lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
4 сентября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Образование 

Через знания – к звёздам (ФОТО)

04.09.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Образование

Начало нового учебного года – это всегда стремление вперёд, потому что, как утверждают психологи, дети не умеют смотреть назад, для них в приоритете – только завтра


Россия, устремлённая в будущее


Так назывался первый урок нынешнего учебного года. Желание заглянуть в будущее всегда щекочет нервы. Но для того чтобы к гадалкам не ходить, можно и нужно это самое завтра уже сегодня формировать. Что, собственно, и делают в детсадах, школах, профессиональных колледжах и вузах.


Накануне Дня знаний премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев провёл селекторное совещание, главной темой которого стала готовность отечественной системы образования к началу учебного года. По словам Председателя Правительства РФ, с первого сентября около 30 миллионов человек начнут учиться. За школьные парты сядут 15,5 миллиона детей (что почти на миллион больше, чем год назад). В плюсе – первоклассники, студенты колледжей и техникумов, а ещё– дошколята, что не может не радовать.


– К первому сентября мы открываем семьдесят шесть новых школ, а до конца года – ещё девяносто четыре. В них сможет учиться почти сто тысяч человек. Динамика очень неплохая. Столько школ, сколько мы сдали за последние два года, мы не строили никогда, – обрадовал Дмитрий Анатольевич. И уточнил, что на различные «средства обучения, учебники, компьютеры, высокоскоростной Интернет и на более фундаментальные, сложные вещи, такие как современные спортзалы, столовые, транспорт, включая школьные автобусы, Правительством РФ выделено три миллиарда рублей».


По словам министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой, в стартовавшем учебном году продолжится внедрение нового стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь родители смогут выбирать, в какой школе будет учиться их особый ребёнок: в специализированной или в обычной. При этом все школы должны иметь доступную среду и необходимое обеспечение для детей с ОВЗ, начиная от пандусов и заканчивая специальными учебниками со шрифтом Брайля.


– Одиннадцать тысяч образовательных организаций примут ребят с особыми потребностями, – сообщила Ольга Юрьевна. – Наиболее успешная работа в этом направлении проводится в Ленинградской и Тамбовской областях, а также в Хабаровском крае. Регионы продолжают мероприятия, направленные на создание доступного дошкольного образования, и только в этом году запланировано ввести ещё восемьдесят тысяч мест. На сорок семь процентов увеличилась доля частных организаций дошкольного образования. В рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» открыты новые естественно-научные и технические направления. Начали работу сорок «Кванториу­мов», в которых занимаются двадцать восемь тысяч детей.


Нынешней зимой «Кванториум» появился и в Липецкой области. Он вошёл в структуру регионального Центра поддержки одарённых детей. Планируется, что ежегодно в «Кванториуме» более 1600 детей 3–11 классов будут проходить обучение по дополнительным образовательным программам: «Робоквантум» (мехатроника, прикладное программирование), «Наноквантум» (материаловедение на микро- и наноуровнях), «Биоквантум» (микробиология, биотехнологии), «Аэроквантум» (малая беспилотная авиация, дроны), «Геоквантум» (геоинформатика — технологии измерений и сбора пространственной информации) и «IT-квантум» (программирование, защита информации).


В нашем регионе первого сентября в образовательные учреждения различного уровня пришло около 120 тысяч человек. Из них почти 13 тысяч – первоклассники, 52 600 – дошколята, пять с половиной тысяч юношей и девушек зачислены на первый курс в профессиональные колледжи и лицеи.


В нынешний День знаний распахнула свои двери новая школа в 29-м микрорайоне областного центра. Её учениками стали 800 ребятишек. Ещё две школы строятся в Задонске и в микрорайоне «Елецкий» в Липецке.


