lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 августа 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Кухонный романтик

03.08.2017 "Золотой ключик".
// Культура
«Скат», 1728 г.
«Женщина, наливающая воду
из бака», 1733 г.«Судомойка», 1738 г.«Кухарка, чистящая брюкву», 1738 г.«Стол дворецкого», 1763 г.

Что такое кухня? Это место в доме, отведённое для приготовления пищи и наполненное различными предметами и приспособлениями, помогающими хозяйке варить, жарить и печь. Пространство кухни – зрелище, как правило, весьма обыкновенное: полки с крупами и приправами, многочисленные ложки, вилки, тарелки, кастрюли, половники... Однако появись здесь умелая хозяйка, и все эти привычные предметы вдруг станут чудесными, а обычная кухня обязательно превратится в волшебную лабораторию, где рождаются самые неожиданные и, бесспорно, вкусные идеи. 


Именно такой образ кухни в искусстве живописи создал французский художник 18-го века Жан Батист Шарден. Он написал свыше тысячи картин, подробно и увлекательно поведав о буднях служанок и кухарок, о той необыкновенной красоте, которой могут обладать самые простые на вид вещи, и, конечно, о самом процессе приготовления пищи. Откуда же берёт начало такая любовь художника к кухонной теме? Как и многое в нас – из детства. 


Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Семья Шарден была самой обыкновенной, живущей в скромном парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре (ныне  этот район один из самых фешенебельных) и зарабатывавшей на жизнь тяжёлым трудом. Глава семейства был резчиком-краснодеревщиком, мадам Шарден – по­дённой работницей. К удивлению отца, маленький Жан совершенно не интересовался столярной мастерской и с большей охотой отправлялся «работать» вместе с мамой на кухню и в прачечную. Здесь можно было подолгу любоваться приглушённым блеском кастрюль и медных лоханей или выдувать из длинной трубки огромные мыльные пузыри, пристально наблюдая их хрупкую и недолгую жизнь. А приготовление различных блюд? Оно казалось мальчику то ли священнодействием, то ли каким-то ловким фокусом: шутка ли, из горсти муки, дрожжей и масла приготовить румяный, мягчайший бриошь! 


Как-то раз Жан Батист зарисовал свои впечатления на листе бумаги, и этот рисунок случайно попал на глаза мадам Шарден. Растроганная явными способностями сына, она убедила мужа отдать мальчика подмастерьем к художнику Пьеру Каза. Довольно скоро мастер Пьер увидел в своём новом помощнике даровитого живописца и рекомендовал его в мастерскую известного парижского скульптора и художника-портретиста Ноэля-Никола Куапеля. Юный Жан Шарден принимал участие в создании портретов – Куапель доверял ему писать различные детали костюмов, предметы, высоко ценя способность  Шардена передавать увиденное с большой  тонкостью и достоверностью. 


Однако всё свободное время Жан Батист посвящал живописанию кухонных забот, которые по-прежнему являлись частью жизни его любимой матери. На кухне всё могло стать предметом творческого вдохновения: и оловянные тазы, и разделанная рыба, и торжественный процесс сервировки блюд. Ему была по душе именно та особая атмосфера, что царила здесь, – не парадная, а уютная и искренняя, проникнутая домашним теплом и заботой. 


Первой картиной Шардена стал «Скат». Полотно представляло кухонный стол, буквально ломящийся от изобилия даров моря. Главным среди них была подвешенная на крюк ромбо­образная туша морского ската. Автор внимательно и точно передал блестящую поверхность шкурки ската и рыбьей чешуи, игру световых бликов на глиняном кувшине, мягкость складок отброшенной со стола скатерти и основательность каменной кладки кухонной стены. «Изюминкой» этого натюрморта стала забавная кошка, которую привлёк запах рыбы, но сильно напугал облик неведомого ей морского ската. 


