lpgzt.ru - История Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
7 декабря 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
История 

Липецкая флотилия

07.12.2017 "Липецкая газета". Владимир Ребрик
// История

Ни Липецк, ни другие города нашей области никогда не были портовыми. И большие суда по нашим рекам не ходят. Но если всмотреться в историю, мы обнаружим целую флотилию липецких кораблей.


Памятники кораблям


Обычно пребывание Петра I на нашей земле связывают со строительством железоделательных заводов, открытием минеральных источников. Но можно предположить, что первое посещение царем Липецка случилось раньше. Для второго похода на Азов как раз в районе нынешнего областного центра и в его округе строился почти весь так называемый малый флот — сотни стругов и плотов на верфях по реке Воронеж от Доброго до Белоколодска.


Правитель канцелярии Морского учёного комитета Сергей Елагин в книге «История русского флота. Период Азовский» сообщает: «К судостроительным работам на реке Воронеж были привлечены служилые люди городской службы (стрельцы, казаки, пушкари, дети боярские) и посадские люди из городов Добрый, Данков, Елец, Сокольск, Лебедянь, Усмань... В районе Липецка малых судов построено тысячи стругов и плотов, нужных для переправы к Азову провианта и боеприпасов для 120-тысячного войска, не считая матросов и разных работных людей при войске».


В 2003 году, когда Липецк отмечал своё 300-летие, в сквере у Комсомольского пруда выросла 12-метровая стела, стилизованная под корабль петровской эпохи. Пусть он и будет первым в нашей флотилии.


К нему можно присоединить ростры (носы-тараны трофейных кораблей) в виде морских русалок. Они появились в нашем городе в связи с празднованием другой 300-летней даты. 20 октября 1696 года Петр I на заседании Боярской Думы провозгласил: «Морским судам быть». Это и стало днём основания Российского регулярного военно-морского флота.


Летом 1995 года на освящение храма во имя Георгия Победоносца в поселке Дальнем Добровского района приехал из Москвы известный скульп­тор Вячеслав Клыков. Губернатор Михаил Наролин предложил ему создать для Липецка памятник Петру. И 29 октября 1996-го на площади, которая отныне носит имя этого мореплавателя и плотника, медленно сползло покрывало — взорам липчан предстал энергично шагающий государь император Петр с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке. Овальную колонну постамента украшают российский герб и те самые ростры в виде русалок.


Кстати, 10 июня того же года, в новом районе застройки в восточной части Ссёлок возникла и улица 300-летия флота России. Проходит она от Краеведческой улицы до улицы Братьев Сенявиных. Конечно, это не корабль, но к флоту у нее отношение прямое.


А гораздо раньше макет шхуны, изготовленный липецким художником Владимиром Жуковым, который как матрос-любитель ходил на подобных судах в Крыму в 1893 году, был установлен в Нижнем парке. Было это в 1896 году в честь 200-летия Российского флота. Дальнейшая судьба этой шхуны-памятника неизвестна.


Теплоход «Липецк»


А теперь перейдем от памятников к настоящим кораблям. 28 сентября 1979 года в нашей газете был опубликован очерк Е. Александрова «Теплоход «Липецк». Автор тогда еще в Ленинградском морском торговом порту наблюдал, как туда вошло большое судно «Липецк», завершившее рейс из Владивостока.


«…Пока шла разгрузка теплохода, — сообщает корреспондент, — мы заглянули в кают-компанию. В салоне — кондиционированный воздух, светло и чисто. На стенах — почётные грамоты, вымпелы и фотографии. Здесь же разместился судовой музей, посвящённый городу Липецку. Фотоснимки, вырезки из газет, путеводители рассказывают об истории города, трудовых и культурных традициях».


А дальше сообщалось, что случилось с «Липецком» во вьетнамском порту Хайфон, куда судно прибыло с партией мирного груза. С утра погода была ясная. Но к полудню получили штормовое предупреждение. Корабль на ближайшей реке бросил якорь. Вдруг в наступающих сумерках помощник капитана Герман Кондратьев увидел на высоких волнах перевёрнутую джонку. В воде барахтались четыре человека. Незамедлительно был спущен мотобот под командованием старшего помощника капитана Юрия Золотарева. Наши профессионально спасли вьетнамских рыбаков. Власти Хайфона и общественность выразили команде теплохода «Липецк» сердечную благодарность.


