lpgzt.ru - Родная земля Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 января 2014г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Блоги авторов 
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Облизбирком
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов
Знамя Октября
Липецкое время
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Молодежный парламент Липецкой области
Управление потребительского рынка
Федеральное казначейство
Родная земля 

Соединяя берега и судьбы

01.01.2014 "Липецкая газета". Михаил Покровский
// Родная земля
Фото А. Евстропова

Осенью ушедшего года в добровском селе Волчье отремонтировали мост. С одной стороны, событие не Бог весть какое, чтоб вспоминать о нем несколько месяцев спустя. А с другой... Отремонтирован-то редкостный, уникальный объект — один из старейших в России железобетонных мостов постройки 1905 года.


Когда я прочитал заметку об этом в районной газете «Знамя Октября», то, естественно, загорелся желанием побывать на месте и увидеть почтенное сооружение своими глазами.


Спасибо, барин


Но кто же больше других знает о нем? Оказалось — Мария Кремнева, заведующая сельской библиотекой, а по совместительству краевед и летописец села. Она, кстати, недавно была отмечена на областном уровне как хранитель традиций, что справедливо и по заслугам. Девиз ее подвижничества, пожалуй, в строках поэта Вадима Шефнера:


Чем дальше в будущее входим,


Тем больше прошлым дорожим,


И в старом красоту находим,


Хоть новому принадлежим...


Мария Петровна любезно согласилась побыть гидом и препроводить к мосту. В машине она рассказывала о том, как прекрасно полевое село Волчье, одно из самых овражистых в области, о традициях, здесь сохранившихся, о происхождении названия села. Версий несколько, и каждая правдоподобна. Вполне возможно, имя селу «дали» водившиеся тут в старину волки. Убедительно и другое предположение: Волчье произошло от диалектного слова «волчик», то есть овраг, полукруглый в истоке, расширяющийся к устью. Через один из многочисленных оврагов и построил мост граф Бехтеев более века назад.


— В Волчьем из поколения в поколение передается предание о том, как это было, — рассказывает краевед. — Барин Бехтеев из соседнего села Хомяки любил ездить в нашу церковь преподобного Сергия Радонежского. Добираться ему приходилось по объездной дороге. В одно из воскресений случилось так, что он опаздывал на службу, а посему повелел кучеру ехать прямиком, через овраг. День выдался дождливым. Спустились по крутому склону вниз, а наверх выбраться не могут — все раскисло от дождя. Рвут лошади коляску, а она ни с места. Так и опоздал барин на службу, — а нашу церковь он любил за ее звонкие переливчатые колокола. Чтоб впредь опозданий не было, повелел он построить мост через овраг. Да такой, чтоб не дрогнул под любой тяжестью и в любую погоду был проезжим. Славный, крепкий получился мост — 108 лет служит людям. По нему даже тракторы К-700 проезжали — и ничего, выдерживал. Барина Бехтеева — дворянина из знатного рода, статского советника, бывшего, кстати, почетным мировым судьей, в селе вспоминают с благодарностью. Он, я читала, много сделал и для родного края, и для России.


Мост на нынешние сооружения подобного рода не похож. Его особенность и отличие — монолитно-рамные опоры. Бетонные конструкции прекрасно сохранились. На балке хорошо видна и рельефная надпись: «1905». Ну как не покачать головой и не воскликнуть: «Умели же строить наши предки!». Без нынешних машин и механизмов, в глухомани...


Ремонт, что был сделан рабочими местного агропредприятия «Кировское», не затрагивал «устоев» сооружения: подлили жидкого бетона на подъезде к мосту, укрепили столбики ограждения, отсыпали щебенкой проезжую часть. Получилось, как тут говорят, дешево и сердито, то есть ненакладно для «Кировского», где директором уважаемый в районе человек — Сергей Копылов. А сердито — в значении «надежно».


Барин Бехтеев, надо думать, всего-навсего нашел подрядчика и финансировал строительство. Но кто же автор проекта? В Волчьем ответа на этот вопрос не знали. Выручил начальник отдела мостов областного управления дорог и транспорта Анатолий Савельев:


— Имя этого человека — Иван Грингоф, саратовский инженер. В России он построил немало мостов, в том числе и в нашем крае. Некоторые из них сохранились до наших дней.


