lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 декабря 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Экономика 

ОСАГО: остерегайтесь мошенников

04.12.2017 "ЛГ:итоги недели". Светлана Николаева
// Экономика

С 1 января 2018 года существенно – с пяти рабочих дней до четырнадцати календарных – увеличивается «период охлаждения» при продаже полисов ОСАГО – срок в течение которого страхователь может расторгнуть договор


Сфера ОСАГО богата на резонансные события и всевозможные нововведения. С начала 2017 года Центральный Банк ввёл обязательный порядок продаж электронных полисов ОСАГО (е-ОСАГО). В апреле вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения над денежными выплатами. С 1 октября договоры ОСАГО оформляются на бланках нового образца – более защищённых, нежели прежние. И, наконец, с 1 января 2018 года существенно – с 5 рабочих дней до 14 календарных – увеличивается так называемый «период охлаждения».


О том, что происходит на рынке ОСАГО, о взаимоотношениях страховых компаний и автовладельцев мы беседуем с исполняющим обязанности управляющего Отделением по Липецкой области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Татьяной Божко.



– Татьяна Александровна, известно, что за десять месяцев этого года страховщики продали почти шесть миллионов электронных полисов ОСАГО – в разы больше, чем в предшествующие полтора года. Динамика впечатляющая. Это следствие введения обязательного порядка продаж электронных полисов?


– Разумеется. С 1 января 2017 года все страховые компании, продающие полисы ОСАГО, обязаны обеспечивать непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов и – по желанию клиента – заключать договоры в электронном виде. Электронное ОСАГО введено для защиты от недобросовестных посредников (так называемых уличных брокеров) и для удобства клиентов – чтобы автовладелец мог оформить полис не выходя из дома. Соблюдение страховщиками требований по бесперебойным продажам электронных полисов осуществляет Банк России. Сейчас в день продаётся по несколько десятков тысяч е-полисов, а общее их число уже превысило шесть миллионов.


Конечно, есть и проблемы. Некоторые автовладельцы недостаточно хорошо владеют компьютером, другие не хотят тратить время на оформление полиса и связанное с ним сканирование различных документов, третьи сталкиваются с проблемами загрузки данных на сайте, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные. А бывает и так, что автовладелец получает необоснованный отказ в продаже такой страховки или перенаправление на сайт замещающего страховщика. Именно с этим связан довольно высокий процент недовольных ситуацией с оформлением е-ОСАГО.


И у первых, и у вторых, и у третьих есть два пути – либо пойти проторенной дорожкой в офис страховой компании и оформить полис по старинке, либо обратиться к «помощникам», настойчиво предлагающим свои посреднические услуги на другом сайте. В первом варианте, разумеется, нет ничего плохого, но второй чреват серьёзными неприятностями.



– Чем именно рискуют автовладельцы, которые обращаются к посредникам?


– Недавно появилась такая информация: до десяти процентов проданных в этом году электронных полисов ОСАГО могут содержать недостоверные данные. Электронные продажи повысили доступность этого вида страхования, но как только они стали массовыми, ими заинтересовались мошенники. Недавно Банк России выявил новый вид мошенничества.


Схема на редкость проста, но работает исправно. Мошенники намеренно подают страховщикам недостоверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса. Например, завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. Чаще всего уменьшают территориальный коэффициент (например, регионом проживания вместо Москвы, где коэффициент к цене полиса 2, указывают Крым или Чечню, где коэффициент 0,6). На свой электронный адрес они получают от страховой компании полис, меняют его с помощью графического редактора и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене. При этом клиент не подозревает, что его данные указаны неверно.


У страхователя с таким полисом могут возникнуть проблемы при наступлении страхового случая, когда будет обнаружено несоответствие данных, внесённых при оформлении ОСАГО. В случае аварии, если виновником окажется покупатель такого полиса, выплаты пострадавшим он вынужден будет делать самостоятельно, ведь его полис недействителен.



– Вы сказали: Банк России выявил этот вид мошенничества. А что мегарегулятор предпринимает для пресечения деятельности злоумышленников?


– Банк России совместно с представителями страхового сообщества разрабатывает комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений. Среди возможных средств борьбы с ними – создание единой базы ГИБДД, имеющей объединённый интерфейс с базой РСА. Если это будет сделано, то при оформлении полиса е-ОСАГО запрос подтверждения данных об автомобиле автоматически уйдёт в базу ГИБДД. Ещё одно предложение – разрешить страховой компании расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями, в частности с недостоверными данными. Для справки: в настоящее время страховщик не имеет права отказать в заключение договора в момент продажи электронного полиса (в отличие от бумажного), только через суд.


Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) утвердил форму ежеквартальной отчётности по мошенничеству, которую страховые компании обязаны сдавать. Впервые такой документ страховщикам придётся сдать за III квартал 2017 года – уже к 1 декабря. Отчётность по мошенничеству представляет собой информацию о частоте обращений страховщиков в полицию, о количестве возбуждённых уголовных дел, отказах в возбуждении, а также о количестве дел, находящихся на рассмотрении. Сюда же войдут сведения о фальсификации документов страхователями. Отчётность страховщиков о мошенничестве будет направляться в ЦБ РФ, Минфин и правоохранительные органы. Эти данные станут основой для создания внутренних базовых стандартов борьбы с мошенничеством.



– А как автовладельцам уберечься от таких мошенников?


– Что касается автовладельцев, то, во-первых, напомню всем, что посредничество в электронном ОСАГО запрещено. Если страхователь всё же обратился к посредникам и купил полис у них, ему обязательно следует самостоятельно проверить приобретённый документ по базе Российского союза автостраховщиков (на сайте РСА) на предмет подлинности и соответствия действительности указанных в нём данных. Если в ходе такой проверки будут обнаружены признаки мошенничества со стороны посредников (либо страховщика), необходимо сразу обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Кроме того, надо представить все платёжные документы, подтверждающие, что полис приобретён у конкретного лица.


– А ведь есть ещё и фишинговые сайты-клоны…


– Фишинг – один из распространённых видов мошенничества в сфере ОСАГО: аферисты создают сайты-клоны ресурсов крупных страховых компаний, которые обычно имеют очень схожий дизайн с оригиналом, могут предоставлять возможность оформить полис онлайн и оплатить его прямо на этом электронном ресурсе. Даже название страницы похоже на подлинный сайт страховщика – но лишь внешне… Желающие купить полис заходят на сайт, заполняют анкету, оплачивают «покупку» – и в лучшем случае получают очевидную подделку.


Напомню: такие же ресурсы есть и в сфере микрофинансовых организаций. Банк России уже рассылал по страховщикам и МФО письма с просьбой информировать регулятора об обнаружении мошеннических сайтов.


Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы. Чтобы узнать правильный адрес сайта страховщика, нужно использовать список на сайте РСА (www.autoins.ru) в разделе «Электронный полис ОСАГО». Рекомендуем внимательно проверять соответствие адреса официальному сайту страховой компании, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта. Одним из признаков сайта-клона может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков. Если вы всё-таки стали жертвой обмана, следует обратиться в правоохранительные органы.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 15 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +4 C°  Ночь: +4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Инвестиции в хорошее настроение

Кирилл Васильев, фото автора
// Общество

Георгиевская гвардия

Юлия Мирошниченко
// Образование

Новоселья на потоке

Николай Рощупкин
// Общество

Островок надежды

Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru
// Здоровье
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество



  Вверх