Затем Шарден написал произведение «Буфет»: оно изображало сценку на кухне, в которой рыжий сеттер заинтересовался зрелищем стоящей на столе  большой серебряной этажерки с фруктами. 


Молодому живописцу захотелось показать созданные им картины людям, и, недолго думая, Шарден отправился на парижскую площадь Дофина, где обычно устраивались художественные выставки. Коллеги по цеху, предлагавшие здесь местной знати свои картины на модные в то время сюжеты из античной мифологии, с иронией поглядывали на кухонную романтику Жана Шардена. Но каково же было их удивление, когда народ плотной стеной окружил натюрморты с кухонной утварью. Импровизированная выставка в одночасье решила дальнейшую жизнь Жана Батиста Шардена. Его произведения купили за очень хорошие деньги, а самого художника избрали членом Королевской академии искусств как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». 


Теперь у него были собственный дом и собственные слуги, однако найти Шардена по-прежнему можно было только на кухне! Поначалу поваров и служанок сильно смущало присутствие их гос­подина с кистями и мольбертом среди чанов с яствами и грязной посуды, но вскоре они привыкли и даже сами начали придумывать сюжеты для очередного творения хозяина. Например, увидев замечательный «портрет» сияющей начищенными боками медной цистерны для воды, служанка Мари Анна Шено предложила Шардену выполнить ещё одну картину, где она бы наливала из этого бака воду в ведро – дескать, пусть останется для потомков художественное «руководство» по его использованию. Так родилось произведение «Женщина, наливающая воду из бака». Шарден постоянно запечатлевал своих слуг: вот молодая девушка моет в бочке сковороду с длинной-предлинной ручкой, а всё та же Мари Анна изображена чистящей брюкву или вернувшейся с покупками с рынка. Все эти сценки привлекают своей непосредственностью, в них нет и тени грусти. Да, работа кухарки и прислуги нелегка, но как замечательно, когда господин художник делает её предметом высокого искусства.


Помимо жанровых сцен, Шарден пишет огромное количество самых разнообразных натюрмортов. Предметы, изображаемые художником, никогда не бывают чересчур роскошными и красивыми, а их расположение кажется и вовсе случайным. Будто ненарочно в «Натюрморте с флягой маслин» в поле зрения художника оказался грубо сколоченный, массивный деревянный стол, на котором расположились пышный круглый хлеб, тарелка с сочными грушами, изящная сахарница и бутыль с консервированными маслинами. А посмотрите на «Кухонный натюрморт» – ведь это просто запечатлённый Шарденом уголок кухни: кувшин, лохань, рыба, пара яиц и кусок свежего мяса. В этих произведениях нет ни жеманной игры, ни театрализации, но есть необыкновенное тепло самой жизни, тепло, исходящее от домашнего очага и доброй, заботливой семьи. 


Все предметы, изображаемые художником на холсте, словно оживают и даже «разговаривают» друг с другом. «Взгляните, – будто горделиво говорит большая медная кастрюля – героиня картины «Кухонный стол», – как блестят мои начищенные бока!» И кажется, что стоящие рядом изящная ступка и белый кувшин действительно с восхищением «смотрят» на свою пузатую соседку! А взглянув на «Стол дворецкого», вы обязательно станете свидетелем изысканного «диалога», в котором пребывают аристократы соусники, прекрасная фарфоровая сахарница и маленький столик (у него даже ящичек, словно рот, приоткрыт!).


Слава о «кухонном» романтике живописце Жане Шардене быстро разнеслась по Европе. Многочисленные заказчики стремились в его мастерскую, чтобы пополнить свои домашние коллекции очередным  замечательным произведением. А художник всё творил и творил, удивляя публику неистощимостью своей фантазии и редким умением видеть необычное, казалось бы, в самом обыкновенном.


Прошли столетия, а искусство Шардена видится таким же близким сердцу, побуждающим размышлять и любоваться самым ценным, что у нас есть, – жизнью, часть которой, безусловно, каждый из нас проводит на кухне.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх