lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 ноября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Не хочу учиться

16.11.2017 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Образование

Сегодня трудно найти родителей, которые бы не переживали накануне того, как их ребенку предстоит пойти в школу. Эти переживания начинаются и за год, и за два до этого. Мы сетуем на то, что наши дети перегружены, но мы же сами начинаем чуть ли не с трех лет учить их читать, считать и писать. А потом хвастаемся перед знакомыми успехами своих малолетних чад. Каким же должно быть поведение родителей? Наша беседа с психологом Екатериной Антоновой.


Раньше — не лучше


— Увы, ко мне сегодня все чаще обращаются с запросом: «Что делать? Мой ребенок не хочет ходить в школу. Он говорит, что ему там скучно, неинтересно, и вообще он не видит смысла». И что важно, эти запросы могут относиться как к детям начальной школы, так и к старшеклассникам.


— Давайте начнем все-таки с первоклашек.


— Во-первых, ребенок может быть психологически не готов к школе. Он может уметь читать, писать, считать, но в разных развивающих кружках это преподносилось все-таки как игра. А в школе это обязательства, ответственность, это необходимость соответствовать какому-то уровню. Он может быть банально не готов чинно просидеть за партой тридцать минут и не терять концентрации внимания, да и вообще пробыть в школе целый день. А еще может сыграть злую шутку тот факт, когда ребенок переподготовлен и уже все умеет. Там крючки учатся писать, а он уже шпарит буквами. Вначале все будет легко и весело, потом может стать скучно, но когда появится новый материал, возникнет проблема, — он отвык трудиться. И ему расхочется ходить в школу, которая вдруг стала требовать напряжения усилий. Поэтому родителям очень важно не переусердствовать вот с этим ранним дошкольным развитием. Совершенно нормальная ситуация, когда ребенок не умеет читать или писать, идя в первый класс. Но главная проблема первоклашек — это все-таки психологическая неготовность. Ребенок не может столько времени не играть, а в школу брать игрушки нельзя. Он не умеет самостоятельно налаживать отношения с одноклассниками, потому что раньше за него это делал воспитатель, вовлекая всех в общую игру. Поэтому я против слишком раннего отдавания детей в школу.


— А если такое все-таки произошло?


— Набраться терпения и переждать, со временем ребенок втянется. Делать с ним вместе уроки, проявлять максимум внимания к школьной жизни. Повторяю, слишком часто ребенок физически и интеллектуально готов к учебе, а психологически — нет. И будьте готовы к тому, что сопротивление возникает почти у каждого. Еще вчера он целыми днями играл — и в садике, и дома, а уже сегодня от него чего-то требуют.


Не ругайте «почемучек»


— Я бы хотела сделать такой поворот в разговоре. Существует любознательность, то есть любовь к знаниям. У детей это выражается в бесконечных «почему», «зачем», «а как». Но современные родители предпочитают сунуть ребенку в руки планшет или сотовый с игрушками — это же проще, чем отвечать на вопросы.


— Да, в основе любого нашего стремления лежит инстинкт. В основе любо­знательности — инстинкт исследования. Эта потребность природная, даже физиологичная. Но что происходит в последнее время? Этот инстинкт блокируется. Исследовать окружающий мир становится все неинтереснее и неинтереснее. В чем опасность компьютерной игры? В том, что она не заставляет продуцировать фантазию. Она предлагает уже свою, готовую. И заметьте, в виртуальном мире все куда ярче и интереснее. И постепенно интерес к реальному окружающему миру угасает. Вообще ребенок может один раз в неделю в воскресенье один час поиграть в компьютер. Все остальное время — это познание, это живое общение с родителями, ровесниками. Но беда в том, что взрослому зачастую не хочется заново начинать вместе с ребенком исследовать окружающий мир, он ведь когда-то это уже сделал. Если двухлетний малыш впервые покормил птичку и пришел от этого в восторг, он может повторять это бесконечно. Задача взрослого — наблюдать, находиться рядом, как-то комментировать процесс, а не отмахиваться от него. Ребенок может двадцать раз играть в одну и ту же игру, чтобы до конца ее исследовать. А взрослому кажется, что это пустое времяпрепровождение, и он процесс обрывает. Все, у ребенка этот паттерн не закрепился.


— От взрослых часто можно услышать: «Замолчи, ты меня уже достал своими вопросами!»


