lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 сентября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Экономика 

Миллиарды для диктатуры экономики (ФОТО)

04.09.2017 "ЛГ:итоги недели". Виктор Страхов
// Экономика
Фото Анатолия Евстропова

Промышленный Елец, долго и болезненно переживавший шоковые экономические реформы, недавно стал объектом самого пристального внимания журналистов


В рамках пресс-тура, организованного управлением по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, представители ведущих СМИ региона побывали сразу на нескольких елецких предприятиях. Но прежде их принял глава города Сергей Панов. Он достаточно оптимистично оценил последние экономические новости Ельца. И главная из них – в первом полугодии 2017-го промышленное производство в городе выросло сразу на девять процентов, что вдвое превышает средний рост по области (104 процента к уровню первых шести месяцев прошлого года). Сделав особый акцент на импортозамещении, некоторые елецкие предприятия начали выпуск продукции, прежде у нас не производившейся. Растут поставки инновационных наукоёмких товаров. Активизируется инвестиционная политика. За последние несколько лет в развитие елецких предприятий вложено около десяти миллиардов рублей.


А вот насколько эффективно они работают? Чтобы выяснить это, журналисты отправились на своеобразную промышленную экскурсию. Ну а первой остановкой на достаточно протяжённом маршруте стал Елецкий электромеханический завод. Теперь уже бывший. Что, впрочем, нисколько не мешает предприятию производить весьма востребованное железнодорожное оборудование, а работникам получать одну из самых высоких зарплат в городе. О росте благосостояния персонала весьма недвусмысленно свидетельствовал внушительный частный автопарк, выстроившийся у проходной предприятия.


Ноу-хау от «Бомбардье»


Министерство путей сообщения, ведавшее железными дорогами в Советском Союзе, всегда было своеобразным государством в государстве. А потому поначалу казалось, что перестройка, затеянная в стране во второй половине восьмидесятых, структур МПС не коснётся. Однако реальность, как это часто случается, опровергла ожидания. В частности, крушение СССР привело к тому, что львиная доля высокотехнологичных заводов, производивших электротехническое оборудование для железных дорог, включая системы управления движением поездов и обеспечения безопасности перевозок, оказалась в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Ну а на территории России осталось всего лишь шесть предприятий из 28. Только пятая часть. Кроме того, рухнула отраслевая наука. Многочисленные московские и санкт-петербургские научно-исследовательские институты, работавшие на железную дорогу, были закрыты.


ФОТО


Потребители между тем нуждались в электротехническом оборудовании. И, конечно, его требовалось больше, чем прежде, поскольку то, что выпускалось в СССР, к началу девяностых основательно устарело. А главное – нужна была не просто новая и современная, а более надёжная, долговечная и экономичная техника. Сконструировать и изготовить её в одиночку было очень трудно. И тогда предприятия задумались об умножении усилий. Под эгидой Российских железных дорог появилось объединение электротехнических заводов ЭЛТЕЗА. Ну а некоторые фирмы пошли ещё дальше, соединив активы. Понятно, что первую скрипку в такой кооперации играли более мощные компании. Так, Елецкий электромеханический завод стал промышленной площадкой столичного Лосиноостровского электротехнического завода.


Что дала интеграция? Отвечая на вопрос журналистов, руководитель елецкого производственного комплекса Василий Саввин особо подчеркнул, что филиал в последние годы не просто увеличил выпуск продукции, но и резко повысил её качество. Сегодня значительная часть оборудования, поставляе­мого партнёрам, – так называемые инновации. Разработаны инструменты для тестирования и ремонта различных электронных устройств. Началось производство новых дроссель-трансформаторов и других приборов, которые отправляются в самые разные уголки страны – от Калининграда до Дальнего Востока и государств СНГ. Кроме того, развивается сотрудничество с метрополитенами. В частности, некоторые приборы, выпускаемые альянсом, уже прошли испытания в петербургском метро. На очереди – Москва и, возможно, контракты на поставку оборудования с другими городами, оснащёнными подземным транспортом.


Иными словами, перспективы у Лосиноостровского электротехнического завода вообще и его елецкого производственного комплекса в частности довольно прочные. И это хорошо понимают многие ельчане. Во всяком случае, людей, желающих уйти с завода, нет. Нет проблем и с пополнением. На предприятие приходят как квалифицированные рабочие, так и опытные инженеры. Бывший электромеханический с удовольствием работает и с выпускниками вузов.


