lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 декабря 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

11.12.2017 "ЛГ:итоги недели". Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ
// История
Епископ Лебедянский и Елецкий Максим открыл памятную доску Иоанну Царскосельскому
Храм Богоявления
Здание приходской  школы
Иоанн Кочуров с женой (в центре) и родственниками
Александр Васильевич Кочуров в саду в Бигильдино

Сто лет назад в Царском Селе был зверски убит отец Иоанн Кочуров, канонизированный в 1994 году как священномученик. Отец Иоанн родился в селе Бигильдино (ныне Данковского района)


В Бигильдино 13 ноября прошла торжественная служба, на которой всем миром почтили память отца Иоанна Царскосельского. В село съехались священники из разных благочиний во главе с епископом Елецким и Лебедянским Максимом, представители районной власти, общественности. В Богоявленском храме вместе с земляками молились и родственники погибшего за веру батюшки.



Дорога к храму


В былые времена в Бигильдино (домонгольское название села – Сурки) жили государственные крестьяне. Жили не тужили. Лесом, лугами, пастбищами все пользовались на одинаковых правах. Земли хватало, хозяйство бигильдинцы вели справно. В селе работали аж три кузницы, где ковали лошадей и ремонтировали сельхозинвентарь. Сапожники точали сапоги, несколько портних обшивали крестьян. До 1917 года все споры народ решал на сходах без конфликтов.


В XVIII веке бигильдинцы всем миром затеяли строительство каменного храма. Так уж им хотелось показать Богу своё усердие и успокоиться в тихой соборной молитве. Наш дед рассказывал, как обжигали сырые кирпичи: укладывали их в ямы, заваливали корнями больших деревьев и всю зиму поддерживали огонь.


Раствор для кладки готовили из камня-известняка, который тоже сначала обжигали, затем кололи, заливали водой и хранили в специально вырытых ямах несколько лет.


Храм Богоявления Господня достроили в 1778 году.


Род Кочуровых


В архивах Рязани (Бигильдино относилось к Рязанской губернии) сохранились списки распределения священно­служителей села Сурки. Настоятелями Богоявленской церкви в них указаны Василий Васильевич (с 1841 года) и Александр Васильевич (с 1857 года) Кочуровы, дед и отец Иоанна Царскосельского.


Фамилия Кочуровых происходит от названия реки Кочуровка, что впадает в Дон чуть выше по течению у села Вой­еково.


Сам Иван Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В Богоявленском храме он был крещён, получил начальное образование в приходской школе, где учительс­твовал его отец. А в деревянном здании через дорогу находилась государственная школа, где Кочуров-старший преподавал Закон Божий. После окончания Данковского духовного училища Иоанн поступил в Рязанскую семинарию, а затем в Духовную академию Санкт-Петербурга.


Дом семьи Кочуровых с садом и пасекой находился за храмом. В советское время там размещались магазин и пункт приёма стеклотары. Сейчас это руины.



Новые ветры


С приходом в село советской власти начались гонения на церковь. 13 марта 1918 года Данковский исполком создал комиссию для описей монастырей и храмов и приспособления их под нужды нового мира.


Бигильдинцы, исстари привыкшие решать вопросы миром, собрали сход граждан и попросили не закрывать храм. Протокол собрания вела восемнадцатилетняя учительница Любовь Безменова, которую чуть позже арестовали за это, обвинив в контрреволюционной деятельности, и расстреляли 24 сентября 1918 года в Данкове за городским кладбищем вместе с десятью невинными жертвами.


В 1922 году из храма изъяли весь инвентарь, в 1929-м сняли колокола. В 1933 году осудили и сослали в Сибирь священника храма Владимира Лакедомского и псаломщика Михаила Скворцова. В феврале 1938 года местную жительницу, бывшую монахиню Барятинского монастыря Евдокию Ивановну Манаеву, приговорили к расстрелу за то, что собирала деньги на ремонт церкви.


Новая власть решила из храмового кирпича построить здание машинно-тракторной станции, чтобы доходчиво, на примере, доказать «тёмным» бигильдинцам: святое место – пусто. Как рассказывала наша бабушка, комсомолка на тракторе въехала через боковую стену в церковь, разрушив трапезную. Но у строителей нового мира не получилось отделить кирпичи друг от друга – так крепок был раствор. И духовный, кстати, тоже – годы богоборчества не смогли убить веру и память. Через некоторое время у этой трактористки отказали ноги. Старики так и говорили: «Бог наказал».


Позже в колокольню встроили водонапорную башню, а на месте разрушенной трапезной зимой устраивали каток. Ещё в конце шестидесятых годов там проводили районные соревнования по бегу на коньках.


Несмотря на запреты, местные жители сохранили могилы священнослужителей за алтарной частью храма.


