lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
9 апреля 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Общество 

Крутым маршрутом (ФОТО)

09.04.2018 "ЛГ:итоги недели". Мария Завалипина
// Общество

В этом году завершает работу программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». О результатах Липецкой области за прошедшие семь лет – в материале «Итогов недели»


Десять-пятнадцать лет назад говорить о туризме могли исключительно «монополисты» моря, солнца и белого песка. Но в нашем регионе ставку сделали не на природные ресурсы, а на человеческие. И не прогадали…


«Какой туризм может быть в Липецкой области?» – удивлялись «наследники» Черноморского побережья. «Самый разный», – утверждали руководители нашего региона. Главное – привлечь людей, способных менять климат вокруг себя. Тогда опытные игроки не поверили в липецкую стратегию развития. Сегодня – приезжают отдыхать, учиться и перенимать опыт привлечения инвесторов.



Горы свернуть!


Примерно такую задачу поставил перед руководителями туристической отрасли глава Липецкой области Олег Королёв. Он и сам был уверен, и других убедил – родная земля не останется невостребованной, если к делу подойти с умом. Концепция туристического рывка условно включала три этапа.


ФОТО



Первый – создание особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа. Первыми моделями комплексного развития туристского потенциала нашего края стали кластеры «Елец» и «Задонщина». Сегодня общий объём вложенных инвестиций составляет 627,9 миллиона рублей.


Второй период – вхождение региона в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» и начало реализации кластерной идеи. На территории региона пять кластеров: «Елец», «Задонщина», «Добрый» (в Добровском районе), «Шуховский» (на базе Данковского района) и «Ораниенбург» (в Чаплыгинском районе).


В области в 2015 году увеличены территории кластеров. Теперь в границу автотуристского кластера «Задонщина» включён весь район, а «Елец» «прирос» землями Елецкого и Становлянского муниципалитетов.


Третий этап ведёт отсчёт с 2017 года и продолжается до сих пор. В это время туризм оформляется как социально-экономический комплекс региона. Идут переговоры с Федеральным агентством по туризму о создании нового кластера с рабочим названием «Липецкий курорт», развивается туристическая инфраструктура и событийные мероприятия.


Липецкая область уже заработала репутацию инвестиционно-привлекательного региона. Резиденты всё чаще выбирают наш край для реализации своих проектов. Земельные участки, полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой, региональные льготы и преференции – главные преимущества наших зон.


Сегодня Липецкая область – один из лидеров событийного туризма страны. Мы выдаём «на-гора» более 110 туристских мероприятий в год. Среди них уже раскрученные проекты: «Русборг», «Антоновские яблоки», опера «Легенда о граде Ельце», «Раненбургское застолье»... Наш край вошёл в ТОП-10 рейтинга самых популярных среди интернет-пользователей событийных регионов лета 2017 года.


Регион стал узнаваемым и цитируемым. Ни москвичей, ни воронежцев зазывать больше не нужно. По данным ведомственной статистики управления культуры и туризма в 2017 году Липецкую область посетили 210 тысяч гостей. Это только те, кто остановился в гостиницах. А весь туристско-экскурсионный поток вырос до 500 тысяч человек.


Много лет подряд на региональных и районных совещаниях пытались обсудить вопрос разноформатного сервиса. В 2014 году в Липецкой области было 59 коллективных средств размещения, в 2015 – 61, а в 2016 – их уже 91. За три года номерной фонд области пополнился на четыреста мест (с 2,9 тысячи до 3,3 тысячи номеров). Количество койко-мест возросло с 8,5 тысячи до 9,5 тысячи койко-мест. Главными городами по гостеприимству в Липецкой области стали Елец и Задонск.



Хорошо забытое старое


– Туристический потенциал Ельца планировали развивать ещё в советское время, – рассказала Татьяна Ромашина, заместитель главы городского округа Ельца. – Уже тогда наш город претендовал на право занять своё место в Золотом кольце России. Позднее мы даже вошли в федеральную программу «Возрождение», предполагавшую восстановление старых городов и создание туристской инфраструктуры. Но перестройка и последующие события разрушили Советский Союз, а вместе с ним – и наши планы.


