lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 апреля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

«Золотой век» липецкой художественной школы (ФОТО)

К 60-летию регионального отделения Союза художников России
12.04.2018 "Петровский мост". Татьяна Нечаева
// Культура
В.С. Сорокин. Интерьер. Холст, масло

В среде искусствоведов, музейщиков, художников бытует понятие «школа». Есть официально признанные и укоренившиеся, такие как «московская школа», «школа Владимирской пейзажной живописи», но существуют и «так называемые школы», локальные, объединяющие какую-то группу художников, выработавших ряд признаков, характеризующих искусство их региона, отличное от других. Такие местные школы сложились далеко не во всех региональных отделениях Союза художников РФ. Они возникают благодаря устойчивым традициям либо появлению в художественном пространстве яркого лидера или лидеров, сумевших стать примером, увлечь за собой, придать творческой организации «лица необщее выраженье».


Липецку в этом отношении посчастливилось, можно с уверенностью говорить о местной школе. Интересно проследить историю этого явления.


Липецкая организация Союза художников – одна из самых молодых в России. Ее рождение связано с образованием в 1954 году Липецкой области. В Липецке началось огромное промышленное и городское строительство, невиданными темпами росло его население. Город-новостройка нуждался и в новом культурном строительстве. 


В старом, маленьком провинциальном Липецке была своя художественная жизнь. В 1920-х годах здесь существовала студия (художественно-производственные мастерские), в ней числилось 100–110 человек при населении города 20 тысяч жителей, устраивались выставки. К сожалению, ни те, ни последующие годы не оставили традиций. 


Большое влияние на развитие изобразительного искусства Липецка оказал Елец, где действовал филиал Орловского отделения Художественного фонда и с 1938-го по 1957 год существовало Орловское (Елецкое) художественное училище. Там преподавали талантливые педагоги из Москвы, Ленинграда, Харькова, по разным причинам покинувшие родные города. Среди них был Виктор Семенович Сорокин, недавний выпускник Суриковского института, в 1948 году переехавший из Москвы. В основном это были художники, далекие от ортодоксального соцреализма, хорошо знакомые с современным зарубежным искусством и тайно открывавшие его воспитанникам, знакомя с альбомами и репродукциями. 


В.С. Сорокин воспитал свой глаз и вкус на коллекции Музея нового западного искусства, его педагогами были С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон (оба, в свою очередь, учились у К.А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – сердце московской школы). Сорокин направлял своих воспитанников к творческой самостоятельности, а его собственные холсты демонстрировали подлинную живопись. Творчество Сорокина мальчишки воспринимали, быть может, еще неосознанно, но чувство цветовых гармоний, основные заповеди художества остались навсегда, вошли в их естество. От Сорокина его ученики получили первую «прививку» московской школы. Многие из них составят позже ядро липецкого творческого коллектива – Вилен Дворянчиков, Анатолий Климов, Виктор Королев, Евгений Сальников, Александр Сорочкин и другие. Сорокин, не ставя перед собой такой цели, оказал исключительное влияние на развитие профессионального искусства в Липецке. 


Новорожденной Липецкой области нужны были собственные художественные силы, не будем забывать, что искусство в те времена рассматривалось как важнейший инструмент идеологического воспитания, как проводник коммунистических идей и решений партии. Была большая потребность и в художественном оформлении областного центра и общественных учреждений. С 1957 года началась подготовка к организации Липецкого отделения Союза художников. 20 марта 1958 года постановлением президиума оргкомитета СХ РСФСР было создано оргбюро художников Липецкой области. 


Коллектив, начинавшийся с небольшой группы – 7-10 членов и кандидатов в члены СХ СССР, – быстро пополнялся. Людей привлекал перспективный город-новостройка. К художникам, уже пустившим корни на новом месте, тянулись их друзья-однокашники. Среди живописцев в ту пору преобладали бывшие студенты елецкого, среди скульпторов – выпускники саратовского училищ. Молодые художники были в равной степени неопытны, но имели все преимущества возраста – энергию, амбиции, жажду деятельности. Все они – дети войны, рано повзрослевшие, – были ответственными людьми, но сохраняли до глубоких лет мальчишеский задор и кураж. 


Перебравшийся в областной центр В.С. Сорокин обозначил критерии профессионализма, столичной культуры, беззаветного отношения к творчеству. Художникам старшего поколения, заказчикам и зрителям, приверженцам привычного искусства, он был непонятен. Зато цену живописцу знали его бывшие студенты и продолжали у него учиться. Показать Сорокину работу недостаточного качества значило уронить честь, так поддерживалась и поднималась планка достижений. 