– Большинство студентов-технарей Елецкого университета получает прекрасное базовое образование, ну а адаптировать знания к требованиям конкретного производства – это уже дело техники, – убеждён Саввин.


По его словам, за последние 5-6 лет на завод пришло несколько молодых специалистов без стажа и опыта, но ни одной осечки не было. Ни в подборе кадров, ни в организации производства. Предприятие, основанное в далёком 1937 году по приказу хорошо известного некогда наркома Лазаря Кагановича, и сегодня работает как отлаженный часовой механизм.


– А иначе и быть не может, – популярно объясняют руководители Елецкой промплощадки. – Железная дорога всегда была территорией стабильности. При этом она остаётся одной из немногих отраслей российской экономики, ориентирующейся исключительно на отечественное оборудование и компоненты.


Но, конечно же, такие ориентиры ни в коей мере не исключают и широкое использование мирового опыта. Не случайно среди акционеров объединения «ЭЛТЕЗА» не только РЖД, но и транснациональный концерн «Бомбардье», располагающий ноу-хау в самых разных сферах промышленного производства. И в том числе в разработке современных высокоскоростных поездов и систем управления движением. Естественно, что лучшие технологии сегодня на вооружении и у елецких электромехаников.



Энергия возрождения


Можно сказать, что ноу-хау – основа возрождения и развития многих елецких предприятий. И вряд ли этому стоит удивляться, если учесть, что подавляющее их большинство задумывалось как точные, в какой-то мере даже опытные производства. Основной целью таких заводов было и остаётся постоянное обновление продукции, внедрение новейших результатов исследований и, как следствие, техническое и технологическое лидерство.


ОАО «Энергия», бывшее в своё время Елецким элементным заводом, в 60–70-х годах вполне соответствовало своему назначению и выпускало надёжные, долговечные, не уступающие зарубежным образцам источники тока. Перестроечные годы освободили экономику от тоталитарного гнёта, предоставили производителям полную свободу, и тогда даже «свежекупленных» батареек стало хватать не более чем на 20 минут непрерывной работы. Так, увы, было. Как говорится, испытано на себе. А что же сегодня?


– К счастью, те времена давно позади, – уверяет заместитель главного инженера компании Ирина Фролова. – Элементный завод, ставший «Энергией», – вновь не только производит высококачественные источники тока, но и постоянно их совершенствует.


По словам специалиста, предприятие ежегодно на 15–20 процентов обновляет свой ассортимент. Последний писк елецкой энергетической моды – литий-ионные аккумуляторы и батареи. Запущенные в серию в 2011 году, спросом они пользуются отменным. И одно это обстоятельство говорит о многом, потому что у значительной части елецких аккумуляторов потребитель довольно специфический. Можно сказать, предельно взыскательный. В частности, это министерства обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, Федеральная служба безопасности. Широко используют энергию от «Энергии» Роскосмос и Газпром, авиакомпании и флот. Как военный, так и гражданский.


Словом, проверку временем продукция выдержала, о чём свидетельствует и широчайшая география поставок. Батарейки экспортируются в Армению и Беларусь, Казахстан и Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. В числе потребителей Индия и даже весьма враждебно настроенная по отношению к России Польша. А это, если хотите, знак качества – пусть и довольно своеобразный – для елецких аккумуляторов, признание потенциала предприятия, квалификации его сотрудников, наконец, эффективности научной базы и исследовательской работы.


Если в советские времена компания использовала в основном изыскания всесоюзных научно-исследовательских институтов, то сегодня в значительной степени опирается на собственные технические решения и проекты. Об их уровне достаточно красноречиво говорит тот факт, что на счету исследователей компании 19 изобретений. Ещё пять заявок дожидаются оценки экспертов Роспатента.


– У нас отличная конструкторская и технологическая службы, – рассказывает Ирина Фролова. – Создана лаборатория по разработке новых материалов. А это значит – недостатка в инновациях не ожидается ни в ближайшем, ни в более отдалённом будущем.