Второй шанс на развитие Елец получил, когда по инициативе Олега Петровича Королёва были созданы Особые экономические зоны в Липецкой области. Тогда появилась ОЭЗ регионального типа «Елец». Программа подразумевала условия для развития туризма, привлечения инвестиций и создания объектов туристской инфраструктуры. Забегая вперёд, отмечу, инициативы главы региона опередили своё время на несколько лет и предоставили нам конкурентное преимущество перед соседями. Объём инвестируемых средств в ОЭЗ в 2017 году составил 82 миллиона рублей. По программе ФЦП в туристическом кластере «Елец» исполнили обязательства сорок шесть инвесторов, реконструированы сети водоснабжения и водоотведения, водозаборы «Ельчик» и «Сазыкино», построены двадцать четыре автомобильные парковки, наземный переход, разработан масштабный проект благоустройства набережной реки Быстрая Сосна. Создано восемьсот новых рабочих мест. В 2017 году количество налоговых поступлений от предприятий сферы туризма в бюджет достигло ста двадцати четырёх миллионов рублей. О таких показателях во многих малых городах только мечтают, а мы преображаем любимый город и воплощаем в жизнь самые амбициозные планы.


В июне в Ельце пройдёт VIII съезд Городов воинской славы. К нам приедут сорок пять глав городов, и проблем с размещением не будет. Сегодня в Ельце создано шестнадцать мест размещения с площадью номерного фонда 6252 квадратных метра.


В 2015 году задумались: чем привлекать туристов? Во всех муниципалитетах стали создавать туристско-информационные центры, в которых гости могли бы приобрести экскурсии или сувенирку. В Ельце разработали шестнадцать маршрутов. Среди них ставшие уже популярными: «Елец – Город воинской славы», «Елец православный», «Знаменитые люди Ельца», «Кадр за кадром» (победитель всероссийской туристской премии) и три новых маршрута – «Гусарская баллада», «Елец художественный» и «Елец ремесленный».


В последние годы пришло понимание, как организовывать сферу гостеприимства и готовить востребованные у туристов продукты. В Ельце пока десять музеев. Но мы планируем открыть новый объект – музей купечества в бывшем доме Заусайлова. Наша задача – заполнить его достойными экспонатами. Но с этим проблем не будет. В музейных хранилищах нашего города ещё много уникальных экспозиций и предметов. Мало кто знает, у нас есть форма ротмистра Нежинского полка, перстень начала XVIII века, найденный в 1972 году, японский офицерский меч Второй мировой войны, обнаруженный при ремонте дома на улице Матросова, хрустальная ваза в серебряном окладе с клеймом Карла Фаберже, наперсная икона «Спас на троне». Все эти сокровища должны быть представлены нашим гостям.


Три года назад мы пересмотрели подход к событийному туризму. Мероприятие стало «изюминкой», которой можно привлечь людей и с её помощью сформировать имидж города. У нас есть состоявшиеся проекты. В 2016 году мы подсчитали экономический эффект от фестиваля «Антоновские яблоки» – три миллиона восемьсот тысяч рублей, в 2017 – уже четыре миллиона. Это за один день.


«Легенда о граде Ельце» стала культурным достоянием области. Глава региона сразу поверил в успех этого проекта. Таких постановок в мире – единицы. За два месяца до показа «Легенды о граде Ельце» в городе раскуплены все гостиницы. Недавно в пятый раз показывали оперу, а собралось больше двух тысяч зрителей со всей России.


Этот успех отражает и общую тенденцию – значительный рост туристического потока. Для сравнения: за восемь месяцев 2012 года Елец посетили пятьдесят девять тысяч человек, в 2017 году – уже сто шестьдесят тысяч. В 2012 году наш город принял двадцать три тысячи туристов, в 2017 – пятьдесят, то есть в два раза больше. Помимо этого, мы анализируем регионы, из которых прибывают группы. Оцените масштаб географии: Ленинградская, Владимирская, Ярославская, Мурманская, Тверская, Самарская, Саратовская, Курская, Белгородская, Калининградская, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Брянская, Новосибирская, Оренбургская, Воронежская, Челябинская и Тюменская области. Кроме того, Республика Крым, Башкортостан, Казахстан, Карелия, Якутия, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский край. Наша земля знаменита и среди иностранцев: Китай, Германия, Сербия, Нидерланды, Франция, США, Италия, Южная Корея, Австралия, Чехия…


Теперь все предложения должны быть сформированы в туристические пакеты. Ни инфраструктура, ни фестивали, ни объекты показа в отрыве друг от друга не станут востребованы. Туристы массово по­едут, когда чётко будут понимать – здесь остановлюсь, там поем, а потом посмотрю эти достопримечательности… Таковы задачи ближайшего времени.