Дети Галактики, дети Земли, дети России


«Давным-давно в разных частях света жили люди, не знавшие о существовании друг друга. Одни путешествовали за пределы Галактики, открывали новые планеты, стремились к дальним звёздам, но это не приносило им радости и счастья. Другие с рюкзаками за плечами исходили все дороги и узкие тропы Земли. Они пели у костра, но их песни были грустны, и о своих открытиях рассказать им было некому. А в маленькой стране жили добрые и искренние люди. Они устраивали весёлые праздники, но не были счастливы потому, что не с кем им было поделиться своей радостью. И решили жители маленькой страны отыскать себе друзей. Они обошли всю Землю, вышли за пределы Галактики. За широкими морями, за высокими горами отыскали они себе друзей. Стали три народа жить весело и счастливо и назвали себя «Мы дети Галактики, дети Земли, дети России». Люди поняли, что жить счастливо можно только вместе. Для того чтобы жить радостно, нужно делиться своей радостью с друзьями, а главным в их жизни стало желание делать добро и дарить его людям».


Эта легенда появилась во время одного из традиционных ночных походов, что так любил устраивать основатель и первый директор гимназии № 64, заслуженный учитель РФ, почётный гражданин города Липецка Вячеслав Александрович Котельников. Он пел под гитару песню «Притяженье Земли», его ученики смотрели в мерцающее звёздное небо… 19 сентября 1998 года в гимназии появилась новая детско-юношеская организация, сменившая пионерию и комсомол. При этом каждое возрастное звено получило своё название. Начальная школа – «Дети России», средние классы – «Дети Земли», старшеклассники – «Дети Галактики».


Новый учебный год гимназия, отмечающая в 2017-м тридцатилетие, встречает в лидерах рейтинга лучших общеобразовательных учреждений Липецка – ТОП-5.


ФОТО


– Уже несколько лет гимназия работает как экспериментальная площадка по внедрению методики преподавания по системе Занкова на федеральном уровне. Также мы являемся региональной площадкой повышения качества образования в условиях перехода к эффективному контракту и межрегиональной платформой по теме персонифицированного воспитания. Мониторинг качества образования проводится ежегодно и на разных уровнях, – рассказывает нынешний директор гимназии Ольга Сергеевна Карташова. – И мы всегда в лидерах, как в городе, так и в области и в стране. Сегодня в нашей сфере нет мелочей. Существует единая система оценки качества образования в России. Она показывает уровень подготовки, который опирается не на ЕГЭ, а на промежуточные результаты – всероссийские проверочные работы. А они говорят, насколько объективно мы оцениваем своих детей, как развивается предмет в школе, как ребёнок умеет применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Результаты Единого госэкзамена и всероссийских предметных олимпиад выпускников гимназии нас тоже радуют, хотя понятно, что это итог работы не только школы, но и семьи, и центров дополнительного образования. Вяче­слав Александрович Котельников, будучи лидером по натуре, и школу свою задумал сделать самой лучшей. В основе – культ знаний. Вячеслав Александрович считал, что если ребёнок не научится трудиться на уроке, он не вырастет в человека будущего, в гражданина своей страны. При этом он сам обожал учительствовать.


И, конечно же, как человек, страстно увлечённый астрономией, Котельников заражал своей любовью и учеников. Так в гимназии – единственной в Липецке – появилась своя обсерватория. Издалека виден её купол. С нынешнего года астрономия, незаслуженно выброшенная из учебного процесса, снова возвращается на школьную орбиту. В шестьдесят четвёртой гимназии её преподаёт Лилия Викторовна Ходыкина, многие годы проработавшая бок о бок с Вячеславом Александровичем.


– Мне кажется, что наконец-то власти поняли: без фундаментального образования, без научных знаний мы ничего не добьёмся. Удивительно, что астрономия на некоторое время уходила из школ. А ведь она раздвигает границы познания у наших детей, развивает интеллект, позволяет выходить за рамки привычного. Современные методы исследования дают возможность проверить гипотезы учёных, в том числе и на других планетах. Конечно, в физическом курсе есть часы астрономии, но всё-таки преподавать этот предмет должны не физики, а астрономы. Главная проблема – в кадрах. Школа нуждается в молодых учителях астрономии, у которых горят глаза и которым хочется многое сделать – так было, когда мы с Вячеславом Александровичем начинали работать. У него на уроках стояла звенящая тишина – настолько он умел увлечь детей, да и нас, молодых коллег. Он сам делал карты звёздного неба, вместе с ребятами выходил на крышу с телескопом, причём занимался с учениками как во время уроков, так и дополнительно, по зову сердца. Те годы были торжеством астрономии в нашей гимназии. А три года назад предмет убрали из расписания. Но олимпийское движение, как ни странно, не затухало. Ученики, посещавшие мой астрономический кружок, неоднократно занимали первые места в городе и в области, были призёрами в России.


