lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 августа 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

"Обед силён",

или Еда в русской живописи
03.08.2017 "Золотой ключик".
// Культура
П. Федотов. «Завтрак аристократа».
П. Федотов. «Завтрак аристократа».И. Ерменёв. «Крестьяне за обедом».В. Маковский. «Утренний чай».
З. Серебрякова. «Дети».
П. Кончаловский. «Портрет А. Толстого».

«Обед силён!» – с этими словами князя Юрия Долгорукого связывают первое упоминание о древней Москве. Именно так воскликнул князь, увидев изобиловавшие всяческими яствами столы, накрытые по его просьбе в честь союзника Москвы Святослава Новгород-Северского. Это был настоящий пир на весь мир! Одному только перечислению блюд, украшавших тот стол, в летописи посвящено несколько страниц…


В истории русской культуры еда играет особую роль. Сохранилось множество различных рецептов блюд, названий, описаний способов подачи их гостям. Вспоминая произведения русских литературных классиков И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, встречаем иногда длинные, а порой совсем небольшие, но всегда очень «вкусные» описания обедов и ужинов героев романов и рассказов. Даже в русской музыке можно найти съестную тему. Чего только стоит замечательная сцена с пиром князя Галицкого в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» или изящный танец новогодних сладостей в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик». 


Еда становилась темой творчества и для многих русских художников. Первые натюрморты с участием цветов и фруктов начали появляться в стенах петербургской Академии художеств ещё в 18 столетии. Именно тогда был создан специальный учебный класс – «Класс цветов и плодов», в котором студенты учились рисовать и писать разнообразные дары природы. Полагалось, что это умение может сослужить художнику пользу в создании полотен на исторические и мифологические темы, которые в те далёкие времена были главными в живописи. Жанр натюрморта очень долгое время считался «низшим», и потому русская живопись почти не знает отдельных картин, посвящённых еде, как, скажем, у голландских и французских художников. Однако как мотив, часть творческого замысла еда часто присутствует в творениях русских мастеров. 


Одна из самых ранних картин о еде – это «Крестьяне за обедом» И. Ерменёва. Простые люди часто становились героями полотен этого художника, потому и здесь мы видим нехитрую сценку из жизни крестьян: собравшись за большим столом, семейство обедает, черпая похлёбку из общей глубокой пиалы, рядом с которой лежит круглая буханка тёмного хлеба. Конечно, автора больше волновало само изображение крестьян, а их трапеза стала только поводом...


Исключением из строгих академических правил стало искусство замечательного русского художника И. Хруцкого. Вопреки общепринятым взглядам, он стал истинным и единственным мастером «съедобного» натюрморта! И даже удостоился за это высокого звания академика живописи. Проникшись голландской традицией изображения плодов, цветов, битой дичи, Хруцкий решает изменить положение этого жанра на родине. Поначалу строгая художественная общественность даже не хотела видеть имени Ивана Хруцкого на выставках. Работы художника, представлявшие удивительные по красоте овощи, фрукты и цветы, нещадно выдворялись из выставочных залов. Хоть произведения этого мастера и были не по душе академической профессуре, не понравиться обычным людям его натюрморты просто не могли. Хруцкому заказывали картины для украшения интерьеров домов, подарков родным. Ведь в доме всегда милее натюрморт с цветами и яблоками, нежели глубокомысленный мифологический сюжет. Популярность Ивана Хруцкого неуклонно росла, и коллеги наконец стали к нему так же благосклонны, как и зрители. 


Еда становится и темой для многих острых юмористических картин-сценок художника П. Федотова. Одним из самых ярких его произведений можно назвать «Завтрак аристократа». Художник предлагает нам посмеяться над молодым дворянином, так неразумно тратящим и своё состояние, и, пожалуй, саму жизнь. Обернувшись на стук в дверь, одетый в роскошный шёлковый халат и шаровары юноша стыдливо прикрывает книгой… кусок обычного ржаного хлеба! Хотя здесь же, на стуле, аккуратно разложены программки дорогого ресторана, на одной из которых крупными буквами читаем: «Устрицы». Таким образом наш герой старается произвести впечатление на своего визитёра, которого на самом-то деле он принимает на пустой желудок!


