lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 августа 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Завтрак по-голландски

03.08.2017 "Золотой ключик".
// Культура
П. Клас. Натюрморт с кружкой.
П. Клас. Натюрморт с кружкой.П. Клас. Натюрморт с тортом.
П. Клас. Завтрак с ветчиной.
В. Хеда. Натюрморт с позолоченным кубком.В. Кальф. 
Натюрморт с китайской супницей.

Ни в одной стране мира картины с изображением съестного не создавались с таким трепетом и не ценились столь высоко, как в Голландии 17 века. Разнообразными натюрмортами, изображавшими фруктово-овощное изобилие, свежий рыбный улов, только выпеченный хлеб или же аппетитные охотничьи трофеи, было принято украшать столовые комнаты в домах, замках и дворцах. Такие картины помогали возбудить аппетит, провести время за интересной беседой, которую, как правило, начинал хозяин дома, желая скрасить ожидание гостями готовящегося на кухне обеда или ужина.


Голландцы 17 столетия были убеждёнными домоседами, большими гурманами и не меньшими ценителями искусства живописи. Три этих качества прекрасным образом претворялись в «съедобных» картинах, которые были настолько популярны в тогдашней Голландии, что в стране трудились целые художественные цехи, творившие для горожан натюрморты на любой вкус. Так, одни мастера живописали плоды и цветы, другие специализировались на изображении свежепойманной дичи или рыбы, а третьи создавали изысканные натюрморты-симфонии, посвящённые принятию пищи в определённое время.


Первым, кто придумал не просто переносить на холст внешний вид различных яств, а разыгрывать с участием продуктов маленькие, но самые настоящие спектакли, был голландский художник Питер Клас. А произошло это вот как.


 Как-то утром в мастерской художника по­явился купец, торговавший в городе Харлеме рыбой. Он оставил заказ – исполнить для его торгового представительства изображение огромной сельди, которое стало бы украшением входа в рыбную фирму. Купец был добродушным толстяком и сразу понравился Класу. Потому живописец немедленно принялся создавать «портрет» сельди. Но писать одну-единственную рыбину ему быстро наскучило, и он начал фантазировать: «А что же на завтрак любит есть этот толстяк купец? Конечно, свою любимую селёдку, аккуратно порезав которую он не забывает о куске свежего, хрустящего хлеба и добром стакане пива…» Размечтавшись, художник не заметил, как на его холсте родился замечательный натюрморт, где всё это было так живо изображено, что казалось, пройдёт мгновение – и за столом появится сам участник завтрака – купец. Клас поблагодарил свою фантазию, однако, отставив натюрморт в сторону, продолжил создавать эмблему для рыбного представительства. Наконец за своим заказом пожаловал тот самый купец. Заметив стоявший у стены тонко исполненный натюрморт с сельдью, хлебом и бокалом пива, купец начал упрашивать Питера Класа продать ему это произведение вдобавок к заказу, суля художнику немалые деньги. Клас согласился, и два изображения сельди его кисти украсили в тот день сразу два здания в Харлеме –  представительство рыбной фирмы и столовую богатого купеческого особняка.  


Вскоре художник Питер Клас стал мастером «завтраков». Его картины казались удивительными «окнами» то в мир изысканных кушаний венценосных особ, то в уютную столовую домовитых бюргеров. Каждый натюрморт Класа становился не только подробным рассказом о сословной принадлежности его невидимых хозяев, но даже об их характерах, темпераменте. Посмотрим на «Натюрморт с тортом» и сразу заметим, что внезапно исчезнувшая компания едоков была на редкость весёлой, эмоциональной: нежнейший торт торопливо разрушен ложкой, с лимона не успели счистить кожуру, соль рассыпана, накренившееся блюдо с фруктами грозится упасть со стола, нарезанный хлеб так и остался лежать на старательно отглаженной шёлковой скатерти… Глядя на это произведение, невольно начинаешь размышлять, кем были завтракавшие и куда они так спешили. Быть может, на весёлый приём или же их звал на охоту протяжный звук рожка?


Спрос на натюрморты Питера Класа рос, и справляться в одиночку художнику уже не удавалось. Он стал брать учеников, чтобы выполнять больше заказов и заодно передавать своё мастерство другим художникам. Одним из самых любимых учеников Класа был Виллем Хеда. Хеда также создавал натюрморты-«завтраки», наделяя их необыкновенной драматургией и смыслом. Но если его учителю по душе было изображение безупречно отглаженных скатертей и мерцания прозрачной стеклянной посуды, то признаком искусства Хеды становятся порывисто скомканные салфетки  и начищенные до блеска утончённо-изысканные серебряные и позолоченные кубки, кувшины и чайнички. Взгляните на «Натюрморт с позолоченным кубком».


Время шло, мода менялась, но «завтраки» в художественном мире Голландии оставались по-прежнему востребованы. Однако зритель уже хотел в них видеть нечто экзотическое, нетипичное для Голландии. Это удалось сделать другому мастеру натюрмортов – Виллему Кальфу, в чём ему, безусловно, помогла… Голландская Ост-Индская компания, снаряжавшая торговые корабли на Дальний Восток! Каким образом, спросите вы, это могло отразиться на «завтраках»? Самым непосредственным: в голландских лавках появились китайский фарфор и шёлк, которые художник охотно использует при составлении натюрморта. Он приобретает изумительный восточный колорит, непохожий на такой привычный неповоротливый бюргерский быт. Кроме того, голландские колонии на мысе Доброй Надежды, в Индонезии, Суринаме, на Антильских островах и по всей территории Азии обогащали страну ковровыми скатертями, серебряными кубками, перламутром, которые также находят художественное воплощение в произведениях Виллема Кальфа. Вопреки искусству Класа и Хеды, пронизанному светлыми, прозрачными красками, Кальф использует более тёмные, тяжёлые цвета – ведь массивная китайская супница будет эффектнее выглядеть стоящей на плотном цветном восточном ковре, нежели на лёгкой шёлковой салфетке. Однако, вслед за своими старшими коллегами-современниками, Кальф нередко «ставит» в свои натюрморты и типичный для Голландии стеклянный бокал с массивной ножкой, чтобы подчеркнуть, что «завтракающие» всё же граждане Голландии.  


Вот так, благодаря склонности голландцев к гурманству и одной замечательной фантазии, случившейся в мастерской художника Питера Класа, на свет появился необычный жанр натюрморта, который по-прежнему приковывает наши взгляды и всё так же возбуждает аппетит. Удивительные картины всех трёх художников, о которых мы рассказали, можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 18 августа 2017 г.

Погода в Липецке День: +30 C°  Ночь: +14C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Встают «кордоны» на дорогах

Сергей Константинов
// Общество

Союз под патронатом Меркурия

Владимир Михайлов
// "Липецкой газете" - 100 лет
Даты
Популярные темы 



  Вверх