lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
30 декабря 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
История 

Небесные богатыри

30.12.2017 "Липецкая газета". Владимир Меркурьев
// История
Архивная фотография «Ильи Муромца» 1915 года и рисунок, объясняющий, как противника «бомбят» стрелами с самолетов.
Архивная фотография «Ильи Муромца» 1915 года и рисунок, объясняющий, как противника «бомбят» стрелами с самолетов.

4 ноября 1918-го Миша Водопьянов чинил с отцом крышу в Студенках. Вдруг на улице начался переполох. «Конец миру пришел! Нечистая сила летит!» — кричали старушки и разбегались по домам. Миша поднял голову и увидел в небе крылатое чудище. «Ложись! Бомбы!»: это бывалые солдаты, вернувшиеся с Первой мировой, рванули в разные стороны, но с высоты падали не бомбы, а... листовки с призывом молодого Советского правительства на борьбу с белогвардейцами...


Испугаться было отчего: летел могучий аэроплан «Илья Муромец», имевший в длину 22 метра и размах крыла 32 метра. Экипаж под командованием Иосифа Башко совершил тогда посадку на ипподроме у железнодорожного вокзала Липецка, положив тем самым начало истории военной авиации в нашем городе.


Это был первый самолет эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», которую надлежало сформировать в Липецке. Предполагалось, что в ней будет два боевых отряда, имевших по два «Муромца», один — учебно-тренировочный и один — легких аэропланов-истребителей. Всего около 470 человек летно-технического состава.


Часть самолетов прибыла по железной дороге. Еще один самолет посадил в Липецке знаменитый российский авиатор Глеб Алехнович. Всего же в России к тому времени было построено 11 «Муромцев». Базировались они сначала в Нижнем Новгороде, где летом 1918-го и была воссоздана — по типу старой русской — эскадра воздушных кораблей.


В Липецк боевое авиационное соединение перебросили по ряду причин. Во-первых, условия позволяли использовать городской ипподром под аэродром, где могли садиться и взлетать тяжелые самолеты. Кроме того, рядом была железная дорога, а на территории 3-го Липецкого военного склада (где ныне военный городок) прекрасно разместились авиационные мастерские, нашлось и жилье для личного состава. Немаловажным фактором в пользу Липецка стала... погода: оказывается, число солнечных дней в году у нас больше, чем, к примеру, в Москве или в том же Нижнем Новгороде.


Уже 28 ноября 1918 года эскадра была реорганизована в дивизион под командованием Василия Ремезюка. И вот уже почти сто лет Липецкий авиацентр вносит весомый вклад в героическую летопись отечественной авиации.


Боевое крещение липецкие соколы получили в боях против ­войск генерала Деникина. Особенно эффективными были действия против 4-го Донского Казачьего корпуса Мамонтова, который в августе 1919-го прорвал Южный фронт и в течение 40 дней захватил Тамбов, Раненбург, Лебедянь, Елец, Задонск, Борино, Грязи, Воронеж. «Илья Муромец», как настоящий богатырь, метал с неба не только бомбы, но и металлические стрелы и даже дырявые бочки, приводя в ужас неприятельских всадников.


Сохранились данные о героических вылетах экипажей дивизиона. К примеру, в августе 19-го экипаж Насонова разбомбил белогвардейский бронепоезд. А экипаж Романова в том же месяце сбросил 10 пудов бомб на многочисленный обоз, в сентябре разбомбил пять групп кавалерии до 1500 коней на привале, ведя огонь по врагу из двух пулеметов.


В январе 1919 года на прием к Ремезюку пробился Миша Водопьянов. «Хочу летать!» — сказал он. Оказалось, что образования у парня — три неполных класса церковно-приходской школы.
Командир дивизиона определил Водопьянова на работу — подвозить на лошадях топливо к самолетам — и учебу в вечерней школе. Так началась героическая авиационная биография нашего земляка Михаила Водопьянова, одного из первых Героев Советского Союза, первым в мире посадившего свой самолет на Северном полюсе, а в августе 1941-го (!) бомбившего Берлин.


Сколько замечательных героических людей служили в Липецком авиагарнизоне, возглавляли его, сколько подвигов совершили! Думаю, к столетию военной авиации в Липецке область и город должны увековечить этот беспримерный факт в истории и память о тех, кто делал славу Авиацентру и Липецку в разные времена, на войне и в мирные годы. Время до осени 2018-го еще есть.


Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 22 сентября 2018 г.

Погода в Липецке День: +23 C°  Ночь: +12 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Эхо победных салютов

Андрей Снегов
// История

Все начинается с любви

И. Неверов
// Культура

Грант на светлое будущее

Ирина Смольянинова, irinache2709@gmail.com
// Образование
Даты
Популярные темы 

«Громокошки» пишут историю

Дмитрий Солдатов // Общество

Поиграем без гаджетов?

Юлия ВЛАСОВА, внештатный автор // Спорт

Точки смысла

 Виктория ТОЛЧЕЕВА // Общество

Уроки от «мамы Галины»

Елена Мещерякова // Общество

"Устами молодежи". Николай Кондрашин

// 65 лет Липецкой области



  Вверх