lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 марта 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Культура 

Шестидесятники

06.03.2017 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
С начала века за штурвалом филармонического лайнера 
Наталия Мекаева«Музыка в усадьбах» привлекает театральных туристовКрасоты 
сезёновских просторовВсемирно известное Трио баянистовГенерал Валерий Халилов был участником II Международного фестиваля имени Хренникова. В память о Валерии Михайловиче в Липецке 
будет проводиться Международный фестиваль духовых оркестров «Соборная площадь»

Липецкая областная филармония считает себя преемницей высоких музыкальных традиций, сложившихся в нашем крае ещё в начале XIX столетия. Тогда в курзале Липецких минеральных вод устраивались балы, выступали оркестры и столичные артисты.


В 1957 году в городе металлургов создали Липецкое концертно-эстрадное бюро, первым директором которого стал Александр Лазаревич Вайман. Своих исполнителей у бюро не было – липчане довольствовались исключительно гастролёрами. Однако работа по комплектованию собственного штата, по формированию филармонического лица уже началась. В семидесятые годы в Липецк приезжает безусловная и непревзойдённая певческая величина – народный артист России тенор Анатолий Дмитриевич Безденежный. Тогда же здесь начинают творить артисты, составившие золотой фонд липецкого искусства: Валерий Радченко, Татьяна Хованцева, Марина Овсянникова, Владимир Селявкин, Владимир Маркин, прославленное Липецкое трио баянистов, чуть позже – Зинаида Карандакова.


Начинается активная филармоническая жизнь: в 1976 году поставлена опера «Евгений Онегин», в 1977 году под патронатом нашего выдающегося земляка, народного артиста СССР, композитора Тихона Николаевича Хренникова проходит первый фестиваль «Композиторы России – трудящимся ордена Ленина Липецкой области», ставший традиционным. В его рамках на липецкой сцене выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович…


Липецкая филармония сегодня – большое творческое предприятие: 17 филиалов по всей области и Детская филармония. Здесь трудятся (или творят – как кому угодно) 250 человек. Рядом с мэтрами – молодые исполнители, кому продолжать традиции корифеев, – Сергей Блинков, Софья Овчинникова, Елена Баранчук, Игорь Пронин, Михаил Вербицкий…



С начала XXI века Липецкую областную филармонию возглавляет Наталия Мекаева, движитель и вдохновитель большинства творческих проектов. Наталия Николаевна стала четырнадцатым директором филармонии и первой женщиной – художественным руководителем.


– Наталия Николаевна, редакция журнала и наши читатели поздравляют ваш коллектив с присуждением столь высокой государственной награды…


– Спасибо. Очень приятно, что Правительство России так высоко отметило нашу работу. Могу сказать, что для провинции такой спектакль, как «Легенда о граде Ельце» – явление редкое. И даже если подобное случается, то, как правило, афиши пестрят известными столичными именами. Мы пошли другим путём – большинство партий в опере исполняют наши солисты. Исключение – авторский состав: музыку написал один из ведущих композиторов современности Александр Чайковский, постановкой занимался интересный режиссёр, обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян... Но могу отметить, что без поддержки администрации области и лично Олега Петровича Королёва, регионального управления культуры и туризма осуществить столь масштабный проект силами одной только филармонии было бы невозможно. Хорошо, что в самом начале, ещё на стадии зарождения идеи, у нас сложился тесный и продуктивный союз. А спектакль живёт и будет ещё долго радовать поклонников классического искусства. Надо отметить, что специально на «Легенду…» приезжают зрители из разных регионов нашей страны, в том числе из-за Урала. Как только начинается лето, мы получаем массу звонков из разных филармоний с одним и тем же вопросом: «Будет ли опера?»…



– А нынешним летом опера будет?


– Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Год у нас юбилейный, запланировано множество концертов, гастролей, нас ждёт реализация не менее амбициозного проекта… Могу сказать однозначно: «Легенда о граде Ельце» из нашего репертуара никуда не уходит. Более того, в канун шестидесятилетия, 19 мая, на сцене Международного дома музыки в первом отделении юбилейного концерта мы представим москвичам оперу в концертном исполнении… Когда мы задумывали «Легенду…», то совсем не предполагали, что она станет весомым вкладом в развитие туристического потенциала области. Однако мы оказались притягательными для театральных туристов. К нам на спектакли приезжают люди, которым по душе не только окружающие красоты, но и музыкальная атмосфера. В том же туристическом обозе – и наша «Музыка в усадьбах». Например, на «Евгения Онегина» у Стаховичей в становлянской Пальна-Михайловке собралась публика из нескольких регионов. Мне кажется, что если опера будет звучать в Пальне раз в два года, как и задуман проект, это также даст толчок развитию самого места, а у усадьбы появится творческий бренд.



– Какое продолжение ждёт «Музыку в усадьбах»?