Ельчанам – дело, туристам – комфорт!


В спорте любителю трудно обойти профессионала, а вот в бизнесе такой феномен – не редкость. Гостиница «Снегири» – творение елецкого самоучки. Наталья Фёдорова специально не обучалась ни гостеприимному делу, ни отель­ному бизнесу. Просто она с душой подходит к каждому своему проекту: будь то прачечная, магазин или отель. Нередко действует вопреки рекомендациям профессионалов и всё равно добивается успеха. Шесть лет назад она открыла гостиницу «Лада» и с первой попытки попала в туристическую «десяточку». Её апартаменты в считанные месяцы завоевали популярность у гостей.


– Прежде в Ельце останавливались в основном командировочные, – рассказывает Наталья Александровна. – Сегодня ситуация кардинально изменилась. Большинство постояльцев – туристы. Самой не верится. Я ведь, открывая «Ладу», экспериментировала. Вроде получилось. Потом приобрела ещё здание. Всё, как я люблю – старинное и полуразрушенное. Два года кропотливо восстанавливала и освобождала помещение от хлама. Потратила двадцать пять миллионов рублей. Знакомые шутят: «Удастся ли отбить эти деньги?» Честно говоря, сама не знаю. Но я ведь человек немолодой и уже достаточно состоятельный. Вот и затеяла этот проект не столько ради прибыли, сколько для души. Весь интерьер продумала сама. С июля 2017 года отель «Снегири» вышел в свет. В нём десять номеров разной стоимости. Сказать, что он пользуется популярностью, значит, поскромничать. Только за первые три месяца его посетили свыше пятисот человек. Рейтинг – один из самых высоких в городе. Чем объясняется такая популярность? Мне кажется, удивительной атмосферой здания. Здесь на самом деле пахнет историей, впрочем, как и везде в Ельце.


Однако если «Снегири» – «блюдо» для гурманов, то общежитие гостиничного типа «Ельчик» при Елецком государственном университете имени Ивана Бунина – универсальный продукт по доступной цене. Номерной фонд – двадцать две комнаты и шестьдесят койко-мест. Есть кухня, санузел, ванная и телевизор. В стоимость включён бесплатный завтрак.


Другая новая гостиница «Гранд Елец» – вообще произведение высокой «кухни». Она расположена по соседству с главной достопримечательностью Ельца – Вознесенским собором. Сегодня «Гранд Елец» по праву считается роскошным местом отдыха с разно­образным набором услуг: от предоставления банкетного зала и ресторана до современного караоке-бара. В гостинице девять номеров: два – класса «Люкс» и столько же – «Полулюкс», четыре – «Стандарт» и один для людей с ограниченными физическими возможностями.


Интересно, что когда в городе говорили о развитии туризма, все ждали инвесторов и специалистов со стороны. Но гостиничный переворот в Ельце совершили местные жители. Впрочем, так же, как и сувенирный…


Вот уже несколько лет Екатерина Борисова, директор магазина «Кружевной край», балует гостей города ажурными вещицами. Екатерина в бизнес пришла из науки. Долгое время молодая женщина исследовала традиционное елецкое искусство. Изучала особенности орнаментов и рисунков, уникальную технику знаменитых мастериц, защитила диссертацию на тему кружевоплетения. А в 2009 году окончательно уверовала – старинный промысел будет востребован у современных модниц.


Как человек творческий, Борисова решила не просто копировать образцы уникального искусства, а представила новый взгляд на кружева. Её авторские работы гармонично вписываются как в гардероб, так и в современный интерьер.


– У нас более двухсот наименований продукции: традиционная одежда и украшения для неё, постельное и столовое бельё, панно, салфетки, занавески, – перечисляет Борисова. – Отличительная особенность всех изделий – натуральные материалы: лён и хлопок.


