освоил все тонкости мастерства и стал профессионалом. Когда завод закрыли, пришлось на долгие годы оставить любимое занятие. Но душа художника требовала творчества. И Юрий Владимирович вернулся к стеклу. Сейчас таких мастеров, как он, в России осталось не так уж и много. И все они уникальны, у каждого – свой стиль, своя техника и своё видение. Но есть и объединяющий момент – любовь к своему делу.


– Стекло надо чувствовать, – рассказывает мастер. – Я считаю, что у него есть душа. И ты, работая с этим прозрачным материалом, тоже должен вложить немного тепла своего сердца. Только тогда получится что-то настоящее.


Как отметил Юрий Владимирович, его техника изготовления фигурок такова, что получаются как бы абстрактные миниатюры разных животных.


– В этом вся соль, – отметил он. – Если постараться сделать фигурку похожей на оригинал, то она не будет так смотреться. У меня получаются как бы фантастические животные и птицы. Однако никто, глядя на оленя, не скажет, что это, например, лошадь.


Олени и лошади больше всего вдохновляют Юрия Владимировича. Но для него не составляет большого труда изготовить фигурки любого животного. Причём с любым сочетанием цветов. Хоть аиста с младенцем, хоть разноцветного петушка, хоть чебурашку... А во время московской Олимпиады 1980 года умельцы «Эльты» десятками делали олимпийского мишку, который шёл на ура у иностранных туристов и болельщиков.


Для своей работы Юрий Ларькин использует несколько видов дротового стекла, отличающихся цветовой гаммой, разнообразие которой зависит от добавок окислов различных металлов.


– Я ведь не знаю, что в результате у меня получится, – откровенничает Ларькин. – Только решаю, кого хочу сделать. При этом обязательно понадобятся стёкла разных оттенков. А какие из них буду использовать, определяю в процессе работы. Поэтому каждая из фигурок уникальна, и повторить её просто невозможно.



«Огонь не терпит суеты»


Мастерская Ларькина одновременно напоминает и рабочее место сварщика, и медика. На столе – горелка, защитное стекло, а также множество разных инструментов, среди которых – пинцеты, шпатели, пробирки, склянки.


– Работа со стеклом требует концентрации, собранности и внимания, – говорит Юрий, выбирая заготовку и разжигая горелку. – Огонь не терпит суеты и спешки. Когда я работаю, то словно отключаюсь от мира, все посторонние мысли уходят, остаются только творческие эмоции.


Процесс изготовления очередного шедевра на первый взгляд кажется очень простым. Мастер берёт стеклянную трубочку, держит её под пламенем горелки, а затем начинает медленно вращать дротик, изгибать его, с помощью другой стеклянной палочки крепить к нему различного цвета детали. На самом деле занятие это не такое уж и лёгкое. В неопытных руках стекло может попросту треснуть, если хоть одно движение будет неправильным.


Юрий делает всё с такой уверенностью и изяществом, как будто в его руках не стекло, раскалённое до 600 градусов, а обычный пластилин, из которого он при помощи различных приспособлений ваяет своих птах и зверушек. А стороннему наблюдателю процесса приходится только удивляться и восторгаться, когда на его глазах за несколько десятков минут обычная стеклянная палочка в руках мастера превращается в уникальную вещицу.


– Это мой самый любимый момент, – откровенно признался Юрий Владимирович, закончив очередную лошадку. – За свою жизнь я сделал немало таких фигурок, но каждый раз радуюсь, как будто у меня вновь родился ребёнок. Мне очень нравится, что стеклянные работы приносят радость не только мне, но и другим людям. .


В ТЕМУ

Искусство родом из Венеции


Несколько тысячелетий назад жители Древнего Египта и Двуречья овладели удивительным ремеслом – они стали плавить в ямах стекло.


Изначально его использовали как глазурь для глиняной посуды, не предполагая, что этим чудом можно распоряжаться совершенно иначе.


Мужчины делали из стекла бусины, флакончики и подвески. Покупали их исключительно чиновники и особы царской крови.


Мелкие предметы изготавливались таким методом – на металлический прут помещался глиняный сердечник, на который наматывали горячее стекло.


Самым известным и в древние времена считалось венецианское стекло. Его производство было настолько массовым, что число стеклоплавильных печей стало угрозой для города – он мог сгореть в одночасье. Большинству стеклодувов указали на порог, как говорят у нас в России.


Помыкавшись в поисках «земли обетованной», они осели на острове Мурано, неподалёку от Венеции. Вот здесь-то, как считают очевидцы, и родилась техника создания стеклянных бусин и ювелирных изделий lampwork. Сначала мастера использовали с целью изготовления украшений из стекла лампу, работающую на основе животного жира. Отсюда, кстати, и происходит название метода: lamp означает «лампа», work – «работа», а в совокупности получается «работа с лампой». Чуть позже Доменико Буссолин заменил этот инструмент на пламя, образуемое водородным газом в смеси с потоком воздуха. Изобретение знаменитого итальянца ускорило развитие техники, улучшило её качество, снизило себестоимость бусин и даже подарило методу ещё одно имя – flamework (flame переводится с английского как «пламя»).


Обретением статуса серьёзного вида искусства лэмпворк обязан художнику Гансу Годо Фрабелю. Произошло это только во второй половине позапрошлого столетия. Событие спровоцировало повальное открытие всевозможных школ, обучающих всех желающих изготовлению стеклянной бижутерии. Сегодня техника занимает достойное место в сфере прикладного искусства.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 18 сентября 2018 г.

Погода в Липецке День: +15 C°  Ночь: +7 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Одиночество Льва Толстого

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru
// Культура

Литературная территория братства

Надежда Белая
// Культура

Дождемся ли новоселья?

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура

Князь остался бы доволен

Александр Дементьев, demenlg@rambler.ru
// 65 лет Липецкой области

Молока в достатке, и станет все в порядке

Михаил Зарников
// Сельское хозяйство
Даты
Популярные темы 

Сила профсоюза

Лариса Баркова // Общество

Подписка-2019

// Общество

О созыве очередной восемнадцатой сессии областного Совета депутатов шестого созыва

Распоряжение председателя Липецкого областного Совета депутатов № 31-р от 13.09.2018, г. Липецк
// Власть

Когда удочка не нужна

Александр Косякин // Спорт

Конкурировать честно

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru // Экономика



  Вверх