Сами себе Грингофы


Но если из века прошлого перебросить «мостик» в век нынешний, то окажется: традицию мостостроительства своими силами на добровской земле за прошедшее столетие не утратили, она живуча. В последние пять-семь лет тут построено с десяток мостов без участия федерального или регионального бюджетов. Глава района Анатолий Глазунов не видит в том ничего необычного, примечательного, из ряда вон выходящего.


— У нас политика такая: если мост нужен людям, селу, значит, он долен быть возведен. Мы эти сооружения называем скромнее: переправа. Требуются они через овраги, речки и озера. Построить такой объект с привлечением проектных и специализированных организаций чрезвычайно дорого. А деньги где? Денег нет. Вот и приходится заниматься самим: искать и находить бывшие в употреблении конструкции и материалы, технику. Проще с энтузиастами, умельцами и патриотами родного края. Они есть и всегда готовы откликнуться и поучаствовать в добром деле совершенно бескорыстно. Беззатратным для бюджета способом возведены переправы через речку Делеховка в селе Путятино, через Зотовку и озеро Зарайское в райцентре, Становую Рясу в Ратчино и другие.


На некоторых из них автор побывал. Необязательно было иметь диплом инженера-мостостроителя, чтобы убедиться, насколько просты и вместе с тем надежны переправы. Строили их, судя по опорам и несущим балкам, с большим запасом прочности. По ним с берега на берег перебираются не только пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, а также коровы. Через переправы без опаски ездят на легковых авто, что и запечатлел фотокорреспондент «Липецкой газеты» в Путятино, где, по словам специалиста сельской администрации Татьяны Быковских, жители разделенных речкой улиц вздохнули облегченно. Да разве только они? В самом Добром переправу через озеро Зарайское, соединяющееся с рекой Воронеж, с полным на то основанием можно назвать жизненно важным объектом.


— Люди довольны, — высказал свое мнение житель улицы Калинина Виктор Чиляев. — Посмотрите, какая основательная переправа, легковушки по ней проезжают. И в половодье ее не снесет, не то что старый деревянный мосток.


В восхитительных тонах говорил о бетонной переправе через Становую Рясу и житель села Ратчино Николай Щиров. Он же показал полузатонувшую деревянную мостушку, наполовину скрытую рекой. Перебираться по ней было небе­зопасно, вешними водами ее смывало или корежило и приходилось с регулярностью раз в год восстанавливать временное сооружение.


— Теперь мы, то есть ратчинцы, в покое. Такая махина любой напор воды и льда выдержит. О прочности что сказать? Для грузового транспорта переправа не предназначена, но в момент строительства по ней даже многотонный экскаватор туда-сюда ходил. Выдержала вес и стоит как ни в чем не бывало. От нас «спасибо» скажите через газету районному главе Глазунову, нашему сельскому главе Олегу Николаевичу Кожевникову и фермеру Баурину. Юрий Петрович и с техникой, и с материалами помогал.


У переправ есть нечто общее: опорами служат вбуренные в дно водоемов трубы, залитые бетоном. Настил сделан из железобетонных балок, что снимаются с реконструируемых мостов федерального или регионального значения. Для серьезных сооружений они устарели, для переправ — в самый раз. Бывают, правда, и иные технические решения.


Методом надвига


Года три назад мне довелось видеть собственными глазами процесс наведения переправы через речку Зотовку в райцентре. На левом ее берегу уже лежал готовый мостовой настил из толстостенных стальных труб метрового диаметра. Трубы же, бывшие в употреблении, отыскал и, можно сказать, подарил району один из его уроженцев, занимавший некогда высокую должность в области, а после выхода на пенсию он как-то был связан с «Вторчерметом». Решение соорудить через Зотовку надежную переправу приняла муниципальная власть, ответив тем самым на многочисленные просьбы трудящихся, а точнее — жителей округи. Роль генерального подрядчика досталась областному государственному унитарному предприятию «Доброедорстройремонт». Тогдашний его директор Виктор Золотарев прямо-таки горел желанием претворить замысел в жизнь. Он, насколько могу судить, был и генеральным конструктором переправы, что-то чертил, набрасывал эскизы, делал какие-то расчеты. Профессиональные мостостроители, возможно, нашли бы недочеты в том проекте, но что с того? Переправа — и это главное! — была исполнена с огромными запасами прочности. Внутри труб сварили ребра жесткости, а снаружи соединили их в одно целое мощными швеллерами. Блеснули мастерством при изготовлении переправы инженерно-технические работники предприятия и рядовые. Особых слов благодарности заслужил тогда электросварщик Николай Макин. Именно ему досталось самое трудное — варить ребра жесткости внутри трубы на тридцатиградусной жаре. И он не испугался ни замкнутого задымленного пространства, ни пекла, в которое не каждый бы сунулся. «Редкий человек, — сказал тогда о нем директор. — В аду, наверное, прохладнее, чем в трубе, где он вел сварку. Но выдюжил, не сдался…».


После всех приготовлений, уточнений, распоряжений, многотонный настил зацепили тросом, второй конец которого накинули на крюк тяжелого самосвала (КрАЗа, кажется). Водителю поставили задачу — рвануть изо всех сил, чтоб настил пулей «перелетел» через речку и не ткнулся в берег. Удалось. Аплодисменты, всеобщий вздох облегчения. Ну а оформить въезд и съезд с переправы было делом техники.


Информация к размышлению


За 60 лет существования области много было построено или реконструировано мостов на ее территории. Они соединяли не только берега рек, ручьев, проток, озер, но и людей, на ней живущих. Сегодня, по информации упомянутого выше Анатолия Савельева, в липецком крае 94 моста федерального значения, 228 — регионального плюс 30 так называемых муниципальных мостов. Еще служат людям несколько мостов от Грингофа, но, к сожалению, как и в Волчьем, они особыми знаками не помечены. Хотя, на взгляд автора, следовало бы возле каждого старинного сооружения выставить таблички или плакаты с короткой информацией о дате постройки, авторе проекта, организации, возводившей объект.


В области, отметим, есть не только «классические» мосты с опорами или переброшенные с берега на берег без опор. Имеются и экзотические для наших мест конструкции. Например, подвесной пешеходный мост в Лебедянском районе, соединяющий два села — Черепянь и Волотово. Одной из характеристик мостов является их длина. Где находится самый короткий мост — неизвестно, а самый протяженный — Петровский — в Липецке. Его полная длина составляет 525 метров.


Мосты, большие и малые, обладают удивительным свойством: их не замечаешь, когда они есть и отвечают своему предназначению. Когда же какого-нибудь «старичка» начинают лечить и закрывают (или суживают) проезд, то тысячи людей вдруг обнаруживают, как плохо без моста, какие неудобства возникают. В полной мере это прочувствовали и испытали жители ряда сел Задонского района в прошлом году, когда вместо разрушенной понтонной переправы через Дон у села Замятино наводили новую.


В области каждый год ведется обновление действующих мостовых переходов. В 2012-м отремонтирован, к примеру, мост через суходольную балку на автодороге Липецк — Данков, в минувшем возобновилось прежнее движение по 310-метровому мосту через Дон в Хлевенском районе. Стоимость работ только на этом объекте составила 170 миллионов рублей. В ближайшие восемь-десять лет планируется обновить все мосты, в том нуждающиеся, на автодорогах области. На это будут потрачены многие сотни миллионов рублей. Своими силами сложные, стратегической важности объекты, конечно, не отремонтируешь, не восстановишь, не построишь. Что же касается маленьких мостов, мостушек и переправ, то опыт Добровского района в этом деле пригодится, возможно, и в других муниципалитетах.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Среда, 13 декабря 2017 г.

Погода в Липецке День: +3 C°  Ночь: +3 C°
Авторизация 
портал
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Сбор спортсменов на малой родине

Вячеслав ХОРОШИЛОВ, Тербунский район
// Спорт

Новый уровень и старые проблемы

Иван Афанасов, фото автора
// Спорт

Почти середина

Юлия Исанова
// Спорт

Полёт и пролёт

Дмитрий Ржевский
// Спорт
Даты
Популярные темы 

Второе дыхание

Владимир Петров // Экономика

Меж прошлым и будущим нить (фото)

Евгения Ионова // Общество

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ // История

Цепь добра

Евгения Ионова // Общество

Олимп героизма

Ольга Головина // Общество



  Вверх