Для туристов своя спецпродукция – целая линейка кружевных игрушек: мишки, собачки, ёжики… Хотя москвичи охотно раскупают ажурные торшеры из шёлка, крестильные комплекты для малышей, свадебные и пасхальные наборы, деревянные коклюшки. Два месяца назад в «Кружевном краю» прописалась новинка – капоры для похода в церковь. Сотрудники магазина рассказывают, нарядный головной убор стремительно завоёвывает поклонниц в разных городах.


А вот в сувенирном рейтинге Максима Барковского, ельчанина и владельца магазина «Сувенирная лавка», на первом месте (правда, после магнитиков) – напёрстки. В прошлом сезоне были колокольчики. Предприниматель обратил внимание, что из года в год вкусы туристов на мини-подарки меняются. Вот только заранее угадать спрос очень сложно.


Барковского в туристический бизнес привела нужда. Он искал сувенир для друга, обошёл весь Елец, но так и не встретил ничего интересного. Керамические кружки были, стандартные магниты продавались, а самобытными вещицами и не пахло.


– Сначала магазин назывался «Казачья лавка», мы торговали одеждой и предметами традиционной казачьей культуры, – признаётся Барковский. – Вскоре стало понятно, что наш город нельзя свести только к казакам. В 2011 году лавку переименовали в ремесленную.


Появилась сувенирная продукция, затем глиняная посуда, предметы утвари, выполненные в технике елецкой домовой резьбы, авторские куклы, краеведческая литература. Максим постарался и для поклонников традиционных сувениров. Сегодня в магазине представлено свыше четырёхсот разновидностей магнитиков.


Пусто не бывает!


Олег Петрович Королёв всегда настойчиво повторяет: «Мы сами не представляем, насколько богатая у нас земля!» В Задонске вроде бы представляли. В «Русский Иерусалим» десятилетиями едут паломники со всех уголков России. Но туризм смог показать этот край массовому «зрителю».


Меценаты первыми рассмотрели новый ракурс.


– Девять лет назад я записался на приём к Олегу Петровичу, – рассказывал «Итогам недели» Алексей Шкрапкин, руководитель «Скорняково-Архангельское». – Хотелось поговорить о реставрации усадьбы Николая Николаевича Муравьёва-Карского. Представил презентацию и начал объяснять. Всё традиционно: значимость объекта, актуальность восстановления… Олег Петрович слушал меня минут пять, потом подошёл, обнял и говорит: «Миленький мой, как же вы нам нужны!» Мы проговорили час, давая друг другу разные обещания. Я взял обязательства восстановить усадебный комплекс, глава региона размышлял о развитии транспортной инфраструктуры.


Двусторонние обещания были выполнены. В усадьбе Муравьёва-Карского сегодня гостят москвичи, воронежцы, тамбовчане и прочие соседи. В местном ресторане «царят» блюда XIX века: уха из бирюка, щи с мочёными яблоками, многочисленные настойки... Соответствует заданному стилю и событийная программа усадьбы: здесь проводятся балы, концерты, вечера поэзии и старинных игр.


Не менее популярен среди туристов и парк семейного отдыха «Кудыкина гора». Летом в выходные дни он собирает до восьми тысяч больших и маленьких гостей. Сотрудники парка рассказывают – иногда посетителей так много, что не всем хватает парковочных мест. А ведь первоначально о парке даже никто не заикался.


В 2007 году владелец крупного агрохолдинга Сергей Уваркин решил организовать для своих сотрудников культурное место отдыха размером… в пятьсот гектаров. Вскоре народная молва заговорила о «диве дивном», и потянулись сюда местные жители, за ними – гости из разных областей. Сегодня в Задонский парк приезжают посетители из Мичуринска, Тамбова, Орла, Курска, Москвы и даже с Урала.


В 2017 году Задонский район посетили 170 тысяч паломников и 625 тысяч гостей и экскурсантов. Специалисты отмечают, с 2012 года туристический поток вырос на 52 процента. Эти цифры – результат многолетней системной работы по всем направлениям.


По поручению главы администрации Липецкой области Олега Королёва в регионе установили 477 указателей – ко всем туристическим объектам, из них 94 – в Задонском районе. В прошлом году создали аудиогид по Задонскому району. Параллельно с объектами показа развивали инфраструктуру. Сегодня только на территории Задонска работает девятнадцать коллективных средств размещения (с номерным фондом свыше шестисот мест) и двадцать два объекта общественного питания. К услугам отдыхающих и хостел с номерами подешевле, и гостиница «Задонск» с комнатами повышенной комфортности.