В конце очерка говорится: «Больше двенадцати лет бороздит моря и океаны советский сухогруз «Липецк»… Почти столько же лет стоит на капитанском мостике Борис Георгиевич Рудаков. Он сумел воспитать и сплотить дружный и слаженный коллектив моряков, беззаветно влюбленных в свою нелегкую и подчас опасную профессию. За все эти годы теплоход перевез около трех миллионов тонн самых разнообразных грузов, прошел без капитального ремонта сотни тысяч километров морских путей».


Почему-то автор очерка называет его сухогрузом, хотя служивший на нем Владимир Венецкий утверждает, что это танкер, приписанный к порту Новороссийск.


В 2008 году танкер, прослуживший более тридцати лет, выработал свой ресурс. Обычно судно уже после 15-20 лет работы списывается с баланса флота. «Липецк» продержался вдвое дольше.


Под Андреевским флагом


Однако сухогруз в нашей условной флотилии есть. И до сих пор возит грузы по Волге. А называется он «Елец». Построен в 1959 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (сейчас — Нижний Новгород). Приписан был к Москве, сейчас порт его приписки, так сказать, «малая родина» — Нижний Новгород.


Два слова о буксире «Задонск». Он толкает корабли по Дунаю. Построили его в октябре 1980 года в Будапеште, принадлежит он Украинскому дунайскому пароходству. Более полной информации о нем я не нашел. Не в пример судну, присоединившемуся к нашей флотилии в 2000 году. Его история даже использована в фильме Владимира Хотиненко «72 метра». Запал в память такой эпизод ленты: после развала СССР и раздела Черноморского флота экипаж подводной лодки «Славянка», отказавшись принять присягу Украине, был переведен на Северный флот. Естественно, на Украине показ картины запретили. Но то кино. А как было на самом деле?


Дизель-электрическая подводная лодка Б-177 была заложена на том же «Красном Сормово», переведена на достроечную базу в Севастополе и спущена на воду в июле 1991 года. А 31 декабря на подлодке был поднят Андреевский флаг — впервые в ВМФ СССР. То была демонстрация, что лодка принадлежит России, а не объявившей о своей независимости Украине. Этот день стал годовым праздником корабля. 17 января 1992 года экипаж отказался принять украинскую присягу и снова поднял Андреевский флаг — за полгода до того, как в День ВМФ этот стяг стал развеваться на всех российских кораблях.


В начале февраля субмарина начала переход на базу Северного флота. Не обошлось без приключений. 24 февраля в 90 милях от Лиссабона Б-177 приняла сигнал SOS с французской парусной яхты «Вибель», где находились три человека. Один из них нуждался в срочной врачебной помощи. Наши не оставили французов в беде. Корабельный врач перешел на яхту вместе с офицером, хорошо владевшим английским языком, осмотрел больного и принял решение о госпитализации. Француза доставили в клинику на вертолете береговой охраны Португалии.


Капитан яхты снял произошедшее на видео. И через два дня с французского патрульного самолета на подводную лодку передали: «Вы стали звездой нашего телевидения». Действительно, французские тележурналисты оперативно сделали отличный репортаж с Б-177 в главной роли.


Переход в город Полярный Мурманской области подлодка завершила 13 марта. А дальше начались ее нелегкие будни. С 4 февраля по 26 марта 1993 года — на боевой службе. 2 ноября 1994 года обнаружила иностранную атомную подводную лодку в полигоне боевой подготовки Северного флота. С 10 декабря 1994 года по 28 января 1995 года — на боевой службе в Норвежском море, семь подтвержденных обнаружений иностранных подводных лодок. В 1997 году экипаж Б-177 участвовал в испытаниях подводной лодки Б-466 для ВМС Китая.


В декабре 2000 года случилось знаменательное событие: было подписано соглашение о шефских связях Б-177 и нашего города, а лодка получила название «Липецк». По словам одного из тогдашних руководителей областного центра, «Липецк» — свое­образный бренд нашего города на Северном флоте. А для липчан оказание морякам поддержки и помощи — дело чести.


Боевая вахта продолжается


По итогам 2003 года наша лодка завоевала приз Главного командования ВМФ России. После ремонта в 2010-м она участвовала в съемках сериала о подводниках «Робинзон». Тогда же из Липецка был отправлен грузовик с 2,5 тонны новогодних подарков экипажу. Далее субмарину перевели на Балтику для испытания подводных лодок, построенных для Вьетнама.


