lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
26 апреля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Школа красных военлетов

26.04.2018 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// История
Коллаж Николая Черкасова

Когда девятнадцатилетний Миша Водопьянов пришел в штаб эскадры «Илья Муромец» с просьбой принять его на службу, ему задали вопрос об образовании.


— Какое там образование... Три класса, да и то третью зиму не ходил.


— У нас открыта вечерняя школа для взрослых. Приказываю в обязательном порядке посещать ее.


Так будущий легендарный летчик стал заправщиком самолетов и одновременно школьником, появившись на военном аэродроме в Липецке.


С тех пор минуло много времени. Липецкому авиацентру исполняется 95 лет. И поскольку его история весьма богата и интересна, мы предлагаем вниманию читателей рассказы о некоторых ее страницах.


На фанерных бипланах


Сегодня мало кому известно, что Липецкий авиацентр начинался со 2-й Высшей школы красных военных летчиков. Когда ее штат достиг 792 специалистов, командующий войсками Московского военного округа издал приказ о создании Липецкого гарнизона.


...Отгремели бои Гражданской войны. Однако рассчитывать на длительный мир не приходилось. Требовалась новая военная техника. По проекту авиационного конструктора Н.Н. Поликарпова был построен первый советский самолет-разведчик Р-1, а в Центральном аэродинамическом институте А.Н. Туполев разработал опять-таки первый в мире цельнометаллический самолет. Появились авиационные заводы. Но самой важной и сложной задачей оказалась подготовка хороших летчиков и техников.


В июне 1923 года в Липецк поступили тридцать двухместных бипланов «Анрио Н-14», сделанных во Франции. Качество матерчато-фанерных самолетов не выдерживало критики. Под дождем они попросту расклеивались. Но ничего иного тогда не было. Возведение ангара началось в районе сегодняшнего Дворца спорта «Звездный». А совершенствовалась оставленная эскадрой «Илья Муромец» ремонтная база на территории нашего военного городка. Под учебный корпус школе передали здание ремесленного училища на улице Зегеля, то самое, напротив Главпочтамта, где позже будет открыт филиал Московского института стали и сплавов (впоследствии — Липецкий политехнический университет).


Проблем хватало. Техника изношена. Недоставало запчастей, продуктов и обмундирования. О жилищно-бытовых условиях для курсантов и говорить не приходилось. Однако личный состав был настроен позитивно. Этому способствовала и поддержка местного населения, и посильная помощь уездных властей. Авиаторы не оставались в долгу, внося живую струю в размеренный быт маленького провинциального города и уезда. Они шефствовали над Ленинской волостью и детским домом «Муравейник». А сколько ярких впечатлений подарила нашим землякам в августе 1923-го первая Неделя воздушного флота!


Из «терки» — в Липецк


В конце ноября начали прибывать курсанты, окончившие так называемые «терки» — начальные теоретические школы. Лишь после «терок» мечта летать могла осуществиться.


25 парней прибыли из Егорьевска. Среди них — друзья Женя Птухин и Саша Борман. В 1918 году Женя исправил в своей метрике дату рождения с 1902-го на 1900-й, и выпускника Московского технического училища приняли в авиачасть обслуживать самолеты. Жадно слушал паренек рассказы боевых летчиков. Он не на шутку заболел небом. Да вот в летную «терку» его не приняли — завалил геометрию. Прошел только на техническое отделение. Но самолет паренек уже знал хорошо. Все свободное время он самостоятельно упорно учил математику. И с помощью товарищей подготовился и, наконец, сдал экзамен и поступил на летное отделение.


... Первый день полетов выдался как по заказу. Светило слепящее январское солнце. Скрипел от мороза снег под ногами учлетов, выгонявших из ангара «Анрио Н-14». Покрытая изморосью обшивка разноцветно искрилась. Ребята выбились из сил, срывая моторы с компрессии, но те только брезгливо фыркали, выбрасывая белые клубы переобогащенной смеси.


Первый полет


Но все-таки завелись. В своей передней кабине Женя напряженно ловил каждое слово инструктора Саввова. Тот приказал не касаться управления без его сигнала. В какой именно момент инструктор начал взлет, Женя не заметил. Мотор вышел на полные обороты, и горизонт остался где-то внизу, поднявшись до обреза кабины. Паренек сообразил: они в горизонтальном полете. Еле заметно перемещались внизу дома, кустарники. Сердце, затрепетавшее после взлета, успокоилось. Жене даже стало обидно. Он подумал: «Долгожданного острого ощущения нет. Может, потому что я все это уже пережил в воображении? Наслушался рассказов...»


