lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
12 декабря 2016г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Абрамцево
Культура 

Свет мой, зеркальце, скажи…

12.12.2016 "ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Анатолия Евстропова
Фото Анатолия ЕвстроповаЗдесь, на Кудыкиной горе, в Липецкой области живёт сказкаЗдесь, на Кудыкиной горе, в Липецкой области живёт сказкаСофья Высокова. «Сказка о золотом петушке»Детский парк «Сказка» в Липецке. Фото Михаила Барабанова

Наступил первый месяц зимы, время, безусловно, сказочное. Ближе к Новому году падающие снежинки становятся похожими на детские сны. А хруст снега под ногами напоминает шелест переворачиваемых страниц сказочной книги, которую листают вьюги и метели, а позёмка и вовсе чудится следом от пролетевшей в ступе Бабы-яги…


В общем, фантазировать можно много и долго. Мы хотим сказки. Вернее, мы хотим понять, что такое сказка, где она живёт и как она родилась, во что со временем превратилась. Нам интересно, почему именно сейчас оказалась возможной инициация создания общества защиты русской сказки – не кризис ли мировой культуры тому виной? 


В наших сказочных историях, как правило, герою, ступающему на неведомый доселе путь, всегда предоставляется помощник. Например, клубочек или птичка-невеличка. В нашем случае проводником в мир сказки выступит доктор филологических наук профессор Елецкого государственного университета Надежда Комлик. И станем мы с Надеждой Николаевной беседовать, пересыпать мыслями-размышлениями да загадки волшебные, нашими предками заданные, отгадывать. 


– Русский человек всегда живёт в ожидании чуда, – убеждена Надежда Николаевна. – И как бы ему тяжело ни приходилось, он верит: завтра обязательно будет лучше. Потребительское отношение к жизни нам не свойственно. И всё это отражено в фольклоре, в том числе и в сказках. 


Многотысячелетняя фольклорная культура – это устная культура. И в ней отражена философия народа, этика, эстетика, психология, история и его знания о природе. На первый взгляд это искусство кажется очень незатейливым, даже примитивным. Но за кажущейся простотой скрывается такая глубина, такая мощь… Неслучайно вся русская литература, а шире – культура замешаны на фольклоре. Ибо в нём – вся правда жизни нации, государства. А государство, как говорил герой Андрея Платонова, «оно ведь завсегда на народе стояло. А государство-то, оно чижёлое». 


Я сама из народа, из его крестьянской глуби, из бунинских мест, мама – из измалковского Лопатино, а папа – из деревни Ясенок. Я видела ту самую берёзовую рощу, которая пленила Ивана Алексеевича, и запахи родины мы с ним слышали в детстве одни и те же, и мужицкую речь, и сказки, и песни. Одну из них Бунин приводит в рассказе «Косцы»:


«Ты прости-прощай, 


любезная, неверная моя.


По тебе ли сердце 


черней грязи сделалось?


Коль не любишь, не мил – 


бог с тобою,


Коли лучше найдёшь – позабудешь,


Коли хуже найдёшь – пожалеешь».


Читаю и думаю, где же я встречала этот комплекс мыслей и чувств? Вспомните знаменитые строки: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим». То же благородство и великодушие, что и в народной песне. Ни яда, ни клинка для «любезной, неверной», а свобода и счастье с другим. Как чуток был Александр Сергеевич к народному искусству, как умел он уловить в нём базисное, фундаментальное.



– Сказки бытуют разные. И в каждой можно найти именно тебе нужные и мораль, и сценарий жизни, и образы-идеалы…


– Русские сказки различаются по жанрам. Остановлюсь лишь на моих любимых – сатирических и волшебных. Мы, русские, к себе беспощадны в плане критики недостатков и пороков. В сатирических сказках отразилось всё плохое, что есть в народном характере. Например, нежелание трудиться, а охота полениться, как у Емели, устроиться в жизни, «пупа не перетерев», как, например, в сказке «Хитрая наука», где старуха искала для своего сына учителя, который научил бы его сытно жить, не прилагая к этому усилий. Долго она искала и нашла чёрта. Народ-то знает, что обучить науке лёгкий хлеб получать может только нечистый. Как актуальна эта сказка сегодня! Как много нынче подмастерьев у чёрта, желающих лёгкого хлеба.


Волшебные, романтичные сказки передают нежность, широту, глубину русской души. Русского человека всегда томила и томит земная юдоль. Он подчинён стихийным силам страстей, в нём отсутствует рациональное самообладание и трезвый расчёт. Мы – безбытный народ. Вот немцы, те живут по расписанию, по установленному графику. А русский не может существовать в таком ритме, он взрывается, раздирает путы каждодневности и в мечтах устремляется на крыльях Могол-птицы в тридевятое царство, в тридесятое государство. Зачем? Он ищет идеального устройства жизни, Града Небесного. И в нём он находит Василису Прекрасную или Марью Моревну. Эти героини – метафора гармоничной, прекрасной души. Когда Иван-царевич встречается с этой душой, с ним уже больше ничего не случается. Но как только он нарушает гармонию, преступает некую черту (сжигает шкуру, ослушивается), с ним тут же начинают происходить не самые приятные приключения, приводящие героя к краю, почти к гибели.