Становление молодых совпало с периодом «оттепели» и радикальным обновлением художественного языка искусства. Это был переворот в сознании, во взглядах на профессиональные стороны деятельности. Для липчан решающее значение имело установление контактов с прогрессивными московскими художниками-шестидесятниками, авторами свежих пластических и содержательных концепций. Завязалась на многие годы дружба между липецкими и московскими живописцами, скульпторами, графиками. Наши часто бывали в Москве, посещали все значительные выставки, бывали в мастерских друзей, благодаря чему они получили еще одну «прививку», теперь уже современной московской школы. Вожаками передовой творческой молодежи в Липецке стали Вилен Дворянчиков – решительный, инициативный, великолепный организатор, – и так же азартно устремленный к новому скульптор Юрий Гришко. В 1964 году липчане впервые показали свои работы за пределами города, на

I зональной выставке «Край Черноземный», проходившей в Воронеже. Там была отмечена новаторская дерзость липецких молодых авторов.


Сразу надо оговориться, что речь идет о наиболее креативной части коллектива, генерирующей идеи, не дающей покоя, провоцирующей споры, даже конфликты. Это содружество – теперь можно по праву назвать его «могучей кучкой» – отличалось не сходством стилистических черт или тематических предпочтений в творчестве, а индивидуальностью, оригинальностью и смелостью пластического мышления, обновленным видением мира и большим желанием художественной правды. Они стремились реабилитировать значение формы в искусстве, перевести ее из служебно-подчиненного «соответствия содержанию» в инструмент выражения содержания. 


По воле обстоятельств или судьбы в городе сконцентрировалось большое число одаренных людей, будто некто свыше щедро высыпал на нашу землю большую пригоршню талантов. В скором времени, благодаря их активному выступлению на крупных выставках, о липецком отделении СХ стали говорить как об отважном и интересном явлении в российской провинции. Важно то, что художники, привлекшие к себе внимание в 60-х, сохранили энтузиазм, убежденность, остроту на несколько десятилетий активной творческой жизни, сыграв решающую роль в судьбе коллектива. 


За 1960-70-е годы эта неформальная группа выросла: кроме первопроходцев Вилена Дворянчикова, Юрия Гришко, Александра Сорочкина, Евгения Сальникова, Виктора Королева, Анатолия Климова, Михаила Виноградова, Виктора Лузанова, в нее влились молодые – Николай Климов, Николай Углов, Александр Вагнер, Евгений Вольфсон, Игорь Мазур и другие. Они отстаивали право на личное творческое высказывание. Создалась атмосфера состязательности, высокой взыскательности, где на первом месте были профессионализм и неординарность. 



ФОТОГАЛЕРЕЯ




Экспериментируя, живописцы, скульпторы, графики не порывали с традициями, не были диссидентами, не уходили в подполье. С ними заключались договоры, но предложенные темы они воплощали по-своему, что порождало немало споров на выставкомах. Дело в том, что именно средствами выразительности – композицией, ритмом, пластикой, колористическим решением, фактурой, образностью – они добивались глубины и многослойности содержания, учились эзопову языку, распространенному во всех видах советского искусства с 60-х годов до перестроечного времени. Поэтому не так важна была номинальная тема, как ее воплощение, раскрывающее истинное содержание. Как и в литературе, в произведениях изоискусства нужно было видеть подтексты, выраженные формально или с помощью символов, метафор. Художники с интересом создавали произведения о металлургах, строителях, сельских тружениках. Эти темы давали широкий простор для творчества. 


Весьма интересно воспринимаются эти произведения в наши дни, они вызывают огромное внимание как художников, так и зрителей. И дело не в ностальгии. Содержательность, мастерство, подлинность, внутренняя чистота, интерес к человеку, неравнодушие к Родине – вот что привлекает сегодня. Выявляются новые прочтения и смыслы.


Художники жили в своем времени, были чутки к изменяющемуся общественному климату. В годы «оттепели» в их работах звучали ноты надежды. Рабочие у В. Дворянчикова, у