Горизонт сильно накренился. Боясь вывалиться, Женя ухватился обеими руками за борт. Боковой поток воздуха (кабина-то открытая) ударил в лицо. Сразу начали мерзнуть лицо, руки, спина... Вдруг самолет мелко задрожал, и новичок понял: Саввов передает управление ему. Об этом сигналили увиденные в зеркале поднятые руки инструктора. В тот же миг «Анрио» стал заваливаться. Едва Женя вывел его из крена, как машина перевалилась на другой бок, одновременно опуская нос. Не успел курсант подвести ее к горизонту, как машина начала набор высоты, совершенно игнорируя попытки учлета стабилизировать положение. Спина молодого летчика взмокла. Руки устали. Взбесившийся самолет упорно не желал подчиняться.


Женя оглянулся: Саввов по-прежнему держал руки вверх. «Боже мой, когда же это прекратится?» Парень в изнеможении закрыл глаза, бросил штурвал и откинулся на спинку сиденья. И вдруг упрямая машина начала плавно выходить из крена. Медленно потянув штурвал на себя, Евгений перевел ее в горизонтальный полет. «Все, теперь главное — ничего не делать, пусть так и летит».


Но тут ручка вновь задрожала. Женя оглянулся: Саввов дает знак разворачиваться влево. Почти машинально Птухин начал накренять биплан, в нужный момент отклонив ручку в обратную сторону. «Анрио» в этом положении замер. «Ага! Слушаешься? Надо только все делать плавно». Летчика переполнял восторг от его власти над самолетом.


А вот его друг Борман в первом полете наделал гораздо больше ошибок. Инструктору пришлось самому посадить самолет и выключить двигатель метрах в пятистах от ангара. Товарищи помогли закатить самолет, однако хвост поднимать по сложившейся традиции пришлось провинившемуся. Это считалось позором. Курсанты смеялись: «Молодой бес под кобылу подлез, поднатужился, поднапружился...»


К самостоятельным полетам приступили в апреле. И, едва оперившись, начали лихачить. Курсант Лепиксон поспорил с товарищами, что посадит самолет хвостовым штырем точно в брошенную у посадочного знака «Т» шапку. Именно так нередко делали инструкторы, демонстрируя точность приземления. На глазах у всей группы самолет, нащупывая злополучную шапку, завис на высоте одного метра с низкоопущенным хвостом, словно птица, садящаяся на гнездо. И... грохнулся на левую плоскость, сломав стойку и край крыла. Поручительство за Лепиксона писали всей группой и упросили-таки руководство не исключать лихача из школы.


Приказ: расформировать


20 марта 1924 года школу посетил начальник Главвоздухофлота А.П. Розенгольц. Он сказал: «Липецкая летная школа имеет колоссальное значение».


Но... через месяц пришел приказ ее расформировать. Причина: потребовалась база для немецкой авиашколы, а затем — научно-испытательной станции рейхсвера. Основную часть личного состава и материальных средств направили в Борисоглебск. Аэронавигационное оборудование и радиоимущество передали в Серпухов. Часть помещений и имущества приняли представители 1-й разведывательной эскадрильи имени В.И. Ленина, которая базировалась в Липецке до 1929 года.


А потом была война...


Как сложилась судьба первых липецких курсантов? Борман и Птухин окончили Борисоглебскую школу и получили направление в Серпухов. Впоследствии генерал А.В. Борман командовал 216-й авиационной истребительной дивизией, сыгравшей главную роль в борьбе за господство в воздухе в составе 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Позже он был назначен заместителем командующего 4-й воздушной армии.


Следы Евгения Птухина обнаружились в Испании. Он был там советником по авиации начальника генерального штаба народно-революционной армии. На его счету много воздушных подвигов. Но судьба героя оказалась непростой, можно сказать, трагичной. Он одним из первых стал генералом авиации и Героем Советского Союза. Командовал авиацией в войне с Финляндией, перед самой войной — в Киевском особом военном округе. И... был репрессирован за большие потери в первый день Великой Отечественной. Оговорюсь: тогда же были арестованы почти все командующие авиацией западных военных округов. Не миновала участь сия и Птухина. Это очень удивило командующего Киевским особым военным округом Георгия Жукова, который считал его способным и глубоко знающим военным летчиком и командиром.


Еще один выпускник школы Ф.К. Арженухин возглавлял Главный штаб ВВС. Затем руководил Военно-воздушной академией в Монино. М.С. Горюнов был командующим ВВС Харьковского военного округа, в годы Великой Отечественной руководил воздушной армией и удостоился звания Героя Советского Союза.


Всего год просуществовала авиационная школа в Липецке, а у скольких замечательных летчиков именно в ее стенах начиналась карьера!


* * *


После расформирования Борисоглебской авиашколы ее награды — орден Ленина и Красное Знамя были переданы Липецкому авиацентру.


В публикации использованы материалы и тексты из сборника «Липецкие соколы» (Липецк, 2012).

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 27 мая 2018 г.

Погода в Липецке День: +16 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Виктор Никифоров: «Предприниматели — оплот развития страны»

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Экономика

Сборы — это маленькая жизнь

Елена Егорова
// Образование

Аз, буки ведая — глаголь добро и… пой

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru
// Культура

Станет ли данностью «третье место»?

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 



  Вверх