– Я мечтаю поставить оперу «Алеко» (первая опера Сергея Рахманинова, написанная композитором по поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы», как дипломная работа в Московской консерватории.Прим. ред.). Мне она видится с цыганским табором на берегу реки или пруда, с кострами, лодками… Прямо представляю себе, как молодой цыган Михаил Вербицкий (солист филармонии. Прим. ред.) скачет верхом на лошади... Думаю, публика будет в восторге. Осталось только выбрать место. Пока рассматриваем Скорняково, поместье Муравьёва-Карского. Есть несколько интересных усадеб с прудами и садами в Усманском районе. Красот у нас в области немало.



– Мне кажется, что вы хотите сделать бренд и для лебедянской земли, раз замахнулись на «Лебединое озеро»?


– «Лебединое озеро» – одна из самых узнаваемых постановок. Едва мы про­анонсировали новый проект, со всех сторон стали раздаваться звонки, людям интересно посмотреть: как это мы соединим высокое балетное искусство и естественные декорации. Заманчивым оказалось наше предложение и для Московского государственного театра «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. А «интерьеры» лебедянские поистине впечатляющие: озеро около села Сезёново такое красивое, словно его природа специально для балета создала. Когда я много лет назад впервые услышала название города Лебедянь, была очарована. Мне показалось, что там должно существовать если не сказочное, то дивное озеро, облюбованное лебедями, посмотреть на которых съезжаются люди. Поэтому, когда пришло время для новых идей, лебедянская тема победила. А где ещё ставить «Лебединое озеро» как не в Лебедяни. Нас сразу же поддержали и заместитель главы области Юрий Николаевич Таран, и начальник управления культуры и туризма региона Вадим Геннадиевич Волков. И посмотрите, как эта затея вписывается в развитие местного туристического кластера! Рядом – удивительный Сезёновский монастырь с мощами блаженного Иоанна Сезёновского…



– ...Неподалёку Свято-Димитриевская Троекуровская женская обитель, а через поле с перелеском – Шовское, где родился Силуан Афонский, который ходил молиться в Сезёново. Место вы выбрали почти сакральное…


– Верно, оно будет по душе и верующим людям, и любителям красивой природы, и меломанам, и ценителям балета. Для меня немаловажно соединить музыку, историю нашей земли и религиозную составляющую. Хочется, чтобы гости не только погрузились в атмосферу, созданную гением Чайковского, но и прониклись святостью самого места. Первые зрители расскажут своим друзьям о существовании мощного православного центра – о лебедянских монастырях, так и пойдёт слава о них по современной России… Иногда не мы выбираем место, а место нас. Когда нужна была площадка для «Легенды о граде Ельце», я прошла многие километры по Быстрой Сосне, пока меня не остановил тот самый «пятачок», куда теперь из года в год приезжают любители оперного искусства. Так же случилось и с Сезёновским озером. Но, думаю, балетный проект будет, пожалуй, самым сложным. Мы полностью зависим от погодных условий. Любая капля дождя станет для танцовщиков решающей.



– Подозреваю, что проект не из дешёвых.


– Мы получили две грантовые поддержки от Министерства культуры. Конечно, место требует благоустройства, обновления дорожного покрытия. Но это не только наша забота, но и районных, местных властей.



– Как вы работали над проектом и почему – «Русский балет»?


– Не скрою, что мы рассылали свои предложения по разным театрам и балетным труппам. Но «Русский балет» и маэстро Вячеслав Михайлович Гордеев сразу выразили свою заинтересованность, более того, они включились в создание фильма, предваряющего балет. Картину покажут по многим цент­ральным телеканалам накануне премьеры «Лебединого озера», которая состоится первого июля.



– В этом году снова пройдёт фестиваль имени Хренникова. Кого ждать?


– Нынешняя фестивальная программа очень насыщена. Богата она и на громкие имена – к нам приезжают знаковые фигуры российской культуры. Среди них – выдающийся виолончелист Миша Майский, французский пианист, лауреат XV Международного конкурса имени Чайковского Люка Дебарг, скрипач Сергей Крылов, Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. На международную конференцию приедут представители порядка пятнадцати стран, которые поведут разговор о творчестве Тихона Николаевича Хренникова и современной академической музыке. Итогом конференции станет гала-концерт в Ельце звёзд мирового вокального искусства и солистов Липецкой филармонии, исполняющих произведения Хренникова.



– А вы сами не хотите поставить Хренникова?


– Есть такая задумка – сделать его оперу «В бурю». Мне кажется, что работа получится интересной. Конечно, писалось произведение в сложные тридцатые годы, поэтому там и появляются персонажи с советского политического олимпа. Наверное, можно в современной интерпретации обойтись и без Ленина…



– Но ведь это наша история!


– Конечно. Я говорю, что сейчас уже можно пренебречь идеологией, остановившись на других сюжетных линиях. Главное – это музыка Тихона Николаевича Хренникова. Но всему своё время: сначала опера «Легенда о граде Ельце», затем балет «Лебединое озеро», следом «Алеко» и «В бурю». Безусловно, мы виноваты перед Тихоном Николаевичем, что его оперу ещё не поставили. А тема революции, Гражданской войны сегодня чрезвычайно актуальна.