Во время сельских похорон процессия с молитвами обходила вокруг церкви, клала поклоны и только затем направлялась на погост.



Возращение


В 90-х годах в Бигильдино приехали гости и установили рядом с храмом памятный крест в честь Иоанна Кочурова. Только тогда земляки узнали о трагической судьбе сына их батюшки.


Окончив духовную семинарию, Иоанн женился на дочери священника Александре Васильевне Чернышовой. Вместе они отправились к месту миссионерского служения молодого батюшки – в Америку, в Чикаго. В Россию вернулись через двенадцать лет с пятью детьми (потом у них родились ещё двое ребятишек). Иоанн Кочуров служил в Екатерининском соборе Царского Села. 31 октября 1917 года большевики на глазах у сына-юнкера зверски расправились с батюшкой за контрреволюционный в их представлении поступок. Отец Иоанн с двумя священниками провёл крестный ход по городу с молениями о прекращении братоубийственной брани. Его закололи штыками, чтобы не тратить пули.


4 ноября (по старому стилю) 1917 года в Екатерининском соборе состоялось отпевание 46-летнего протоиерея-мученика, первого в XX веке из русского духовенства принявшего от безбожников смерть за Христа.


Вскоре после кончины отца Иоанна его младшего сына забрали в детский дом, а матушке Александре Васильевне с остальными детьми оставили маленькую комнату — так она и растила их одна, перебиваясь с хлеба на воду.


После долгих лет забвения в 1994 году Иоанн Кочуров был канонизирован как священномученик.


...А богослужения в бигильдинской церкви возобновились в начале 2000 годов. Постепенно силами прихожан храм возрождался: поменяли кровлю, оштукатурили стены, приобрели церковную утварь. 14 апреля 2012 года впервые за много лет здесь прошла Пасхальная служба и крестный ход. Уповая на Бога нашего и поддержку новомученика Иоанна Царскосельского мы надеемся окончательно восстановить Богоявленский храм и открыть Дом-музей семьи Кочуровых. .



ПАМЯТЬ

Дети врагов народа


Из воспоминаний внучки отца Иоанна Кочурова Людмилы Григорьевны Кочуровой (Кузьминой):


«Мой отец, Григорий Иванович, родился в 1907 году в Америке, в Чикаго. Рано пошёл работать, рано женился, и жили мы в посёлке Коммунар. В 1935 году после убийства Кирова отца и мать арестовали и выслали в Саратов. Нас с сестрой Анной забрала к себе бабушка, Александра Васильевна Кочурова. Помню, что порой к бабушке подходили люди и, становясь на колени, целовали ей руки. Она всегда очень смущалась и просила этого не делать. На мой вопрос, почему они так поступают, оказывая такое почтение, она отвечала, что всё это почтение и любовь они выказывают в память о дедушке...


В 1937 году, когда в Саратове случился взрыв на рынке, всех ленинградцев, сосланных туда по «делу Кирова», отправили в вятские концлагеря. В 1938 году отцу удалось сообщить письмом, что он осуждён «тройкой» на 10 лет и его везут в лагеря, а в 1943 году мы получили бумагу, что он умер от воспаления лёгких в саратовской тюрьме.


Когда я училась в первом классе, пришла в школу № 3, где теперь Дворец творчества юных (бывшая Царскосельская женская гимназия, на углу Соборной площади и Леонтьевской улицы), учительница говорит: «Не здоровайтесь с ней, дети, она – дочь врага народа». А потом полкласса стали «детьми врагов народа» и сама учительница – «враг»...»


Жили дети «врага» очень скудно. Ходили в булочную Филиппова... нюхать булочки, а в Густерина – колбасу. Белого хлеба никогда не видели. Ели луковый суп. Бабушка заменила девочкам и отца, и мать – Ольга Григорьевна мыкалась всё это время по чужим углам в Саратове, в Пушкин ей вернуться не разрешали...


Опубликовано на сайте Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 26 апреля 2018 г.

Погода в Липецке День: +10 C°  Ночь: C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Школа красных военлетов

Владимир Меркурьев
// История

Подводная часть айсберга

Елена Бредис
// Общество

Отстраниться от земного

Александр Хаустов, alekhaus_58@mail.ru
// Общество

Подзарядка красотой

Александра Панина
// Общество

Педагогическая симфония. Самохины

Александр Дементьев
// Общество
Даты
Популярные темы 

#МолПрав48: вчера, сегодня, завтра

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

«Студенческая весна» – на все времена

 Олеся ТИМОХИНА // Общество

Капитан дальнего плавания

 Евгений КОЗЛОВ // Культура

Николай Щеглов: «От попсы давно отошёл»

 Олеся ТИМОХИНА // Образование

Вдох глубокий

Ольга Головина // Здоровье



  Вверх