Безусловно, сотрудничает предприятие и с научными институтами. При этом предпочтение отдаёт разработкам, основанным на российских материалах и компонентах. Правда, оборудование, установленное на производстве, в основном импортное. В своё время это было предметом законной гордости его обладателей. Однако после того как наши отношения с западными партнёрами начали регулировать санкции, стало столь же законным поводом для конспирологического вопроса, а не «засланное» ли всё это иноземное оборудование.


Впрочем, как бы то ни было, но выбирать в разрушительные девяностые не приходилось. Разработкой собственных станков в России тогда принципиально не занимались. Восстановить оте­чественное станкостроение не так-то просто, на это потребуются годы. Хотя, конечно, всё от людей зависит.


Ирина Фролова, например, пообещала нам, что уже в ближайшем будущем «Энергия» поборется за потребителя на весьма ёмком отечественном рынке пальчиковых батареек. Сегодня он всецело принадлежит китайцам. Заставить их потесниться предполагается опять же с китайской помощью. В Поднебесной уже закуплено необходимое оборудование, в скором времени на стажировку на Восток отправятся елецкие работницы, ну а затем начнётся производство конкурентного продукта. В успехе предприятия наша собеседница почти не сомневается. Преимущество китайских компаний в виде низких зарплат персонала и соответственно низких цен на «пальчики» для электронных игрушек стало пусть и не очень отдалённым, но прошлым. Китайцы по зарплатам и ценам с нами практически сравнялись. А по всем остальным параметрам отечественный миниатюрный источник тока нисколько не уступает ни «дюраселам», ни «энерджайзерам».



Что отдать на аутсорсинг


Как в своё время рассказывал председатель совета директоров компании «Елецгидроагрегат» Виктор Ситников, этим вопросом он задался после очередного телефонного разговора с главой администрации Липецкой области Олегом Королёвым. Речь шла о народных предприятиях. В своё время Ситников пообещал подумать о создании хотя бы одного из них в Ельце. Но ничего сколько-нибудь стоящего не придумывалось. А тут вдруг осенило: а почему бы не перевести инструментальный участок на аутсорсинг. Несмотря на важность для завода, производство непрофильное, вспомогательное. Во всём мире этим занимаются самостоятельные специализированные структуры. И занимаются успешно, потому что это непрофильное производство для них становится профильным, основным. Решили попробовать и на «Гидроагрегате». В итоге на базе инструментального производства, отдела инструментального хозяйства и частично участка ремонта и механизации было решено создать народное предприятие с говорящим названием «Квалитет» (от латинского qualitas – качество).


И вот уже со времени образования акционерного общества работников «Народное предприятие «Квалитет» прошло более полутора лет. Что можно сказать о начинании? Генеральный директор «Квалитета» Сергей Иванов убеждён: решение оказалось точным.


«Квалитет», став первым народным предприятием Липецкой области, занявшимся промышленным производством, состоялся. При этом фирма производит уже не только режущий инструмент, технологическую оснастку, штампы, пресс-формы, стенды для проведения испытаний гидроцилиндров, клапанной гидроаппаратуры, гидравлических фильтров, но и приступило к выпуску гидравлических станций, предназначенных для привода станков и другого оборудования. Пока выпущено 25 таких станций, но генеральный директор уверен, что у новой продукции есть будущее, как, впрочем, и у самого предприятия, да и вообще у коллективных форм организации труда.


– Когда народное предприятие создавалось, оно насчитывало порядка шестидесяти работников, – рассказывает руководитель. – Сегодня же штат «Квалитета» увеличился до восьмидесяти человек. Ну а средний возраст персонала наоборот снизился с 49 до 43 с небольшим лет. Изменилось отношение к труду. Нет проблем с дисциплиной. Как следствие, в прошлом году за девять месяцев прибыль предприятия составила три с половиной миллиона руб­лей. При этом полтора миллиона мы выплатили в качестве дивидендов.


Однако не всё измеряется деньгами. Однажды на «Гидроагрегате» побывали социологи Елецкого университета и, попытавшись выяснить градус социальной напряжённости в различных структурах предприятия, пришли к выводу, что наиболее комфортна температура в «Квалитете». И это тоже достаточно убедительное свидетельство демократичности и перспективности «народной» модели.



Не было бы счастья


Однако коль скоро мы заговорили об аутсорсинге, нельзя не рассказать и ещё об одном предприятии, созданном на «Елецгидроагрегате». Речь об обществе с ограниченной ответственностью «Елецкая внешнеторговая компания». Оно было образовано в марте 2013 года и стало одним из первых резидентов индустриального парка «Созидатель».