– «Князь Игорь», «Легенда о граде Ельце» – оперы патриотического содержания. «Иоланта», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро» – шедевры русской классической музыки. Это, скажем так, ваше кредо – популяризация отечественной классики?


– Русская опера отличается от всех иных масштабностью и тематикой. Нашим композиторам всегда была близка и интересна патриотическая линия в произведении. Вот европейцам как-то удаётся держаться на любовной теме. А у отечественных авторов народ всегда был и остаётся одним из главных действующих героев. Мне по духу это тоже близко. Да и воспитывать публику нужно в первую очередь на отечественном материале. Если проблема, поднятая в опере, проникает в души актёров, зрителей, это не оставляет людей равнодушными – они начинают плакать. Я сама не сдержала слёз, когда услышала музыку Александра Чайковского к «Легенде…» в исполнении симфонического оркестра. Каждый народ себя любит, и французам, и немцам, и итальянцам патриотизма не занимать, тем более американцам. А вот мы, русские, кажется, себя недолюбливаем, скромничаем. А в России такие многовековые, глубокие традиции, которыми можно только гордиться. Это не «квасной патриотизм». Я не сторонница советского строя, но тогда никто не стеснялся огромности, мощи и величия своей страны. Потом, в перестройку, отношение к стране изменилось, но сегодня, к счастью, любовь к Родине снова не постыдна.



– Полгода назад вы с генералом Халиловым задумали создать в Липецке фестиваль духовых оркестров «Соборная площадь» по аналогии со «Спасской башней». После гибели Валерия Михайловича этот проект будет реализован?


– Надеюсь, что в восемнадцатом году мы нашу задумку воплотим в жизнь. Приглашать будем как российские, так и зарубежные коллективы. Кто его возглавит, пока не решили. Быть может, за это дело возьмётся брат Валерия Михайловича, тоже военный дирижёр и композитор Александр Халилов.



– Если ещё немного о перестроечных и лихих краснопиджачных девяностых… Тогда театральные, филармонические, концертные залы пустовали, людям было не до зрелищ – хлеба бы добыть. Что сделал менеджмент филармонии, чтобы ситуацию изменить?


– Советская филармония развивалась по каким-то своим, отличным от мировых, законам. Когда времена изменились, поменялся и вектор филармонической жизни. Это совпало с организацией в двухтысячном году ассоциации директоров филармоний. За основу новых методов работы мы взяли американский опыт – им с нами поделился свердловский коллега, побывавший в Штатах в командировке. Затем мы сами стали приглашать заокеанских коллег, например, менеджеров из Балтиморской филармонии. Так что российская и липецкая, в частности, филармонии стали пропагандировать академическую музыку только с начала двадцать первого века, отказавшись от эстрады, которая подалась в шоу-бизнес. Но мы по-прежнему не очень похожи на своих западных коллег и филармоническая реформа не завершена, нас ждёт немало перемен. А Липецкая филармония отличается ещё и тем, что мы реализуем глобальные проекты, создаём собственные конкурсы.



– Кто для вас составляет зал славы Липецкой филармонии?


– В первую очередь – Анатолий Дмитриевич Безденежный, уникальный русский тенор. А вообще, чтобы никого не забыть, могу отметить: горжусь всеми, кто работал раньше и творит сегодня. Все наши артисты люди талантливые и незаурядные, каждому готова поклониться и сказать спасибо.



– Вы утверждаете, что руководить филармонией женщине сподручнее…


– Это моё мнение, основанное на личном опыте. Женская натура всепрощенческая, материнская, когда надо – требовательная. Большинство артистов филармонии – мужчины очень тонкой организации. Без понимания природы артиста руководителю здесь делать нечего. Умение восхищаться чужим талантом, любовь и уважение друг к другу – вот та атмосфера, в которой мы сейчас живём, такой микроклимат позволяет раскрываться дарованиям во всей своей силе.



– Спасибо, Наталия Николаевна, за беседу. Впереди столько всего интересного – уже сейчас дух захватывает. Думаю, что липчане и гости региона с удовольствием и радостью отметят шестидесятилетие филармонии, тем более что вы обещаете праздник длиною в целый год. Так что будем жить!

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 25 марта 2017 г.

Погода в Липецке День: +5 C°  Ночь: 0C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Послесловие к «сенсации»

Елена Бредис
// Общество

Под звуки дудука

Сергей Малюков
// Культура

Тупиковая ситуация

Ирина Вишнева
// Общество
Даты
Популярные темы 

Не вернулся из боя...

Елена Панкрушина // Общество

Замок Матильды

Сергей Малюков // История

Паритет в дерби

Дмитрий Ржевский // Спорт

Гвардейцем каждый хочет стать

Ольга Журавлева // Общество

Неудобный «Автодор»

Альберт Берзиньш // Спорт



  Вверх