Ю. Гришко были полны сил, человеческого достоинства, гордости за свой труд. А. Сорочкин показывал утро – спешащие пешеходы, груженые самосвалы, ощущение бодрости трудового дня. Королев писал осень в деревне, готовой отметить окончание сезонных работ, – заколотый поросенок, ожидание праздника. 70-е годы еще по инерции продолжают предыдущий период, хотя уже звучат сомнения – для примера ироничная «Политинформация» Сальникова. 80-е принесли интонации усталости и серьезных раздумий. Лузанов пишет людей села Кореневщино, изможденных трудом, пустеющие деревни. Дворянчиков создает «Салют Победы» с одноногим ветераном на больничной койке, драматично озаренным всполохами фейерверка из окна. Вагнер устанавливает памятник «Медные трубы» с первоначальным названием «Интернационал», а по сути – реквием по жертвам всех войн и революций. К началу 90-х очевидно ощущение подавленности, смятения. Чего стоит один только «Автопортрет» А. Сорочкина, изобразившего себя в рубашке и зимней шапке с опущенными ушами, их натянутые шнурки, намертво завязанные, будто перерезают горло. Герои скульптурных портретов Ю. Гришко погружены в глубь себя. Сальников напоминает о репрессиях 1937-го, пишет серию уничтоженных храмов Липецка, ищет уединения в фантазиях о прекрасной жизни. Установлен памятник Г.А. Плеханову скульптора Е. Вольфсона, философ, пропагандист марксизма изображен старым и разочарованным мудрецом. Королев, до слез любящий природу и творчество, живет в нейтральном пространстве пейзажа и натюрморта. Только верный себе В. Сорокин продолжает славить жизнь в исполненных гармонии живописных полотнах, но и в его творчестве происходят перемены: его холсты – взволнованно-темпераментны, краски ярки, контрастны, ложатся на холст рельефными мазками. Он оптимист (или провидец?), верит в перемены, верит в светлое будущее России. Ю. Гришко находит новую тему, связанную с великими деятелями русской культуры. В. Дворянчиков пишет откровенно декларативное, плакатно-лапидарное полотно о металлургах – «Победители», то ли вопреки эпохе, то ли в саркастической укоризне, то ли на прощанье. Кисти он не оставляет, но теперь, неугомонный, он реализует свой талант в создании реальных объектов: Музея-мастерской В.С. Сорокина – Дома Мастера, церкви Георгия Победоносца в поселке Дальний, реконструкции особняка «Дом Губина» под Липецкую областную картинную галерею.


Так получилось, что наших художников миновал «грех» постмодернизма, жизнь ли в провинции тому причиной или самим было о чем говорить, не прибегая к цитатам, заимствованиям, туманным заумствованиям и не держа фигу в кармане. Но это отдельная тема. Они жили и работали, как дышали, были открытыми, романтичными, творчески заряженными.


Такой «могучая кучка» оставалась до конца столетия, справившись с невероятными трудностями 90-х, когда вместо ожидаемой свободы пришел диктат рынка. Заданная ими тенденция профессионально-художественного достоинства, быть может, спасла творческую жизнь липецкого СХ. 


У всякого явления есть свой срок, таков закон природы. «Золотой век» липецкого искусства стал уходить вместе с его носителями. Народный художник России Виктор Семенович Сорокин (1912-2001), Виктор Иванович Королев (1930-1998), заслуженный художник России Николай Иванович Климов (1948-2009), заслуженный художник России Вилен Дмитриевич Дворянчиков (1934-2010), заслуженный художник России Виктор Мефодьевич Лузанов (1938-2010), заслуженный художник России Александр Михайлович Сорочкин (1939-2014), народный художник России Александр Евгеньевич Вагнер (1950-2016) – с каждым из них убывал уникальный голос из слаженного ансамбля, блекла палитра. Они оставили крепкую традицию, оставили произведения, теперь уже проверенные временем. 


Только в насыщенной культурной среде может родиться нечто серьезное. Почти два десятилетия ХХI века прошли в фарватере наработанного прежде. Порой казалось, что все лучшее – в прошлом. К счастью, свято место пусто не бывает. Выросло новое поколение, подрастает следующее – это думающие молодые люди, по-своему мыслящие, воспринимающие мир и говорящие собственным языком, но совершенно очевидно, что они – кровная родня своим предшественникам. За последний год Липецкий Союз художников провел две выставки – в Рязани и Воронеже, не считая областных. И общее мнение, взгляд со стороны – липчане, как всегда, «другие», липчане живописные, «сорокинцы», на всех лежит отпечаток тех же особенностей, чем отличались зачинатели «липецкой школы».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 апреля 2018 г.

Погода в Липецке День: +12 C°  Ночь: -1 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

О немногих, которым обязаны многие

Исаак Розенфельд
// История

Когда вакансии открываются

Андрей Болдин
// Общество

Парк средневекового периода

Любовь Мархасина
// Общество

Дух в движении

Альберт Берзиньш
// Спорт

Благодарность за отзывчивость

Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Электронное будущее начинается сегодня

Ирина Смольянинова, irinache2709@ gmail.com // Общество

Весна Виктора Яичникова

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура

Заслон мародерам от истории

Александр Гришаев, agrishaev@yandex.ru // Общество

Нарушителям спуску не дадут

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru, Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Власть

Голосуя всей семьей

Сергей Кибальниченко, sk48@list.ru // Выборы-2018

Баланс интересов

Владимир Петров, petrof2332@yandex.ru // Экономика



  Вверх