lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
11 сентября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Верность принципам человека Возрождения (ФОТО)

11.09.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Дмитрия Нечаева

Первая за 17 лет персональная выставка неординарного художника Григория Дервиза открылась в Липецке в галерее Назарова


ФОТО


Сложно поверить, но это факт: работы Заслуженного художника России Григория Георгиевича Дервиза в России не выставлялись с начала нынешнего века. А ведь он не просто хорошо знаком всем знатокам отечественного искусства. С конца пятидесятых годов Дервиз – участник многих выставок, в том числе и в Германии, Венгрии, Румынии. Он автор более тридцати крупных произведений монументально-декоративного искусства в архитектуре общественных зданий в Москве, Ташкенте, Софии, Катманду. Работы Григория Дервиза находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.


С одной стороны удивительно, что такую несправедливость устранили не в столице, а в Липецке, в галерее Назарова. А с другой – наша земля художнику не чужая. Здесь, в Лебедяни, 31 января 1826 года родился один из крупнейших русских предпринимателей и меценатов, известный как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи, Действительный статский советник, миллионщик Павел Григорьевич фон Дервиз. В той же самой галерее совсем недавно проходила выставка первой жены Григория Георгиевича Ирины Лавровой. И вот теперь в её стенах сам Георгий Дервиз.


«Творчество Григория Дервиза для меня – прежде всего он сам. Очень скромный, очень глубокий, со своей внутренней напряжённой жизнью, далеко не во всём совпадающей с тревожными стремительными ритмами сегодняшнего дня. Мир русской истории, русской интеллигенции начала ХХ века – не воспоминания, у Гриши их не могло быть, а зов крови, чувство своего рода… Зов природы – опять-таки не воспоминания о пребывании «на природе», а кровная связь с ней, со зверями, выращенными, выкормленными в зоопарке, спасёнными от браконьеров в лесу. Киплинговское «Мы с тобой одной крови, ты и я». Зов того удивительного круга интеллигенции, к которому и ему, и мне посчастливилось быть причастными по рождению, который был «наш» с самого раннего детства, а теперь ушёл куда-то «за край», но ощущается очень близко, влияет на нас, поддерживает, помогает, требует оставаться порядочными, верными тому, чему учили нас они, наши родители, учителя», – так писала о художнике и его пути доктор искусствоведения Мария Чегодаева.


«Мне выпало жить в достаточно динамичное время, время великого общественного эксперимента и крутого социального перелома. Время жестокое и трагическое. Меня Большой террор коснулся, так сказать, косвенно, но этого было достаточно, чтобы я всё понял и знал, но опять-таки (парадокс!) свято верил в декларируемые идеалы справедливости. Это время меня сформировало как человека и художника. Но в неменьшей степени на этот процесс повлияло время жизни моих родителей, которые вложили в меня свои этические и эстетические нормы, продиктованные традициями их семей. Вот по­этому я и думаю, что главная наша роль – не «разрушать весь мир до основания», не гнаться за всеми соблазнами современной жизни, а связать наше искусство с культурой и искусством конца XIX века». Эти слова, сказанные художником, вполне могут считаться принципами Дервиза.


– Некоторые работы, представленные в залах галереи, – рисунки карандашом, сделанные в походных условиях, в экспедиции, – рассказывает куратор выставок, искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева. – Этот человек с детства был необычайно пытлив, разносторонне одарён. Одновременно с художественной школой Григорий Дервиз посещал кружок юного натуралиста при Московском зоопарке, где изучал животных и ухаживал за ними. В период каникул он всегда уходил в экспедиции: геологические, археологические, антропологические, природоохранные. И, став взрослым, от этого не отказался. Он везде успевал, всем интересовался. При этом сам говорил, что, возможно, достиг бы в искусстве большего, если бы не уступал лыжню всем, кто его об этом просил. Но у него была своя дорога.


– Для меня Григорий Дервиз – человек Возрождения, – считает искусствовед Андрей Рюрикович Ломоносов. – Когда смотришь на работы художника, понимаешь, что его профессиональная культура способна сплавить точное знание о мире и эстетические представления о красоте и гармонии. За его творческой индивидуальностью стоит такая богатая культурная традиция, такое внутреннее достоинство, которое исключает любое проявление нарочитости, чрезмерность. Здесь нет стремления продемонстрировать форму ради формы, нет эстетического шантажа, провокации, к чему так привыкла современная публика.


А вот что есть в работах Григория Дервиза, что так впечатляет даже его коллег по художественному цеху – это нужно увидеть и пережить самому. До 24 сентября двери галереи Назарова открыты каждому гостю.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 26 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +12 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Право иметь права

Елена Таравкова
// Общество

По законам детективного жанра

Сергей Кибальниченко
// Общество

Праздник в дворянском саду

Александр Дементьев, фото автора
// Общество
Даты
Популярные темы 

Золотые руки плюс светлые головы

Владимир Петров, petrof2332@yandeх.ru // Экономика

Проверено на практике

Галина Светлова // Власть

Пятый век обители

// Общество

Яблоки дохода (ФОТО)

Мария Завалипина // Общество



  Вверх