Возможно, что со временем вернётся в гимназию и кружок астрономии для среднего звена. А пока в планах директора Ольги Сергеевны Карташовой создание духового оркестра и полноценного театрального коллектива на базе студии – победителя региональных и всероссийских творческих конкурсов, которую организовала инициативный родитель Виктория Ивановна Юрикова.



Дети Солнцево


Школа в селе Солнцево Чаплыгинского района звёзд с неба не хватает, но в школьном созвездии липецкой образовательной галактики не теряется. У неё есть свои поводы для гордости. Выпускники разных лет, отучившись после солнцевских девяти классов в Чаплыгинской или Рощинской средних школах, поступали в различные ведущие вузы нашей страны – например, в МГТУ имени Баумана. А те, кто не видел себя инженерами, экономистами, геологами и врачами, шли в профессиональные колледжи – педагогические, строительные, аграрные.


– Мы считаем, что свою педагогико-воспитательную миссию выполняем, – полагает директор школы и учитель физкультуры Александр Петрович Смыков. – В этом году за парты в Солнцево сели десять учеников, из них два – первоклассники. Близнецы-семиклассники Артём и Кирилл Полунины – наши звёздочки – приезжают из соседнего села Соловые. И к каждому ребёнку педагоги находят индивидуальный подход. Все наши ученики, без исключения, участвуют в олимпиадах различного уровня и нередко становятся как призёрами, так и победителями. В школе – восемь компьютеров, так что ребята имеют возможность и поработать с техникой на уроках, и выйти в Интернет, а после занятий подготовиться в компьютерном классе к докладам. Есть две мультимедийные доски, проектор. Если нам чего-то недостаёт, наша базовая школа, а мы являемся филиалом первой чаплыгинской школы, приходит на выручку.


– Я считаю, что и конкурентную среду, и дух соревновательный мы в классе создаём, – присоединяется к разговору одна из опытнейших преподавателей школы, учитель русского языка и литературы Татьяна Степановна Сафонова. – Даже если в классе всего два ученика, как например, у тех же Полуниных, знаете, как они борются за оценки между собой. Как не желают уступать друг другу, как с меня строго спрашивают за свои ошибки. Поэтому я всегда должна находиться в хорошей педагогической форме, чтобы поддержать настрой учеников. На своём опыте могу сказать: в больших классах учитель всегда может опереться на сильных ребят. А в малокомплектных – все как на ладони, в том числе и сам преподаватель, здесь ни за кого не спрячешься. На севере, а родом я из-под Архангельска, говорят: «Бог леса не сравнял». То есть высота у деревьев разная, вот и у детей разные интеллектуальные возможности, а мы должны их научить всему, чтобы они были конкурентоспособными в жизни, состоялись как личности, профессионалы.


– Как учитель физкультуры скажу: да, я не могу собрать из своих учеников команду – футбольную или волейбольную, – подчёркивает директор. – Но я могу научить ребят, как нужно играть. И когда мы приезжаем в Чаплыгин, в нашу головную школу, они прекрасно вливаются в общую команду и ни в чём не уступают городским спортсменам. Школа на селе – это культурно-интеллектуальный центр. Вся деревенская жизнь вертится вокруг неё. Именно мы – ученики и педагоги – устраиваем замечательные праздники, новогодние утренники, проводим спортивные игры и вечера памяти. В Год экологии совместно с администрацией сельского поселения благоустраивали территорию села, очищали родники. Дети помогают старикам, единственному ветерану войны и труженикам тыла. На День села все наши выпускники приходят в школу, рассказывают, как складывается жизнь. А некоторые даже становятся и нашими благоустроителями. Так Александр Владимирович Фомичёв помог сделать ремонт к первому сентября, перекрыл крышу, несколько лет выделяет деньги на новогодние подарки. Ещё один помощник – Александр Николаевич Агафонов. Насколько я знаю, вопрос о закрытии нашей школы никогда не поднимался. И в этом заслуга главы Чаплыгинского района Николая Петровича Климова.