— Да, и ребенок учится не задавать вопросы. А потом он приходит в школу, и происходит то же самое: он не считает возможным задать вопрос учителю. А потом к этому присоединяется еще и чувство стыда. И постепенно угасает интерес к исследованию. И тогда школу он начинает воспринимать как нечто ужасное, занудное, скучное. Тот, кому неинтересно решить задачу, тот и не будет ее решать. Кому неинтересно узнать историю, тот не станет искать дополнительный материал при подготовке к уроку. Ребенок, у которого родители отбили желание задавать вопросы, через пару лет в школе почувствует себя полным неудачником. А к пятому классу у него вообще исчезнет всякая мотивация к учебе. И тогда он ищет примеры, которые бы его вдохновляли: какого-нибудь «дядю Сережу», который бросил школу, а теперь отлично зарабатывает сантехником, или «дядю Васю», который не учится, не работает, а весь день играет с друзьями в домино. А что дальше такой ребенок будет делать с собственной жизнью? У него ведь нет ни фантазий, ни устремлений, он не привык затрачивать усилия на достижение цели. Круг общения такого ребенка сужается, он ищет в классе подобных себе. А поскольку им всем скучно, то они неизбежно начнут нарушать дисциплину. Ну а дальше уже пусть родители ждут последствий своего равнодушия.


Бунт на корабле


— Но бывает и другая история. Когда ребенок благополучно учится безо всяких проблем, а к старшим классам забрасывает все учебники и заявляет: «Мне все это надоело, и вообще мне это не надо!» Это самый разгар пубертатного периода, когда полным ходом идет взросление, когда появляется собственное мнение. Такую ситуацию могут спровоцировать какие-то неудачи в социуме. Например, учился-учился, но остался без компании. Или отвергла понравившаяся девочка, которая не симпатизирует «ботанам». Причин может быть много. Может произойти настоящий кризис, когда будет заброшена учеба, проявится девиантное поведение. Ведь это уже взрослые люди, у них и проблемы серьезнее, и переживания. У них все острее, чем даже у взрослых. Недаром большое количество суицидов приходится именно на этот возраст. Так что отмахиваться от этих проблем более чем безответственно. И здесь очень важна работа родителей в виде поддержки, в виде выстраивания четкого направления. Чтобы не дать ребенку вот туда скатиться, чтобы не дать ему разувериться в себе и собственных силах, в своем собственном «я». Тут родители должны занять достаточно жесткую позицию с ограничениями и требованиями. Да, это будет вызывать протесты и возмущение, но в итоге все равно пойдет на пользу, поскольку не даст соскользнуть вниз. Конечно, это требует огромного терпения, но оно того стоит.


— А если ребенок в девятом классе вдруг решает не получать высшее образование и уйти из школы?


— А кто сказал, что у нас все должны быть учеными, врачами, инженерами? Может, этот ребенок сознательно решил ограничиться рабочей специальностью или стать поваром. Может, он добьется высокой квалификации, будет хорошо зарабатывать, купит заветную иномарку, обзаведется семьей. Кто сказал, что он должен мечтать о чем-то большем? Главное, чтобы он был счастлив. И тут родительские амбиции могут очень напортить. Надо помнить, что хорошим человеком можно быть независимо от наличия образования.


Вы об этом спрашивали


Из почты этих дней. На вопросы читателей «ЛГ» отвечает психолог Екатерина Антонова.


«Моему ребенку скоро шесть, и он очень трудно просыпается утром в садик. Что делать, когда он пойдет в школу?» Мария Антонюк, г. Липецк.


— Во-первых, я бы дала ему окрепнуть физически и не спешила со школой. Важно, насколько спокойно и вовремя засыпает малыш. Нежелание просыпаться может быть формой протеста против садика или проявлением нехватки контакта с мамой. Попробуйте обнимать и целовать его во время пробуждения.



«Моему сыну всего девять, а он уже подсел на компьютерные игры. Ничего не могу сделать, от планшета просто не оторвать!» Маргарита Игнатенко, г. Липецк.


— Сразу вопрос: а не слишком ли рано вы подарили ему планшет? Какая в этом была необходимость? Я не знаю ситуации в вашей семье, но гораздо лучше было бы подарить мальчику щенка. Это и чувство ответственности развивает, и любовь ко всему живому. Даже если вы растите мальчика без мужа, то все равно могли бы вместе с ним начать заниматься шахматами, а если здоровье позволяет — то и бадминтоном, а зимой ходить на каток. Если же дома есть отец, то посоветуйте ему в свободное время пойти с сыном на рыбалку или в лес на лыжах. Пусть больше с ним говорит и мечтает о таких походах. Поверьте, планшет быстро отойдет на второй план.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 16 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Зимой зоопарк спит? А вот и нет!

Ольга Геннадьевна КРИВОШЕЕВА, заведующая просветительским отделом Липецкого зоопарка.
// Общество

Чиполлино с волшебной палочкой

Алёна КАШУРА
// Культура

Однажды В Сан-Марино

Алёна КАШУРА
// Общество

Узнать. Исследовать. Рассказать

Алёна КАШУРА
// Общество
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Поговори со мною сердцем

 Елена МЕЩЕРЯКОВА // Общество

Шторы мастера боятся

Юлия СКОПИЧ // Общество

Конь на F3

Олеся ТИМОХИНА   // Общество

Кадровые проблемы областного футбола

Геннадий Мальцев // Спорт

Вот так «Попала»!

 Сергей БАННЫХ // Культура



  Вверх