lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 августа 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Фруктово-овощные фантазии синьора Арчимбольдо

03.08.2017 "Золотой ключик".
// Культура
"Осень"
"Осень"«Садовник».«Зимние плоды».«Фруктовый человек».Портрет Рудольфа Второго.
Искусствовед Полина Матвиец рассказывает о художниках разных стран и эпох, посвятивших своё творчество именно гастрономической теме. Вы убедитесь, что спелые овощи и фрукты, ароматный свежий хлеб и дары моря замечательны не только на вкус, но и на глаз!

Если какой художник и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных людей своего времени, так это итальянец Джузеппе Арчимбольдо. Его картины и сегодня восхищают своей уникальностью, ведь их главные «герои» – это то, что мы едим!


Он родился в Милане в 1527 году. Отец Джузеппе был художником, потому Арчимбольдо-младший довольно рано узнал труд подмастерья, а через какое-то время и сам стал хорошим живописцем. Вместе с отцом юный художник расписывал храмы по всей Италии, и наконец жизнь семейства Арчимбольдо потекла спокойно и предсказуемо! Возможно, таковой она могла бы оставаться и дальше, если бы Джузеппе, помогая отцу выполнять очередной художественный заказ, не оказался в Миланском кафедральном соборе. Здесь, в одной из старых кладовых, куда молодой художник забрёл в поисках бумаги для черновых работ, он обнаружил рисунки причудливо переплетающихся между собой удивительных растений, плодов и животных, созданные знаменитым Леонардо да Винчи. С детства увлекавшийся природоведением, Арчимбольдо, словно заворожённый, рассматривал эти пожелтевшие листы,  понимая, что с росписями церквей в его жизни покончено. 


Отныне Джузеппе Арчимбольдо становится художником цветов, овощей и фруктов. Однако он создаёт не просто натюрморты, но конструирует из даров природы, словно из деталей фантастической мозаики, человеческие портреты и различные аллегорические образы: человек для Арчимбольдо – это такая же часть природы, как и всё живое, так почему человеческое лицо нельзя изобразить в виде картофелин или груш? Даже любой человеческий характер можно выразить определённым овощем или фруктом: так, весёлый непоседа может стать яркой вишней и спелым яблоком, а скромный молчун – репой и луком-пореем. Для Италии XVI столетия такое творческое измышление портретного жанра было в новинку, и на родине у художника почти не было заказов.


Талант Арчимбольдо вдруг оценил германский император, который любил всё необычное и экзотическое. Он пригласил художника работать оформителем празднеств двора. Здесь фантазии Арчимбольдо было где развернуться, и художника ждал поистине головокружительный успех. Какие пышные декорации и удивительные в своей необычности театральные костюмы он создавал! Он украшал рыцарские турниры и балы фантастическими гирляндами, в которых помимо цветов и фруктов можно было встретить самые неожиданные предметы, скажем, столовое серебро или крохотные кофейные чашечки; изобретал изящные колесницы, запряжённых в которые белых лошадей расписывал во всевозможные цвета… Современники восхищались неистощимостью воображения, изобретательностью и юмором Арчимбольдо – ему по праву не было равных.


В часы отдыха от шумных празднеств Джузеппе Арчимбольдо вновь возвращался к своим «съедобным» портретам. От всей яркой творческой жизни художника до наших дней дошло лишь полтора десятка картин. 


Одним из самых известных творений художника считается аллегорический цикл «Времена года». Мы уверены, что тот или иной сезон художественно может выразить только пейзажный жанр, но Арчимбольдо создаёт натюрморт-портрет. Взгляните на «Лето» и вы увидите всё, чем это время года богато: яблоки, груши, орехи и даже огурец, а ещё спелые ягоды и пшеничные колосья. И всё это, собранное так искусно вместе, превращается в настоящий человеческий портрет! А вот «Осень» в виде старичка с носом-картофелиной и ушами-грибами. Смотрите, как тонко написана художником каждая деталь: даже хочется дотронуться до сочного наливного винограда и раскрывшего свои колючие скорлупки каштана. Свою картину «Зимние плоды» Арчимбольдо придумал, спустившись с поварами в дворцовый подвал, где зимой хранился собранный урожай. Так, увиденные художником свекла, капуста, сельдерей, морковь и яблоки превратились в доброго, напоминающего Деда Мороза бородача. 


Но Джузеппе Арчимбольдо не был бы самим собой, если бы даже в своём необычном творчестве не изобрёл чего-нибудь ещё более необычного. Посмотрите на портрет добродушного толстяка-садовника. А теперь переверните изображение на 180 градусов и вы увидите… просто миску с овощами! Такой же картиной-перевёртышем представляется и «Фруктовый человек». Художник проводил творческие эксперименты не только с фруктами и овощами, но умел виртуозно составлять человеческие образы даже из предметов: знакомьтесь – «Повар». В таком остроумном обличии предстал бравый повар германского императорского двора! «Профессиональный» его портрет составлен из всевозможной кухонной утвари – деревянных бочек, тазов и кувшинчиков.


Высшей точкой удивительного искусства Арчимбольдо  и произведением, прославившим его, стал «Вертумн». Состоящий из великолепных плодов и цветов  аллегорический портрет изображает императора Рудольфа Второго в образе древнеримского божества времён года, растительности и преобразования. Преподнесённый императору в честь новогодних праздников, этот портрет был столь высоко оценён монархом, что сразу занял одно из почётных мест в его дворцовой картинной галерее. А Джузеппе Арчимбольдо пожаловали высокий дворянский титул пфальцграфа. 


Будучи в преклонном возрасте, Арчимбольдо вернулся в родной Милан. Бродя по дорогим сердцу улочкам и наслаждаясь родной итальянской речью, которую ему не доводилось слышать несколько десятилетий, Арчимбольдо часто останавливался у стен кафедрального собора и вспоминал, как когда-то мальчишкой нашёл в заброшенной кладовой свою судьбу… 


Замечательного художника Джузеппе Арчимбольдо уже давно нет на свете, но его искусство живёт и продолжается. Вспомните фруктово-овощную историю о Чипполино и его друзьях, героев «Волшебника Изумрудного города». А разве в нас самих не живёт маленький Арчимбольдо, когда мы лепим снеговика с морковкой вместо носа или мастерим поделки из каштана и рябины? Всякий раз, беря в руку спелый фрукт или овощ, помните, что он полезен не только для организма, но и для творческого вдохновения!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 25 сентября 2017 г.

Погода в Липецке День: +16 C°  Ночь: +4C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
Даты
Популярные темы 

«Лабиринт» для умников

Ольга Журавлева // Образование

Тепло сентября

Александра Панина // Общество

Золотые руки плюс светлые головы

Владимир Петров, petrof2332@yandeх.ru // Экономика

«Что мы натворили!»

// "Липецкой газете" - 100 лет

Сладкая страда – идем на рекорд

Михаил Зарников, фото автора // Сельское хозяйство

Красная шапочка из ВАловского Кавказа

Александр Гришаев // Общество



  Вверх