– В сказках всех народов нашей планеты отражено представление людей о миропорядке, о зачине жизни на земле. Вот и сказку «Колобок» некоторые исследователи трактуют с астрономической точки зрения. А бабушки её рассказывали с намёком на то, что надо слушаться старших, нельзя доверять незнакомцам, что нужно быть осторожными и ни в коем случае не самонадеянными… Как вам кажется, смыслы, о которых сегодня повествуют учёные, они действительно были заложены в сказки изначально или это уже наше современное представление?


– Конечно, детская бессознательная сфера ещё не порабощена сознанием, поэтому она так восприимчива к образной материи сказок. Человек всегда познавал природу, и не только окружающую, но и свою собственную и космическую. Этими токами и пронизаны вся мифология и сказки. Так что они намного сложнее, чем кажутся нам на первый взгляд. В них несколько смысловых пластов, рассчитанных на все возрастные периоды.



– Только понимать, прочитывать эти заложенные смыслы мы, к сожалению, уже почти разучились. Посмотрите, странная трансформация происходит со сказочными героями. Например, Баба-яга раньше была отрицательным персонажем – ею пугали детей. А теперь эту бабулю уже никто не боится, наоборот, с ней научились договариваться, и в современных сказках с фильмами есть тому подтверждение. В этом же ряду леший с кикиморой, Кощей Бессмертный…


– Изба Бабы-яги стоит на границе двух миров – реального и потустороннего. Баба-яга, костяная нога – это мертвец, оживлённый фантазией народа. Чего не переносит этот персонаж? Русского духа. Помните, она постоянно принюхивается и находит обладателя этого духа. Жизнь всегда пахнет. А Баба-яга эту жизнь ненавидит, потому что она атрибут мёртвого мира. Она, как правило, подталкивает героя перейти черту двух миров, поэтому она злая героиня. А леший с остальной нечистью – это языческая образность, существовавшая до христианства. Вообще, сказочные персонажи нередко были связаны с повседневной жизнью русского крестьянина, с его бытом. И в этом случае сказки выполняли охранительную функцию. Семьи тогда были многодетными, сидеть с ребятишками было некогда, вот и рассказывали малышам всякие были-небыли, которые изобиловали чудищами, чтобы остеречь их от речных омутов и лесных чащоб. Но главная функция отрицательных сказочных персонажей – всё-таки образное воплощение различных градаций зла.



– Змея Горыныча некоторые исследователи ассоциируют с монголо-татарским игом. Орда же выжигала Русь и шла на неё массивными потоками. Вот в людской фантазии она и превратилась в огнедышащее чудище-дракона.


– Думаю, не только с монголо-татарским игом связан этот образ, но и вообще со всеми многочисленными набегами кочевых племён (половцев, печенегов), нападавших на Русь, выжигавших её, как чудовищный Змей Горыныч. Кстати, с татаро-монгольским игом и сопротивлением ему некоторые исследователи ассоциируют и биографию былинного Ильи Муромца. Это собирательный образ русского народа – 33 года сидел он на полатях, набирая мощь и силу, а потом опрокинул ненавистное иго. 



– А как же быть со святым Ильёй Муромцем, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре?


– А где же вы видите здесь противоречие? Христианская церковь всегда канонизирует защитников своего Отечества, ибо свят их подвиг. 



– Путь русского сказочного героя лежит обязательно через преодоление, превозмогание, казалось бы, невозможных препятствий. Посмотрите, чтобы добраться до иглы, в которой заключена Кощеева смерть, голодный Иван-царевич отпускает и зайца, и утку, а мог бы убить их и съесть. Правда, тогда бы и не получил заветной иголочки.


– Потому что герой русской сказки никогда не подчинялся логике практической разумности, трезвого расчёта (в этом, кстати, наше отличие от западного человека). И ещё одна интересная деталь: и в народных, и в авторских сказках есть волшебное блюдечко с золотой каёмочкой…



– Его ещё шутя называют древнерусский телевизор…


– Да-да. К слову, владеет этим блюдечком с наливным яблочком Василиса Прекрасная. С его помощью она раскрывает перед героем красоту и гармонию мира. Это тоже метафора или аллегория человеческой души. И Василиса Прекрасная обладает этой душой. А Иван-царевич стремится прикоснуться к этой душе, невзирая ни на какие опасности. И Кощея убивает, чтобы душу эту прекрасную спасти.



