lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
21 апреля 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Золотой гонг
Культура 

Фантазия и терпкая правда жизни

21.04.2017 "Липецкая газета". Александр Бойников
// Культура
Рисунок Виктора Нелюбова к повести Анатолия Рощупкина «Колодезное эхо»

В ткань многих публикаций первого в этом году номера журнала «Петровский мост» вплетена природа всех времен года; всякий раз подобно камертону она настраивает читателя на нужную эмоциональную волну: сочувствие и радость, задумчивость и печаль, удивление и негодование…


Преступление без наказания


Блок прозы оказался нынче по-особому богатым тематикой и героями. Открывающая его повесть «Колодезное эхо» Анатолия Рощупкина снабжена авторским предисловием, своего рода нравственным кредо. Есть в нем некоторые спорные моменты — те, что касаются духовных горизонтов современной молодежи. В центре повести — трагическая судьба обычного сельского механизатора, труженика от души, а не от денег, случайно угодившего в годы «перестройки» под раздачу нарождающимся «новым русским». Писателю не откажешь в умелой прорисовке характеров, хотя поступкам отдельных персонажей, в частности Макушки, недостает психологической мотивировки. Зато убедительно воссоздана атмосфера переломного времени — в лицах и бытовых реалиях.


Уже знакомый читателям поэт и прозаик Олег Севрюков выступил с тремя рассказами. Наиболее яркие из них — «Вариант» и «Шутка».


Повесть Александра Титова «Палата для чудаков» фабульно напоминает «Раковый корпус» А. Солженицына, а заголовком отсылает к шукшинским «чудикам», что никоим образом не умаляет ее оригинальность. Молодой сотрудник районной газеты попадает в больницу села Пищики. Здесь, в сельской глухомани, собрался самый разный люд, этакая смесь социальных слоев, убеждений и судеб, а время словно застыло, несмотря на разгар все той же «перестройки». В полемических диалогах и даже в нетрезвой болтовне героев постепенно усиливается тема России, ее настоящего и будущего. Символом и укором дню сегодняшнему выглядит известный на весь район гармонист, самозабвенно влюбленный в свою гармошку и умирающий от рака горла. А грядущее запечатлено в походе пациентов «по бесконечным полям», под внезапным ливнем на какую-то свадьбу, причем обе метафоры писателем намеренно не дешифруются. Интересен и колоритен Лева, сотрудник той же районки, навещающий коллегу в больнице, — типаж редкий, периферийный.


Рассказы Татьяны Щег­ловой под общим названием «Лики любви» тяготеют к жанру психологической новеллы с ее необычной концовкой, тонкой передачей душевных порывов и чувственных состояний. Любовь прихотливо сочетается с анатомией творческого процесса в его художнической и литературной ипостасях. Пережив вместе с героями резко переменчивые амплитуды уверенности и сомнений, соглашаешься с автором в том, что вопреки нашим фантазиям и прогнозам «жизнь все прорастает из разочарований и сюжетов, поднимается и утверждает свою правду».


Стремительное развитие действия одноактной пьесы Ирины Тануниной «Прощай, Рита» подчинено логике тестового эксперимента со страшным результатом. Самоубийства в молодежной среде, сначала кажущиеся и воспринимаемые как беспочвенные, в действительности могут быть вызваны конкретными причинами — равнодушием и презрением к тем, кто рядом. И драматург стремится донести это до всех, и в первую очередь до подростков, чьи сердца и головы в переходном возрасте без труда наполняются чем угодно.


«Любовь есть чудо всепрощенья…»


Поэзия первого выпуска отличается стилевой разнотипностью и поли­окулярностью взглядов на окружающий мир, открытостью самовыражения. Тамара Романова говорит о любви без надрыва, приглушенно и одновременно проникновенно, опираясь на философские посылы и привычные ассоциации. Подборка Анны Харлановой трогает сочной экспрессией зимних пейзажей и воспоминаниями о деревенском детстве с его добрым ностальгическим уютом.


