lpgzt.ru - Образование Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 марта 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Образование 

Пушкинские уроки

16.03.2017 "Липецкая газета". Елена Бредис
// Образование
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.

В одном очень серьезном военном вузе вступительные испытания проходят особым образом. Там не учитываются результаты ЕГЭ, а все экзамены сдаются заново. Историю отвечают устно, по билетам, а по литературе пишут полноценное сочинение. Там на собеседовании могут попросить прочесть наизусть стихотворение. Студентам этого вуза запрещают пользоваться мобильными телефонами и компьютерами, на лекции они берут с собой только ручку, тетрадку и учебник. Вместо Интернета есть солидная библиотека. Все конспекты после занятий сдаются, и выдают их для подготовки на короткое время.


Вас удивляют эти правила, противоречащие всем инновационным преобразованиям, к которым нас так долго призывают? Не удивляйтесь, просто этот вуз готовит элиту. Из тридцати первокурсников зимнюю сессию успешно сдали только семеро. Четверо ушли из института, не дождавшись сессии.


Знаете, что является главным камнем преткновения? Дети не понимают, как можно учиться без Интернета, который в любое мгновение даст ответ на любой вопрос. Они не в состоянии запомнить то, что сами же конспектировали. Они не умеют самостоятельно думать и анализировать. Возможно, что через пять лет от нынешних трех десятков первокурсников останется половина. И это будут как раз те, кто не зависал часами в компьютере и часто посещал библиотеку. И это будет настоящая интеллектуальная элита.


А что же для всех остальных, «смертных»? Ну, а остальным бесконечные эксперименты с опорой на всемирную сеть, дистанционное образование, всевозможные «компетенции» и «проекты». Можно ли как-то этому противостоять? Об этом корреспондент «Липецкой газеты» беседует с кандидатом филологических наук, доцентом ЛГПУ Александром Кондратьевым и студентом филфака Павлом Анисимовым.


Кадетское воспитание


Кондратьев: Я когда-то уже рассказывал о том, что в кадетской школе Липецкой области ежегодно проводится день памяти Пушкина, когда во всех классах все уроки посвящены Александру Сергеевичу. Нынешний год — особенный, юбилейный. Это год двухсотлетия пушкинского выпуска Царскосельского лицея.


— Самое время поговорить о том, какое же все-таки образование нам нужно. Невольно вспоминаются строки Окуджавы: «Следом дуэлянты, флигель-адъютанты, блещут эполеты. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты». Скажите, в чем секрет такого воспитания?


Кондратьев: В пушкинском выпуске все рисовали, хотя и не были художниками. Секрет в том, что вся система образования была направлена на раскрытие талантов человека, а они есть в каждом, надо только помочь им проявиться. В лицее, помимо преподавания точных и военных наук, юриспруденции и словесности, огромное внимание уделялось и изящным наукам. Если вы посмотрите расписание занятий, то увидите, как много в нем «прогулок». И это кроме гимнастических уроков. Зачем? Это время для общения лицеистов, для их споров, дискуссий, размышлений вслух. Это и есть чисто российская система образования. Потому что русский человек воспринимает себя частью целого, и ему необходим взгляд на себя со стороны. Все эти разговоры о полной самодостаточности — чисто западное представление о человеке.


Анисимов: Когда на «пушкинских уроках» с ребятами начинаешь разговаривать, открываешь для них какой-то неожиданный поворот или проблему, которую они не заметили, то они очень увлеченно включаются, начинают мыслить вслух, подбирать аргументы к своим идеям. И им это нравится! Но если живое общение на уроках подменяется всякими инновациями, то откуда возьмется желание и способность размышлять?


Кондратьев: В том-то и беда, что идет пассивное поглощение информации, и эта информация не превращается в знания, то есть не перерабатывается, не становится «своей». И когда мы сегодня говорим о том, что наши дети в школе перегружены, то это перегруженность информацией, а не перегруз знаниями, увы. То, чем сегодня пичкают наших детей — это неструктурированная информация, которая не дает никакого объективного представления о мире. Это как я вчера компот варил: побросал в кастрюлю все, что во фруктовнице нашел, не думая, как вкус лимона с грушей совмещается. Но мировоззрение, система знаний — это не компот.


— А учебники как-то на это влияют?


Кондратьев: Конечно. Я знаю директора школы, которая принципиально придерживается качественных учебников советского времени. Так проверяющие ей открыто говорят: «Понятно, почему у вас такие высокие результаты! А вы по новым учебникам попробуйте такого достичь». Но это же абсурд. Инновации ради инноваций.


Анисимов: Что касается перегруженности, то я так скажу, исходя из собственного недавнего школьного опыта. Если педагог — личность, если ты влюблен в него, ты горы свернешь, перелопатишь кучу книг, только чтобы не разочаровать его. И при этом ты нисколько не устанешь. Устаешь от того, что не интересно и не нужно. Вот, что такое учитель в школе. Дистанционные курсы хороши для взрослых сложившихся людей, а для детей лишь в исключительных случаях. Детям нужен коллектив во главе с педагогом.