Компания, задуманная как эксклюзивный дистрибьютор ЗАО «Строймашсервис», чья стихия – логистика, торговля, поначалу соответствовала своему назначению в полной мере. Покупала необходимые машиностроителям компоненты в европейских странах и поставляла гидрооборудование и запасные части для спецтехники в Казахстан, Беларусь, другие страны СНГ. Однако в 2014 году в Европе резко «похолодало», были объявлены санкции и антисанкции, взлетела цена тамошней валюты, и внешнеторговой компании пришлось приспосабливаться к новым условиям. В частности, она вынуждена была начать производство некоторых закупавшихся прежде деталей.


– Не было бы счастья, да несчастье помогло, – комментирует смену торговых ориентиров на производственные директор компании Сергей Корякин. – Компоненты, приобретаемые в Румынии, стали чрезмерно дорогими, что понимали и наши партнёры. В отличие от политиков бизнесмены ничего против нас не имели, а поэтому помогли найти поставщика оборудования, установить это оборудование в Ельце и создать собственный расточно-раскатный участок. И сегодня мы самостоятельно изготавливаем трубы для гидроцилиндров и поставляет их потребителям.


При этом в планах приобретение новых более мощных и совершенных станков и расширение производства. А как же конкуренция с «Елецгидроагрегатом», задали вопрос на засыпку журналисты.


– Сегодня никто в мире не делает всё, – ответил директор. – Да крупному заводу, в общем-то, и не нужны мелкие заказы. Они для него – головная боль. Мы же, напротив, заинтересованы в штучных поставках. Они наш хлеб.


А поэтому среди партнёров внешнеторговой компании фирмы из самых разных уголков страны. Был даже один заказ из Германии, что доказывает конкурентоспособность мелкосерийной продукции.



От авиамоторов до гидроцилиндров


Однако развиваются сегодня не только резиденты созданного «Елецгидро­агрегатом» индустриального парка. Развивается и головная компания. Завод, основанный 4 сентября 1944 года и специализировавшийся на первых порах на ремонте моторов для военных самолётов, вновь становится одним из ведущих российских производителей гидравлических компонентов для сельскохозяйственных, строительно-дорожных, коммунальных и лесозаготовительных машин. Он поставляет также гидравлические узлы для военной техники.


Конечно, до рекордных объёмов 70–80-х, когда завод выпускал до 1,2 миллиона гидроцилиндров в год, сегодня далеко, тем не менее предприятие осваивает новые виды продукции, проводит масштабное техническое перевооружение. Нам показывали современные автоматизированные металлообрабатывающие, сварочные, испытательные и окрасочные линии. Рассказывали, что внедряются системы цифрового проектирования узлов и деталей, создан единый инженерный центр, оснащённый современным оборудованием. Всё это в конечном счёте и позволяет предприятию разрабатывать и производить продукцию, вполне сопоставимую по своим характеристикам с мировыми образцами.



Сахарный прорыв


Модернизация сегодня стала едва ли не ключевым словом в лексиконе председателя правления группы компаний «Трио» Евгении Уваркиной, а Елецкий сахарный завод или ООО «Агроснабсахар» – предметом особого руководящего внимания. Дело в том, что перерабатывающее предприятие, введённое в строй в середине шестидесятых годов, уже несколько лет назад перестало отвечать требованиям и возможностям одной из крупнейших агрофирм региона, и тогда в «Трио» была разработана обширная модернизационная и инвестиционная программа. Цель, по словам Евгении Уваркиной, в том, чтобы превратить старый завод в абсолютно новый.


– Сегодня это самый ёмкий как по финансам, так и по физическим, интеллектуальным ресурсам проект нашей команды, – оценивает объём преобразований лидер группы «Трио». – Общий размер инвестиций составит почти девять миллиардов рублей. Мощность предприятия увеличена более чем вдвое, и в нынешнем году в зависимости от урожая мы рассчитываем переработать от 1,2 до 1,5 миллиона тонн сахарной свёклы.