Фольклорностью, обрядовостью дышит произведение «Смотрины невесты». Центром картины становится изображение пышно накрытого стола, за которым и происходит самое главное: стоящую по другую его сторону девушку представляют сватам. Считалось, что чем лучше сваты будут накормлены, тем быстрее состоится семейная жизнь невесты. 


Как особый жанр хочется рассматривать произведения русских художников на чайную тему. Что и говорить, этот чужеземный напиток в нашей стране прижился настолько хорошо, что стал частью русской культуры, нашей доброй привычкой. Чай согревает не только тело, но и душу. И пьют его в России в любое время дня, года и в любом месте. Так, «Утренний чай» В. Маковского рассказывает нам о пожилой городской чете, начинающей свой день с чтения вслух и крепкого чая. А произведение Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» – настоящий гимн употреблению чая! Пышная, белокожая купчиха наслаждается чашечкой крепкого чая на террасе своего дома – и мир словно замер вокруг неё. Ластится кошка, поражает аппетитностью роскошный натюрморт с арбузом на её столе, гордо вздымаются шпили церковных колоколен позади монументальной фигуры купчихи. И даже не верится, что это произведение было создано художником в тяжёлый, голодный 1918 год… Замечателен и кустодиевский «Московский трактир», в котором пьют чай сразу семь ямщиков! 


Дачные чаепития прекрасно запечатлены в творениях К. Коровина «За чайным столом» и «В саду» Л. Попова. Тонкое единство человека и природы в этих произведениях рождают чувство редкой благости, умиротворения и, конечно, напоминают нам о том, что чай – это также дар природы.  


От уютных дачных чаепитий переходим в… банкетный зал. Таков «Юбилейный обед» И. Репина. Сквозь большую белоснежную банкетную залу, словно поезд, «мчится» длинный стол. Присутствующие в торжественной и строгой одежде чествуют юбиляра, наполняя зал нежным перезвоном бокалов. 


А вот совсем другой обед на картине «Дети»  художницы и удивительной мамы Зинаиды Серебряковой. Мы видим её детей, с радостью отвлёкшихся от супа и булочек. Сколько любви и нежности в каждой детали этого произведения. И, конечно, доброй материнской заботы – Серебрякова написала здесь и себя: это её руки старательно разливают обед по детским тарелкам. 


В 20 веке изображение съестного вновь становится поводом для создания картин. Так, живописец В. Стожаров с упоением пишет деревенские произведения «Чай с калачами» и «Натюрморт с квашнёй». 


Художник П. Кончаловский создаёт одно из самых главных своих произведений – портрет писателя А. К. Толстого. Но какое же отношение к нашей теме имеет портрет? Взгляните на него внимательнее, и вы поймёте, что изображение сытного стола здесь не менее важно, чем сам портрет писателя. Ведь именно стол вдохновляет Толстого на чудесные описания боярских пиршеств, которые присутствуют в его произведениях. Кажется, что прямо сейчас в его голове рождается самый красивый и «вкусный» эпизод романа «Князь Серебряный»: «...Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи...». 


Действительно, обед силён и для вдохновения просто необходим!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Вторник, 24 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Спорт шаговой доступности

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com
// Спорт

Повысить грамотность предпринимателей

Ирина Смольянинова, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Экономика

Давайте работать от сердца

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru
// Культура
Даты
Популярные темы 

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов // Экономика

Бюджетникам повысят зарплату

Сергей Кибальниченко, Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Власть

Безопасность как принцип

Лариса Пустовалова, larisa.pustowalowa@2017 // Общество

Кто ищет, тот найдет

Елена Таравкова, elena.taravkova@gmail.com // Общество

Махали шашкой и танцевали на балу

Анастасия Карташова, kart4848@yandex.ru // Общество

Уроки немецкого и… дружбы

Ольга Шкатова, shkatovao@list.ru // Образование



  Вверх