Учиться читать


— Павел, вот вы сказали о книгах. Скажите, как вас приучали к чтению?


Анисимов: Вы будете смеяться: в виде наказания. Что-нибудь натворю — иди и прочитай столько-то страниц. И постепенно я втянулся и увлекся. У меня появились любимые жанры, любимые авторы. Я стал сам выбирать книги. Помню, потом мне уже давали тысячу и говорили: «Это тебе на книжки, на месяц». И я с тех пор усвоил: лучше выбирать книги в бумажном переплете — они дешевле, и можно больше купить.


— Вы современный молодой человек. Как вы относитесь к электронным книгам и чтению в Интернете?


Анисимов: Только как к справочной литературе. Каждая книга имеет свою ауру, в разных книгах страницы оставляют разное ощущение в пальцах, которое запоминается. Я помню, почему в этой книге завернул именно в этом месте уголок, откуда это пятнышко на обложке. А электронная книга обезличена.


Кондратьев: Вот очень показательный пример, который рассказала мне студентка. Она очень любит роман «Тихий Дон», не раз его читала. Но перед экзаменом решила освежить его в памяти, перечитав в электронном варианте. И на экзамене она с ужасом осознает, что не помнит никаких деталей. Это результат. Хорошо, ребенка можно научить любить книги. Но главный вопрос в том, что именно он будет читать. Я пришел в ужас, когда на радио «Эхо Москвы» услышал выступление Александра Невзорова, который заявил, что нашим детям не надо читать «Войну и мир», потому что есть «Властелин колец» и другие фэнтэзи. Наши либерал-демократы сознательно уничтожают русский мир. Посмотрите, какие задания дают к ЕГЭ по литературе. Например, «Тема крепостного права в «Капитанской дочке». Это же в буквальном смысле поперек Пушкина, главная цель которого показать становление юной личности. А о крепостном праве там и речи нет. Почему мы до сих пор не можем правильно прочитать «Евгения Онегина», который у нас так и остается в учебниках «страдающим эгоистом»? Но ведь в начале и в конце романа это два разных человека. Детям это не показывают. Зачем заучивать, чем амфибрахий отличается от дактиля, если дети не понимают, с какой целью поэт выбирает размер? Что в стихотворении Ахматовой «Мужество» амфибрахий звучит как колокольный перезвон и подчеркивает высоту темы. Живую русскую литературу превращают в фикцию и профанацию. Ведение урока — в технологию.


Анисимов: В школе сейчас все настроено на то, чтобы вызубрить и хорошо сдать ЕГЭ, а есть там знания или нет — это никого не волнует. И у человека возникает иллюзорное представление о самом себе: если я хорошо сдал ЕГЭ, значит, я умный. И другие оценивают его тоже по этим баллам, а не по тому, что лично он собой представляет. Все критерии сбиты. Да и такого братства, какое было в Царскосельском лицее, сегодня уже тоже нет: оно невозможно при нынешней установке на лидерство и успех, на конкуренцию и личную победу.


Выбор пути


Кондратьев: И с педагогикой сотрудничества, которая была в советское время, мы покончили, поскольку она не вписывается в западное представление о человеке и обществе. Все эти рейтинги и ранги противоестественны для человеческой природы. Зато мы вытравливаем как раз то, что для этой природы органично: потребность найти себя среди других. Читаю отрывок текста из материалов ЕГЭ. Там герой смотрит на бомбежку Сталинграда и вспоминает, как в детстве не мог оторваться от иллюстрации бомбежки Лондона. А здесь бы и рад был перевернуть страницу, да невозможно, потому что это жизнь. Объясняю ребятам, что это проблема взросления, становления личности. А они говорят, что в ответе совсем другое: проблема бессилия искусства перед жизнью. Вы представляете? Выходит, что если даже учитель попытается растить из ребенка думающего человека, то, мягко говоря, введет его в заблуждение. Мы сегодня на распутье и очень важно, в какую сторону свернем.

Кстати


ТОП-10 произведений, пользующихся спросом у молодежи. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита». Стефани Майер «Сумерки. Сага». Пауло Коэльо «Алхимик». Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества». Януш Леон Вишневский «Одиночество в сети». Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона». Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Дэн Браун «Код да Винчи».

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 24 июня 2017 г.

Погода в Липецке День: +20 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

История и современность

Константин Сергеев
// Общество

Фирма на одни сутки

Ирина Голосная, начальник правового отдела УФНС России по Липецкой области
// Экономика

Педагоги потеснили юристов

Сергей Кибальниченко
// Общество

Каждый день как День защиты детей

Елена Бредис
// Общество
Даты
Популярные темы 

На чем держится благополучие села,

или Рейд по местам, где сказка стала былью
Игорь Плахин // Сельское хозяйство

Без скандала не обошлось

Геннадий Мальцев // Спорт

«Импульс» инноваций и прогресса

Александр Хаустов // Экономика

Развивать село по-липецки

Любовь Мархасина // Общество

«Зеленая программа» России

Иван Александров // Общество

Сельский «Рассвет»

Александр Хаустов // Экономика



  Вверх