– В сказочном, архаичном сознании наших предков – авторов сказаний и былин – вся природа живая, и человек вовсе не царствовал над ней, а был равным среди равных. И если герой умеет слышать и понимать мир, говорить с ним на одном языке, то и получает за это награду, а того, кто разучился это делать или возгордился собой – настигает возмездие, как в сказках «Морозко» или «Гуси-лебеди».


– Фольклор, а вместе с ним и сказка, воспитывают в людях отзывчивость, жертвенность, умение чувствовать беду, боль другого. Поэтому наших детей и надо взращивать на фольклоре, с ранних лет читать народные сказки, прибаутки, загадки с поговорками. 



– А почему современные сказки другие? Потому что их пишут профессионально обученные люди?


– Мир изменился, он стал грамотным, рациональным, прагматичным. В этих условиях традиционному фольклору выжить трудно. Сегодня он существует в одном лишь жанре – анекдоте. И носителей фольклорной культуры всё меньше, да и язык в результате всеобщего образования становится дистиллированным.



– Самая парадоксальная сказка – «Курочка Ряба». У маленьких деток она вопросов не вызывает. А взрослые всегда в недоумении. Зачем дед с бабкой сначала сами бьют изо всех сил золотое яичко, а потом рыдают, когда его разбивает маленькая мышка? С одной стороны, понятно, что сказка учит выбирать: духовное или плотское. С другой – русский народ всегда стремится к лучшему, а золотой металл для него – это эквивалент чего-то высшего, идеального. И когда мышка разрушает это идеальное нечто, наступает хаос. Но ведь это же нужно было нашим предкам всё так закамуфлировать…


– Можно ответить так: человеческое любопытство иногда бывает наказуемо. Досталось тебе золотое яичко – береги дар. А дед и баба начинают его бить. То есть человеческим силам золотое яичко, эта драгоценность, неподвластна. А вот обычной серенькой мышке достаточно было махнуть хвостиком, чтобы оно упало и разбилось. Курочка же успокоила деда с бабкой: жизнь продолжается, она теперь снесёт нормальное яичко.


– Получается, что идеальный мир – не для человека с его грехами и пороками?


– Почему-то мне кажется, что эта сказка не о достижении и потере идеала. Просто ни курица не знала, что делать с золотым яйцом, ни старик со старухой. Вот и получилось то, что получилось. Они били его, как обыкновенное и остались ни с чем, вернее, с обещанием получить обыкновенное яйцо. Получается, золото счастья-то не принесло.



– Читаем мы всё меньше, теперь сказки можно посмотреть. Особенно в анимации много сказочных мотивов. Например, многосерийные «Три богатыря». Такое ощущение, что авторы специально хотят сызмальства вымыть из сознания наших детей уважение к родной истории и её героям.


– Я не знаю, зачем это делается, снимается, показывается. Детство – это ведь установочный период, когда закладываются основы морали, нравственности, восприятия Родины. Я родилась в послевоенные годы, трудные, нищие, но в моих воспоминаниях детство такое запашистое, такое яркое. До пяти лет я жила в липецкой деревне, помню, как на соломе бабушка мне рассказывала про Илью Пророка. До сих пор любая сказка у меня ассоциируется с запахами. К сожалению, современные дети читать не любят, им милее гаджеты. Поэтому и появились такие мультики, как «Три богатыря» и «Маша и Медведь».



– Кстати, мультик про Машу уже собрал мировую аудиторию и пользуется огромной популярностью даже в мусульманских странах, потому что героиня носит платочек. А израильские исследователи нашли у Маши психические заболевания. Но давайте поговорим сначала о сказках про Машу и медведей, а потом о современной мультипликационной истории.


– Это сказки-предупреждения, наука жить, сопрягая свои силёночки с природой, которая намного сильнее человека и может уничтожить в любую секунду. Следующая мораль – не робей, попавши в сложную ситуацию, учись договариваться, твоя хитрость, наблюдательность могут выручить. А мультяшная Маша – злая девочка, как сейчас говорят, «безбашенная». Ведь медведь – порядочный человек, трудолюбивый, хозяйственный, добрый. И вдруг ему на голову сваливается такая напасть…



– …Которая, с другой стороны, наполнила его жизнь. А это не про любовь?


– И всё-таки это катастрофическое вмешательство, равное вмешательству человека в природу. А герои с экрана, как и со страниц книг, должны воспитывать. Чему может научить эта оторва? Тому, что всё позволено? В народе сложился идеал девочки – трудолюбивая, чистая, скромная, послушная, любящая… Мультик, конечно, смешной, но в подкорке откладывается, что дети могут не слушаться, дерзить, и всё им сойдёт с рук. А когда ребёнок диктует взрослым правила игры – это жесточайший слом традиции отношений.