Стихи Александры Тамбовской привлекают прежде всего сосредоточенными откровениями души, поисками ответов на вечные вопросы. Ее строки несут в себе мерцающее ощущение переходности, метафизической рубежности; они симпатичны огромным желанием «ярко раскрасить… образы каждого дня». Изюминка образного строя ее лирики — в изысканной смелости тропов, воплотивших многоцветье и многозвучье природы:


В терракотовых джунглях осеннего леса,


В фортепьяновых клавишах беглых берёз


Все мне слышится музыка звонкого лета,


Все мне чудятся отзвуки чувственных гроз.


Каждое стихотворение недавно ушедшего из жизни Владимира Плотникова — щемящая исповедь о любви, о посмертном бытии, о собственной поэзии:


Мои стихи не продаются,


В огонь уходят или в дар,


А иногда ещё кладутся


На рифмы бардовских гитар.


Добавим, что они удивительно естественны — умудренной необходимостью приуготовления к уходу, светлой прозрачной печалью, через которую по-иному смотрится все родное и близкое. Его стихотворение «О себе» — иронично-эпатажно и самокритично, но если вчитаться в него внимательнее, то каждый найдет в себе что-то похожее.


В рубрике «Антология двух стихотворений» мы найдем апологию русских щей Геннадия Лукина, простоватые, но искренние размышления Павла Кузовлева, разные по стилю и проблематике произведения Татьяны Щербачевой, Степана Аксенова, Валерия Семенихина и Валентины Ореховой.


К грустной дате — годовщине со дня смерти — приурочена публикация стихотворений Снежаны Андриановой, дополненная послесловием Алексея Колядова. Поразительно: при жизни не вышло ни одной ее книги. Сейчас еще не поздно это исправить.


О честности и порядочности


Безусловно, не оставит равнодушным очерк Андрея Новикова «Огненными дорогами Донбасса» об итогах дружеской поездки липецких писателей в Луганск и Донецк в январе 2017 года. Спокойный тон изложения, документальная фиксация воочию увиденного и услышанного позволили куда лучше пафосных восклицаний явить читателю жгучую правду и о войне нынешней украинской власти против собственного народа, и о мужестве и стойкости людей, защищающих достоинство и свободу в отдельно взятых областях.


Часть публицистических материалов посвящена представителям искусства. Основательный литературно-краеведческий очерк Игоря Федорина о Егоре Назарове (1848—1900) имеет общероссийскую значимость: этот поэт-самоучка познакомился с Иваном Буниным и послужил прототипом Кузьмы Красова, одного из главных героев его знаменитой повести «Деревня».


Поучительна почти детективная хроника создания таксомоторной фирмы на заре российского частного предпринимательства, тщательно восстановленная Анатолием Негробовым; в известном смысле ее можно рассматривать и как учебное пособие по организации своего дела с выстраданным выводом: «Успешный бизнес подразу­мевает как непременное условие честность и порядочность». Утопично? Нет, абсолютно верно, и не только для бизнеса.


Одним словом, в первом выпуске журнала есть что почитать, над чем поразмыслить, с чем поспорить.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 21 октября 2017 г.

Погода в Липецке День: +2 C°  Ночь: 0 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Утешение в одиночестве

И. Неверов
// Культура

Деловые женщины объединились в комитет

Андрей Дымов
// Экономика

А у нас во дворе…

Ирина Вишнева, фото автора
// Общество

И на земле, и в небе

Ирина Черешнева, irina.ch@pressa.lipetsk.ru
// Общество
Даты
Популярные темы 

Грипп — не повод для геройства

Вера Геращенко, врач-инфекционист высшей квалификационной категории, заведующая отделением Липецкой областной клинической инфекционной больницы // Здоровье

Не тяни резину

Марина Кудаева // Общество



  Вверх