– В 2017 году мы приняли более трёх тысяч постояльцев, – отметила старший менеджер гостиницы «Задонск» Любовь Суханова. – Пик сезона пришёлся на август, в канун праздника Тихона Страстного гостиница обслужила около семисот человек. Наш номерной фонд (тридцать четыре комнаты) позволяет принимать большие группы. К услугам отдыхающих: проживание, питание (на первом этаже кафе на пятьдесят мест), Интернет, бесплатная парковка, прачечная.


Вопрос с организацией питания для приезжающих тоже снят с повестки дня. Можно бесплатно поесть в монастырской столовой. Правда, большие группы (от десяти человек) должны сделать заказ заранее в паломническом отделе. Кормят в трапезной два раза в день. В будни обед с одиннадцати до двенадцати часов, в выходные и праздники – через десять минут после звона колоколов. Ужин – в девятнадцать пятнадцать и восемь вечера соответственно.


Но и опоздавшие на обед голодными не останутся. Три года назад в монастыре открыли платную столовую на двадцать четыре места. Здесь можно заказать первое и второе блюда, купить монастырский хлеб, пирожки, квас. С 2014 года на территории храма работает кафе, где также продают монастырскую выпечку.


Для меню поразнообразней можно заглянуть в кафе «Дорожное», что напротив Рождество-Богородицкого монастыря. Говорят, это одно из любимейших мест задонцев. Шеф-повар Константин Гурьев – местная знаменитость. Пообедать «у Кости» – хороший тон. Впрочем, заочно Гурьев известен и липчанам. Он работал во многих популярных заведениях: кафе «Форвард», ресторан «Евразия», база отдыха «Чайка»... Теперь потчует делегации туристов со всей страны.


– Наше кафе может принимать автобусные группы до ста человек, – рассказал Константин. – Осенью прошлого года прошли настоящую туристическую «аттестацию». По программе развития детского туризма «Моя Россия: Духовные истоки» накормили у себя почти тысячу школьников со всей страны…


Для гостей премиум-класса пять лет назад на Задонской земле появились «палаты царские», точнее, изысканный ресторан «Замок Роз». Это место для ценителей красоты и вкуса. Огромный зал в готическом стиле, громадные люстры под потолком, настоящий камин, три VIP-зала (красной, белой и чёрной розы), троны, привезённые по индивидуальному заказу из Индии – все атрибуты тщательно подобраны для королевской трапезы.


Это далеко не полный перечень интересных туристических проектов. Задонский район в лидерах по привлечению инвестиций. Только в ОЭЗ «Задонщина» работает девять резидентов. Общий объём вложенных инвестиций с 2006 года – 570 миллионов рублей, налоговые поступления во все уровни бюджета – 62 миллиона руб­лей. Ещё результативнее показатели автокластера «Задонщина» – двадцать восемь инвесторов (пятнадцать действующих соглашений и тринадцать завершённых проектов), суммарный объём вложенных инвестиций с 2012 года – 1768 миллионов рублей. Налоговые поступления во все уровни бюджетов составили двадцать пять миллионов рублей.


На последней туристической выставке «Интурмаркет-2018» Вадим Волков, руководитель управления культуры и туризма Липецкой области, выступал спикером инвест-сессии: «Сегодня много рассуждают в теории и мало делают на практике. Хотите посмотреть эффективную работу с резидентами? Приезжайте в Липецкую область! Увидите настоящее экономическое и туристическое чудо!»


Павел ОСТРЯКОВ (фото)

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 19 октября 2018 г.

Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: +7 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Курс на долголетие

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Здоровье

На крутом вираже истории

Владимир Петров
// 65 лет Липецкой области

На языке Шиллера и Гете

Михаил Зарников
// Культура
Даты
Популярные темы 

За всё время подрались лишь дважды

Евгения Ионова // Культура

Жёлтая собака – друг человека

Евгения Ионова // Общество

Плоды «Золотой осени»

Дарья Шпакова, фото автора // Сельское хозяйство



  Вверх