Школа в Солнцево стоит на фундаменте барского дома. Её окружают дубы, среди которых сохранились и столетние, посаженные ещё пленными французами после войны 1812 года. Школа, пожалуй, первое здание, что встречает приезжающих в Солнцево.


– Сначала здесь была семилетка, потом восьмилетка, – вспоминает Ангелина Михайловна Савенкова, выпускница школы, сейчас трудится в столовой. – Детей училось много! Я пришла в пятьдесят девятом году, среди моих одноклассников были ребята из соседнего села Шишкино, из Ржевки набирали целый класс. Так что в одной параллели было по два класса и в каждом по двадцать человек. Отопления до шестидесятых годов не было, топили печки. А какие удивительные учителя-фронтовики у нас преподавали! Иван Матвеевич Нечаев, Константин Макарович Черешнев.


– Где-то в тридцатые годы прошлого столетия в Солнцево была школа крестьянской молодёжи, но располагалась она в другом здании,– уточняет Александра Николаевна Кочеткова, проработавшая сорок девять лет в Солнцево учителем математики, сейчас на пенсии. – Здесь же после революции был детдом. Потом перевели сюда нашу школу. А так как ребятишек училось много – до двухсот человек, и приезжали они из разных сёл, то была введена интернатовская система – ржевские и шишкинские мальчики и девочки зимовали в школьных стенах, занимались здесь же, кушали, спали. Жизнь кипела!


Как у Земли есть атмосфера, так и у сельской школы есть своя аура, притяжение. Здесь особый запах, особые отношения, здесь дети здороваются кто вперёд и кто громче, здесь можно бросить велик у ограды и забрать его на следующий день. Конечно, благодаря центробежным силам ребята скоро разлетятся в разные края. Вот братья Полунины хотят стать полицейскими, у других пока невысказанные, у некоторых – ещё не сформулированные желания. Но они всегда будут сюда возвращаться, пусть даже за неимением других возможностей – мысленно. И благодарить за то, что школа вымостила им дорожку в будущее. В то самое завтра, о котором они мечтают, когда наблюдают за звездопадом на ночном небе. Говорят, что звёзды в эти дни над Солнцево очень низкие – дотянись рукой. Но чтобы подняться до них, нужно сначала преодолеть девять школьных ступеней – тот самый трамп­лин, оттолкнувшись от которого можно взлететь высоко.


Анатолий Евстропов,
Павел Остряков (фото)


На территории Липецкой области работают 704 образовательные организации:


278 школ и школ-интернатов;


328 детских садов;


7 организаций, осуществляющих обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


26 техникумов и колледжей;


63 организации дополнительного образования;


Центр поддержки одарённых детей.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 19 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +21 C°  Ночь: +6C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

И у школы есть сюжет?

Елена Мещерякова
// Общество

Тракторист, комбайнёр и бульдозерист

Игорь Пастухов
// Общество

Психолог для спецназовца

Сергей Банных
// Общество

Школа для родителей

Елена Мещерякова
// Образование
Даты
Популярные темы 

С грибами не соскучишься

День района: репортеры «Липецкой газеты» сообщают из Краснинского района
Елена Панкрушина, simplay1@mail.ru // Экономика

Неутомимая Надежда

Ровесники «ЛГ»
Эмма Меньшикова, labarita@yandex.ru // "Липецкой газете" - 100 лет

С купеческим размахом

Сергей Малюков, slaavo7@yandex.ru // Культура



  Вверх