– И вот на фоне слома взаимоотношений создаётся общество защиты русских сказок. Это на волне ура-патриотизма или всё-таки наступило время собирать камни?


– Нам нужно защищать и хранить то, что нам досталось от предков, внедрять, распространять, воспитывать с его помощью детей. Это основа нашей национальной жизни. Создать что-то превосходящее прежнюю культуру нам вряд ли удастся, ибо исчезла фольклорная почва, среда. Мы же все хлебнули псевдоевропейской воли, их «ценностями» насытились и поняли, что нужно любить своё. Пренебрежение отеческими устоями нам ох как аукнулось. Ведь и я «бежала, задрав штаны» за перестройкой, многие из нас были очарованы новыми порядками, как нам казалось, справедливыми. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Это сейчас мы поняли, что государство должно быть выстроено с учётом истории, национальных особенностей и интересов. Вот так, одурманенными, мы шли несколько десятилетий, а теперь остановились, оглянулись и каемся… Александр Андреевич Проханов хорошо сказал: «Для европейского человека Бог – это свобода. Для русского – совесть». Это и есть наша национальная, духовная максима, ментальная скрепа русского характера. Меняются эпохи, государственные системы, а эта ядерная основа национальной жизни неизменяема. 



– А может, мы просто научились жить по законам логики, рацио, руководствуясь исключительно рассудочным знанием, вне старинных образов. Ведь при таком подходе не остаётся места ни волшебству, ни чуду, ни сказке, ни образу. И чувствуя этот разрыв с корнями, мы стараемся удержаться хоть за что-то, в том числе и за сказку?


– Человечество в своём познании мира изначально шло двумя диаметрально противоположными путями: логики, умозаключения и образного восприятия. Это в природе человека. Только у одного превалирует логика, рассудочное мышление. Это путь науки. Путь художника – иной. У него иная формула, он мыслит образами, у него одно познаётся через другое: «Глаза Катюши Масловой были чёрными, как мокрая смородина». Лев Толстой, минуя констатацию факта (глаза чёрные, огромные, красивые), даёт нам образ, картинку, которую мы видим с тем же чувством восторга, что и Толстой. Образная логика, как и логика рациональная – это неотъемлемые, неуничтожимые свойства человеческой природы, сознания. Поэтому искусство вечно, как вечны сказки, народные песни, былины, в образной форме передающие народные представления о добре, зле и мире…



– Кстати, инициаторы создания общества сказочников предлагают ещё и организовывать региональные конкурсы сказителей.


– Дело хорошее. Но очень трудновыполнимое, ибо носителей фольклорной культуры, а сказители – высший её пилотаж, почти не осталось. То есть «вживую» это мастерство перенять не у кого, правда, в библиотечных фондах Санкт-Петербурга и Москвы хранятся записи фольклорных экспедиций, в которых зафиксированы голоса сказителей. И это вселяет надежду на возрождение традиции, по которой, как мне кажется, современное общество истосковалось. Я сужу по репертуару наших талантливых участников детского конкурса «Синяя птица», которые выходят с древними песнями старообрядцев, сопровождаемые лирой – редким теперь русским инструментом. Всё это обнадёживает.



– А как вы относитесь к сказочным дурачкам? Не умаляет ли образ Ивана-дурака русский народ?


– Отнюдь. С точки зрения обывательского сознания он – дурачок, потому что не понимает своей выгоды. Он не лукавит, не хитрит. Этот образ, как и образы юродивых в русской жизни, искони связывался народом с высказыванием правды, пророчества. Своим поведением они утверждали, что истина – выше блага, красота – выше пользы, духовное – выше материального. Это те максимы, которые сделались путеводной звездой, «зрячим посохом» для многих и многих поколений России. Надо, чтобы эти максимы стали основой жизни России современной. «На всякого мудреца довольно простоты» – не даром стало названием пьесы Александра Николаевича Островского. Вот хитрит человек, ловчит, строит планы, а потом – бац – и Улюкаев в тюрьме…



– Ну, вот на этом мы и распрощаемся. И как в русских сказках, оставим финал открытым. Спасибо за беседу, Надежда Николаевна.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 13 декабря 2018 г.

Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -2 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Охота без ружей

Сергей Литаврин
// Общество

Под Задонском полыхал 4-метровый факел

Виктор Камский, фото автора
// Общество

Качество жизни – во главу угла

Сергей Банных
// Власть

Светить ярче и на треть дешевле

Сергей Банных
// Общество
Даты
Популярные темы 

Особые возможности

Мария Завалипина // Общество

Что ни мужик, то изобретатель

Дарья Шпакова // Общество

Один из одиннадцати

Иван ПУЗИКОВ, член Данковского районного общества краеведения // История

Инвестор, не жми на тормоза

Игорь Сизов // Экономика

Город ждёт!

// Общество



  Вверх