О субмарине, носящей имя нашего города, можно написать еще очень многое. Например, о ее победе на Всеармейском этапе конкурса профессионального мастерства «Кубок моря- 2016». Экипаж тогда стал первым в номинации «Лучший корабельный боевой расчет подводной лодки по постановке минных заграждений». А его командир Андрей Ковалев признан «Лучшим командиром неатомной подводной лодки».


Имени героев-земляков


Нельзя не вспомнить и о кораблях, носящих имена героев — наших земляков. Первое судно уже бороздит моря, второе — строится. Так уж совпало, что оба героя — ельчане.


Гвардии подполковник Сергей Пятницких, командир парашютно-десантного батальона, удостоен звания Героя Российской Федерации посмертно. В январе 1995 года он руководил захватом административного здания вблизи Дома правительства в Грозном. Пятницких лично возглавил атаку и, несмотря на ранение, остался в строю. Погиб от пули снайпера. Похоронен в Ельце.


А ветеран Великой Отечественной старшина 2-й статьи Георгий Курбатов был командиром отделения мотористов торпедного катера «ТК-13». С 1939-го служил на флоте. Воевал на катерах «малый охотник», с 1942-го — на торпедных катерах. Принимал участие в потоплении восьми кораблей противника, в 20 высадках разведывательно-диверсионных групп. При прорыве катера с десантом в ночь на 13 октября 1944 года в порт Лиинахамари (Мурманская область) был тяжело ранен в обе руки, но не покинул боевого поста. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. После выздоровления Курбатов сражался до Победы. Демобилизовавшись, жил и работал в родном Ельце.


А теперь — о кораблях, на борту которых — имена этих людей. В 2011 году на смену списанному танкеру «Липецк» со стапелей Самарского судостроительного завода был спущен нефтеналивной танкер «Герой России Пятницких».


В мае 2015-го танкер неожиданно попал в сводки новостей. Это случилось ранним утром 8 мая. «Герой России Пятницких» находился в пяти километрах от турецкого берега. С корабля спустили шлюпку и спасли 27-летнего уроженца Дамаска Самира Крекера Махмуда. Он пытался на двух баскетбольных мячах, как на поплавках, преодолеть вплавь Эгейское море и попасть в Европу, но не рассчитал силы. В Турции, куда моряки хотели отправить сирийца, его не приняли. Танкер доставил нелегала в порт Ростова-на-Дону. Оттуда беженца отправили на родину.


Ну а строящийся тральщик «Георгий Курбатов», который войдет в состав нашей флотилии в 2019 году, — воистину уникальное судно, второе из четверки кораблей противоминной обороны нового проекта 12700. Вот что писала об этом газета «ВПК (Военно-промышленный курьер)» летом этого года: «Корабли проекта 12700 предназначены для противоминной защиты морских баз, прибрежных морских территорий, обнаружения и уничтожения мин всех типов, обеспечения противоминной защиты кораблей на переходе морем, защиты собственной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых на шельфе, для противоминной разведки и постановки минных заграждений.


Тральщики проекта 12700 имеют самый большой в мире корпус из стеклопластика. Его преимуществом является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы корпуса из монолитного стеклопластика больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, при этом масса значительно меньше.


Водоизмещение корабля проекта 12700 составляет 890 тонн, длина — 61 метр, ширина — 10 метров, скорость хода при полном водоизмещении — 16 узлов, экипаж — более 40 человек».


«Не только на обложках книг...»


И коротко об еще одном корабле, имеющем отношение к нашему краю. Назван он в честь Народного художника РСФСР, Народного художника СССР Николая Жукова. Замечательный график родился в Москве, но детство его прошло на елецкой земле. В 1972 году Жуков был удостоен звания «Почетный гражданин города Елец». В древнем городе есть Дом-музей Жукова. Девять лет назад там появился памятник художнику. А тридцатью годами ранее именем Жукова был назван океанский танкер Владивостокского пароходства, который до сих пор бороздит мировой океан.


Я рассказал о торговых и военных кораблях «липецкой флотилии». Но в ней имеются и пассажирские суда. Они названы в честь выдающихся писателей Лермонтова, Бунина, Пришвина, чьи судьбы тесно переплетены с липецким краем.


* * *


Мои заметки при всем обилии информации отнюдь не полны. Так что, надеюсь, и у меня, и у вас, читатели, еще будет повод вернуться к этой теме.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 15 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Инвестиции в хорошее настроение

Кирилл Васильев, фото автора
// Общество

Георгиевская гвардия

Юлия Мирошниченко
// Образование

Новоселья на потоке

Николай Рощупкин
// Общество

Островок надежды

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество



  Вверх