Производительность оборудования росла поэтапно. Сначала количество перерабатываемого сырья увеличилось с проектных 4,5 до 6 тысяч, ну а теперь нагрузка достигнет десяти тысяч тонн. При этом, гарантирует Евгения Уваркина, на порядок улучшатся технологические и, соответственно, экологические, экономические параметры производства. Изменения во многом связаны с сооружением заводской ТЭЦ.


До прошлого года, когда новый объект вступил в строй, «Агроснабсахар» (один из трёх сахзаводов в России) не имел собственного энергетического производства и необходимый для выработки сахара пар покупал у городской ТЭЦ. Операция влетала в копеечку, точнее, в сотни миллионов рублей. С пуском же ТЭЦ завод не только закроет все свои потребности в паре, но и будет производить электроэнергию. Электрическая мощность централи составляет без малого 14 мегаватт. Ну а пара, заметим, хватит не только на технологические процессы сахароварения, но и на превращение отходов производства, то есть сырого жома, в ценный кормовой продукт – жом высушенный и даже гранулированный.


Как обещает Евгения Уваркина, елецкая паровая жомосушка будет максимально экологичной и энергоэффективной. Настоящая проверка её ожидает в нынешнем сезоне. Что касается остального оборудования, то оно уже опробовано и продемонстрировало отличные характеристики. В частности, автоматизированная лаборатория на пункте приёмки сахарной свёклы, оснащённая современным измерительным и диагностическим оборудованием, оперативно выдаёт все параметры исходного продукта – сахарной свёклы, жёстко контролируются и остальные производственные процессы.


Последовательная и хорошо продуманная программа модернизации производства позволяет компании «Трио» поэтапно увеличивать выработку сахара. С 90 тысяч в 2011 году производство сначала выросло до 120 тысяч тонн. Ну а следующий рубеж – уже 260 тысяч тонн. Естественно, что стремительный рост производства предъявляет более строгие требования и к хранению продуктов. Причём не только сахара. В частности, в нынешнем году планируется ввод в эксплуатацию нового склада сухого гранулированного жома, увеличение мощности линии упаковки. Кроме того, продолжается сооружение нового силоса для хранения сахара. А это огромный, почти семидесятиметровой высоты железобетонный цилиндр.


Рассчитанный на 60 тысяч тонн сахара, он вступит в строй в 2018 году и позволит ввести в эксплуатацию так называемую систему бестарной отгрузки продукции. Это значительно сокращает как время загрузки товара, так и трудозатраты. Кроме того, новая для нас система сегодня широко востребована. Особенно такими крупными потребителями продукта, как «Кока-кола», «Пепсико», «Данон».


Укрепляя производственные связи с Ельцом, компания «Трио» традиционно вкладывает средства и в развитие территорий, на которых она работает. По словам Евгении Уваркиной, в нынешнем году на реализацию социальных программ в городе и в 6 районах области агрофирма направила 37 миллионов рублей.


Высоко оценил вклад предпринимателей в экономику Ельца и заместитель главы администрации Липецкой области Александр Никонов, который напутствовал журналистов перед поездкой в Елец. По его словам, старый торговый и купеческий город модернизируется, выпускает инновационную продукцию и остаётся не только крупным культурным, но и промышленным центром региона.



Огромное значение для укрепления промышленного потенциала Ельца имеет вторая очередь особой экономической зоны «Липецк», расположившейся около елецкого села Новый Ольшанец. Глава администрации Липецкой области Олег Королёв убеждён, что это прорывной проект. «Наш регион – единственный на территории России, где президент и правительство решили создать ещё одну площадку уже существующей ОЭЗ «Липецк», – говорит Олег Королёв. – Почему приняли такое решение вопреки общей ситуации? Да потому что липецкая особая экономическая зона является по факту самой эффективной в Европе. На Елецкой площадке будет создано около десяти тысяч высококлассных и высокооплачиваемых рабочих мест. Заводы построят 45 резидентов, а капитало­вложения составят более 170 миллиардов рублей. Под Ельцом будут размещены предприятия машиностроения, станкостроения, автокомпонентов, робототехники, электрооборудования и других отраслей».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 19 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

И у школы есть сюжет?

Елена Мещерякова
// Общество

Тракторист, комбайнёр и бульдозерист

Игорь Пастухов
// Общество

Психолог для спецназовца

Сергей Банных
// Общество

Школа для родителей

Елена Мещерякова
// Образование
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх